Чиновник «близкий к Федеральной налоговой службе» рассказал, что налоговики нашли 3 фирмы-однодневки, на которые «Яндекс» списывал свои расходы, сообщили «Ведомости».
Классическая схема злоупотреблений со списанием расходов на прокладки-однодневки — это платежи вида: «мы заплатили туда-то 100 тысяч». В этой сумме 18% - это НДС, его не заплатят налоговой (и он её больше всего интересует), однако оставшаяся сумма благополучно «размажется» по цепочке из фирм-прокладок, быстро прекращающих своё существование, что позволит избежать выплат по НДФЛ и УСН.
В претензиях налоговиков к «Яндексу» идёт речь о сумме чуть более чем 190 млн руб., пересказали анонимного чиновника «Ведомости». То есть общий объём проведённой суммы может быть в пять раз больше, и близок к миллиарду рублей (примерно одна пятидесятая годового дохода «Яндекса» по итогам 2015 года). «Яндекс» не согласен с позицией налоговиков и оспорил претензии ФНС в арбитражном суде. Подробностей дела пока нет на сайте Картотеки арбитражных дел, не раскрывает суть происходящего и Яндекс.
Претензии налоговиков к «Яндексу» появились по результатам проверки за 2010−2012 гг. Анонимный чиновник рассказал «Ведомостям», что налоговики обнаружили 3 фирмы однодневки — центры привлечения клиентов (ЦОПы) на которые и списывалась прибыль. Представитель «Яндекса» отверг претензии и объяснил изданию, что ЦОПы были реальными бизнесами, которые консультировали клиентов и оказывали услуги для привлечения партнеров Рекламной сети «Яндекса». Вместе с тем, анонимный чиновник рассказал, что налоговая провела опрос конечных пользователей и выяснила, что они не имели дела с ЦОПами — поисковик осуществлял работу сам. Сейчас никаких ЦОПов у «Яндекса» не существует, поисковик закрыл их летом 2014 года и попросил клиентов перейти на прямые договора с собой.