По мнению российского Министерства финансов, крупные интернет компании вроде Google и Facebook должны отправлять налоги за право работать в России в бюджет РФ. Сейчас же средства уводятся от налогообложения, так что бюджет несет потери.
Один из вариантов получить дополнительные источники дохода — обязать интернет-корпорации делиться доходами от российской аудитории с бюджетом России. Сейчас эти компании платят налоги лишь в месте регистрации основного офиса.
Основная причина того, что главный офис международных компаний размещается в низконалоговых регионах — возможность платить меньше налогов. Так, в Ирландии, где налоговая ставка на прибыль составляет 12,5%, зарегистрированы Google, Facebook и Microsoft. В итоге Ирландия получает около $100 млрд в качестве низконалогового региона. В 2015 году международные компании перевели в регионы, подобные Ирландии около 40% прибыли.
В принципе, не только Россия, но и другие страны требуют, чтобы цифровые компании выплачивали налоги во всех регионах, где находятся их пользователи. В этом случае налоги будут распределяться справедливо, а бюджет не будет терять деньги.
«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей», — комментируют ситуацию в Минфине.
Что касается временных рамок реализации закона, то об этом пока ничего неизвестно. Представители Минфина заявили, что до появления новых законов вопрос налогообложения иностранных компаний придется детально рассматривать.
В Европе обеспокоились тем, что налоги технологических компаний распределяются несправедливо еще несколько лет назад. В 2015 году было предложено несколько идей, которые могли бы исправить эту ситуацию. Первая идея — обязать иностранные компании показывать часть прибыли в странах проживания пользователей, причем даже в том случае, если у компании нет офиса в этом регионе. Второй способ — признавать местом создания нематериальных активов регион, в котором работает компания. Так, страна, где эти активы создаются, могут облагать налогом всю прибыль или часть ее. Остаток предлагается распределять между подразделениями компании по правилам трансфертного ценообразования. Третий способ — определение степени активности компании в конкретном регионе. Основа — размер выручки, количество пользователей, объем онлайн-продаж и т.п.
Но все, что озвучено выше — это только предложения, единого подходя для регулирования развивающейся цифровой экономики пока нет. Еврокомиссия в 2018 году предложила ввести трехпроцентный цифровой налог с местной выручки цифровых гигантов. Ну а первая страна, которая ввела этот налог — Франция. Налог по ставке около 3% платят интернет-компании, чей доход превышает 750 млн евро. При этом во Франции следят лишь за частью дохода компаний, который генерируется во Франции.
В этом году Франция может получить дополнительные 500 млн евро в бюджет — как раз за счет нового налога с интернет-компаний. К слову, для того, чтобы определить, в какой стране находятся пользователи того или иного сервиса интернет-компании необходимо отслеживать их IP-адреса.
«Это своеобразный налог за контакт с потребителями, которые с экономической точки зрения фактически приравниваются к нематериальным активам», — прокомментировал эксперт ситуацию. При этом совершенно неважно, где находится штаб-квартира интернет-компании, главное — где находится потребитель товаров или услуг.
Глядя на успехи Франции, аналогичный налог планируют начать собирать и в других странах, включая Великобританию и Италию. Первая начнет собирать налоги в 2020 году, вторая — в 2021, затем, скорее всего, вступят в игру и другие государства.
Правда, ОЭСР планирует добиться согласования налоговых мер в странах Европы. Если действовать несогласованно, то эксперты считают, что это может привести к сдерживанию инвестиций и экономического роста.
«Во многом выработку единого подхода подрывают такие низконалоговые страны, как Ирландия и Люксембург, где аккумулируют прибыль многие ИТ-гиганты. Они не хотят добровольно отказываться от таких инвестиций», — отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Основная проблема как раз в том, чтобы рассчитать долю прибыли интернет-компании для каждой страны. По словам экспертов, сложно определить, что важнее — исходный код или страна, где он был доработан. В случае России помочь может международный обмен данным об операциях транснациональных компаний CbCR (Сountry-by-Country reporting). ФНС РФ получает эти отчеты, в них указываются основные финансовые показатели для разных стран присутствия интернет-компаний. К сожалению, страны обмениваются лишь отчетами о деятельности с годовым оборотом не менее 750 млн евро. Огромное количество других данных не попадает в отчеты.
Правда, существует опасность двойного налогообложения, и в этом вопросе необходимо соблюдать осторожность. Так, в 2017 году в РФ появился «налог на Google», т.е. иностранные компании обязали платить НДС в России, так что тысячи иностранных компаний были вынуждены зарегистрироваться в российских налоговых органах.
Автор: marks