В конце прошлой недели прошло две встречи рабочих групп, посвященных трансграничной торговле и созданию российской торговой площадки, облегчающей экспорт продукции на мировые рынки. В частности, в четверг в ходе встрече в Минэкономразвития глава российского офиса JD.com Алекс Васильев сказал, что его компания может выступить в качестве подобной площадки. В пятницу президент АКИТ Алексей Федоров предложил обязать иностранных онлайн-ритейлеров платить налоги, в том числе НДС, в России. О перспективах регулирования трансграничной торговли менеджеры более подробно высказались в ходе дискуссии в социальных сетях.
Алекс Васильев приводил пример эффективной площадки для экспорта национальной продукции, созданной японским онлайн-ритейлером Rakuten:
Мне кажется, что у нас часто путают идею создания национальной торговой площадки и собственно самих каналов продаж. Создать национальную площадку — не вопрос. Вопрос — выбрать правильного партнера для завоевания зарубежных рынков. Вот, например, Ракутен — это безусловный лидер екома в Японии с фантастической долей в 30%. Что они сделали для завоевания китайского рынка и развития экспорта японских продуктов в Китай? Открыли магазин на JD.com… В данном случае Ракутен — национальная японская площадка, а JD.com — правильный канал продаж. Отличный, мне кажется, пример. На прошлом заседании [в Минэкономразвития] я говорил, что проще всего это реализовать, если будет кто-то большой, которому в России все будут продавать, а он уже пускай занимается экспортными процедурами. Условный «Магнит», Х5 или еще кто. Подобной британской площадкой в Китае кстати Royal Mail управляет, т.е. национальный почтовый оператор.
Алексей Федоров продолжает настаивать, что площадкой для трансграничной торговли должна быть именно российская компания:
Главный вопрос — быстрый возврат НДС. И решён он может быть только резидентом РФ. О нем и говорим. Мне кажется, это должен быть кто-то с легким госучастием. Почему вдруг Х5, при всём огромном уважении — не очень понятно.
Предложение АКИТ о введении налогов для иностранных онлайн магазинов, работающих на рынке РФ было поддержано советником президента Германом Клименко. Васильев из JD.com оценивает эту инициативу в целом положительно, но упоминает об опыте Транс-тихоокеанского партнерства в рамках которого 12 стран, включая Австралию, Канаду, Мексику и Сингапур договорились о взаимном отказе от пошлин:
Ну, вопросов опять больше [по поводу введения налогов для иностранных интернет-магазинов в РФ], чем ответов. Но, все равно, ведь диалог. В целом, скорее склонен позитивно оценивать такие встречи. Любители ссылаться на международный опыт в регулировании торговли (в т.ч. и онлайн), кстати, тоже могут почерпнуть много нового в кейсе, где 12 стран (представляющие между прочим 40% объема мировой торговли) практически полностью избавились от всех пошлин между собой Может собственно за это и надо бороться? Например, за беспошлинный порог в 1000 евро при экспорте в Китай. Какой был бы катализатор для развития экспорта!
Федоров ответил, что российские ритейлеры добиваются в первую очередь равных условий для себя по сравнению с зарубежными коллегами и добиться этих равных условий можно разными способами:
Если не будет никаких пошлин на наши посылки в Китай — вопрос, возможно, будет закрыт. Сейчас, как ты лучше всех знаешь, российский бизнес абсолютно дискриминирован. К сожалению, я никак не могу повлиять на китайских законодателей. Мы за равные условия. Помоги советом, как их добиться?