Проект по эффективному управлению программными активами в Райффайзенбанке занял третье место в номинации «Программное решение» на европейском конкурсе SAMS Europe Award 2017, который прошел в Берлине. И да, это первый проект из России, который занял призовое место, да и вообще номинировался на эту международную премию.
В начале года мы завершили крупный проект и внедрили в нашем банке Software Asset Management (SAM). Сложное программное решение было построено на базе HPE Asset Manager, а реализовал проект интегратор «Ай-Теко». Не буду слишком углубляться в подробности самого проекта, подробно о нем рассказано в моем предыдущем посте. Расскажу о том, как проходила конференция SAMS Europe 2017 и конкурс проектов SAMS Europe Award 2017, в чем их отличие от российских, как получилось, что наш проект был номинирован, и почему он занял то место, которое занял.
Как мы туда попали?
Конференция по Software Asset Management SAMS Europe и конкурс SAMS Europe Award проходят вот уже в шестой раз. О конкурсе я, конечно, слышал и раньше, но никогда не думал, что мы сможем туда попасть с нашим проектом. А попали мы, можно сказать, благодаря удачному стечению обстоятельств. На проходившей весной этого года в Москве конференции SAMday-2017, посвящённой вопросам управления программными активами, одним из приглашенных кроме меня спикеров был Йохен Хагенлогер (Jochen Hagenlocher), лауреат премии SAMS Europe Award 2016. Он прочитал очень интересную лекцию о своем проекте, процессе его реализации. Пообщавшись с Йохеном в кулуарах, я вынес для себя одну важную мысль: наш проект вполне достойный, и ничто не мешает нам рискнуть и номинировать его. В июне мы подали заявку на участие, прошли отбор на этап голосования, а в сентябре я поехал в Берлин на конференцию.
Международная конференция, в чем разница?
Цель SAMS Europe — собрать профессионалов, которые занимаются управлением программными активами в своих организациях, для обмена опытом в решении реальных проблем, с которыми сталкиваются компании в области управления программными активами. Организует мероприятие не какой-то определенный вендор, а независимая консалтинговая компания we.CONECT Global Leaders из Берлина. И по этой причине формат мероприятия отличается от всего того, что я видел раньше.
Во-первых, большая часть презентаций на SAMS Europe — это реальные истории компаний, которые решили какую-то проблему внутри, автоматизировали какие-то процессы, делятся опытом, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись в ходе реализации, и отвечают на вопросы во время дискуссии. Во-вторых, главная ценность этого мероприятия, за которой и едут его постоянные участники, — живое общение и обмен опытом в формате «круглых столов» по разным важным вопросам SAM. Специалисты рассказывают друг другу о том, что они делают в своих компаниях, узнают подробности чужого опыта, задают вопросы и обмениваются визитками для продолжения общения вне форума. Такой формат показался мне новым, крайне полезным и интересным одновременно.
Живое общение с коллегами со всего мира — главное, что я вынес из этого мероприятия. Общаться, знакомиться, узнавать, что происходит у коллег из других компаний — важнейшая часть конференции.
Как выбирают проекты?
Перед началом конференции независимое жюри конкурса, состоящее из профессионалов в этой отрасли, отбирает в двух номинациях («Проект/Стратегия» и «Программное решение») кандидатов, которые будут презентовать свои проекты во время мероприятия. Критерии простые: снижение затрат и рисков, улучшение процессов, интересное техническое решение. Каждая презентация длится всего около 10 минут, и за это время команде нужно максимально интересно рассказать о своем проекте. Как распределятся места, решают сами участники конференции, которых в этом году было примерно 200 человек. Они голосуют прямо во время мероприятия в режиме онлайн. Их мнение реально независимое, это совершенно олимпийская система — профессионалы оценивают профессионалов, благодаря этому награда так ценна.
Почему мы?
С одной стороны, SAM — это то, что уже реализовано во многих крупных компаниях. И с этой точки зрения ничего уникального в нашем проекте нет, он достаточно «банальный» – мы «просто» внедрили у себя в банке лучшие мировые практики. Когда компания растет, количество используемых программных продуктов растет вместе с ней. Когда количество лицензий на ПО достигает нескольких тысяч, а процессы учета, поддержки, оптимизации программной инфраструктуры, своевременное продление или закупка новых лицензий всё еще осуществляются в ручном режиме, вот тогда компания в полной мере осознает необходимость автоматизации и внедрения SAM-системы. Во-первых, она позволяет получить полное представление обо всем ПО, которое есть в банке. Во-вторых, помогает экономить ресурсы: отказаться от избыточных лицензий, найти незадействованные «мощности». В-третьих, с ее помощью проще находить пиратское ПО, которое могло появиться разными обходными путями, и, как следствие, избегать немалых штрафов. В-четвертых, SAM позволяет правильно планировать бюджет на следующий период времени.
Если кратко, то мы не смогли претендовать на приз в категории «Проект/Стратегия», так как правильный «базовый» SAM – это то, через что уже прошло большинство компаний на конференции.
Но есть в нашем проекте особенность, которая позволила нам пройти в тройку лидеров в номинации «Программное решение». Это его техническая реализация. Во-первых, сам продукт Hewlett-Packard Enterprise Asset Manager – очень интересное по набору коробочного функционала решение и мы максимально использовали его возможности по автоматизации SAM, при этом это лишь одна из граней его возможностей по учёту ИТ-активов. Во-вторых, благодаря нашему проекту Asset Manager был существенно доработан вендором, и новые возможности теперь доступны всем его пользователям – и в этом важная особенность реализованного нами проекта. Благодаря инициативе команды банка любая трудность, встреченная по ходу проекта, всегда обсуждалась с трех сторон — мы, «Ай-Теко» и поддержка вендора вместе решали все возникающие по ходу реализации проблемы с таким прицелом, чтобы команда разработки HPE могла сразу внести в свой продукт необходимые изменения. Итоговое решение получилось интересным даже для профессионалов такого высокого уровня, которые собрались на конференции со всей Европы.
Почему третье место?
Конечно, большую роль сыграл фактор масштаба проекта. Наше решение «локальное» и не такое масштабное, как у других в нашей номинации. Первое место заняла транснациональная Novartis за проект «SAM для облака Salesforce» («Cloud SAM for Salesforce»), а второе — глобальная фармацевтическая компания AstraZeneca за проект «Магазин приложений «AZ Software» («AZ Software Store»). При этом распределение голосов в нашей тройке выглядело так: 46, 33 и 29%, — то есть отрыв у команды, занявшей 2 место, от нас совсем небольшой. Наш проект рядом с такими гигантами удивил людей не масштабом, а красивой архитектурой и совершенством технического решения. И мы очень горды нашим результатом и рады, что попали в тройку призёров и очень достойно впервые представили российскую компанию на международном уровне.
Автор: Максим Качёлкин