TL;DR: Это новый метод написания партитур для фортепиано, который позволяет быстрее научиться играть популярные песни. Традиционные партитуры подразумевают множество символов, звукорядов и необходимость многое запоминать, поэтому их бывает трудно изучать и читать.
Новая система нотации использует визуальные символы и показывает расположение пальцев и рук на клавишах. Читать ее следует сверху вниз, причем каждый круг показывает положение пальца (синий — показывает пальцы левой руки, а зеленый — правой), а цветные линии позволяют понять, как долго необходимо удерживать клавишу нажатой.
Серые линии символизируют черные клавиши, а пробелы между ними — белые клавиши, причем ноты «до» обозначены штриховкой, чтобы было легче ориентироваться.
Первые такты песни Beatles «Let it Be», записанные по моему новому методу музыкальной нотации.
Дополнение: Несколько человек упомянули о схожести данного метода с системами, используемыми в Guitar Hero, Rock Band, Rocksmith, и Dance Dance Revolution (DDR). Я не брал непосредственно их за основу своей системы, однако, вероятно, на подсознательном уровне я вдохновлялся ими… концепции методов весьма похожи.
Мне приятно слышать про такие сравнения, так как люди упоминают популярные компьютерные игры, позволяющие любому «прикоснуться» к музыке, что, в свою очередь, является целью и моего метода.
Что до похожих приложений и видео, таких как Synthesia: я знаю о существовании некоторых из них (и активно изучаю информацию о прочих). Моя система записи нот схожа с используемыми в них методами, однако я стараюсь сделать ее более гибкой, лаконичной, простой и «двумерной».
В то время как большинство других способов изучения игры на пианино основаны на просмотре видео или являются интерактивными, что требует использования аппаратного и программного обеспечения (плюс, я представляю, насколько утомительны бесконечная перемотка и включение видео заново для изучения отдельных частей той или иной композиции).
Тем не менее, вернемся к теме.
Задача
4 такта песни «Let it Be», записанных по традиционной системе партитуры. Это простая песня, но мы видим, что понять, как ее сыграть, не так уж просто.
Чтение традиционных партитур «с листа» может быть сложной задачей. Многие люди: и профессиональные музыканты, и те, для кого это – серьезное хобби, тратят значительное количество времени и сил на то, чтобы научиться читать их. Большинство же попросту и не пытается научиться.
Вот большая часть символов, используемых в традиционных партитурах. Я насчитал более 20 разновидностей.
Те, кто играет на гитаре и не умеет читать нотную партитуру, могут использовать гитарную табулатуру в качестве обучающего средства, однако люди, играющие на пианино, не обладают подобным выбором, и им приходится учиться на слух или запоминать основные аккорды.
Аккорды просты, но партитура передает музыку на более высоком уровне. Я же хочу создать нечто среднее.
Об этом проекте
Это мой индивидуальный проект, цель которого: А) решить проблему, B) положить начало обсуждению и С) получить удовольствие, размышляя о хобби, которое мне нравится. Я ориентируюсь на «рядового» человека, занимающегося игрой на пианино, который хочет научиться хорошо играть песни, но не обладает нужным количеством времени и внимания для того, чтобы научиться читать традиционные партитуры.
Данная целевая аудитория, скорее всего, учится играть простые современные композиции, заранее зная как эти песни звучат. Возможно, им бы хотелось даже петь под музыку.
Чем не является данный проект:
Профессиональным проектом: не было проведено никакого «настоящего исследования пользовательской аудитории», а был просто один дизайнер, несколько карандашей под рукой и друзья, пожелавшие поделиться своими мыслями.
Системой, использующей визуальные формы для точной передачи информации: я применял упрощенные формы и структуру. Это просто модель для демонстрации концепции.
Попыткой «заменить» традиционные партитуры: партитуры используются вот уже более 500 лет (спасибо Википедии), и они замечательны! Профессиональный музыкант может сесть напротив любого листка с партитурой и сыграть музыку по ней, даже если он ее никогда не слышал.
Данная система записи нот является гибкой, точной и выдержала испытание временем. Но, как я уже сказал ранее, для ее изучения требуется изрядное количество времени. Мой новый метод записи нот предназначен для новичков в музыке — не для тех, кто профессионально владеет техникой чтения традиционных партитур.
И вот, что я придумал…
Полная версия песни группы Beatles «Let it Be», записанная по моей новой системе музыкальной нотации.
Общее представление
Напоминает клавиши пианино, не так ли? Узнаваемость — это важно в данном случае, ведь ученик должен увидеть ноту на листке и суметь понять, где она находится (то есть, найти нужную клавишу). Трудность здесь в том, чтобы минимизировать количество символов, поэтому я решил использовать тонкие линии, которые означают черные клавиши, а пустое пространство между ними — белые клавиши.
Аккорд ми-мажор на клавишах пианино, и он же, записанный по моей системе нотации.
Попробовав несколько вариантов, я решил использовать полупрозрачную заливку на месте нот «до» в качестве «точек отсчета», так как по ним ориентируется большинство новичков. Такой подход к тому же позволяет четко разграничивать октавы. Но, так как я уже использовал полупрозрачные линии при изображении аккордов, я обозначил эти «точки отсчета» наклонной штриховкой (диагональными линиями).
Это позволяет аккордам перекрывать ноты «до», сохраняя возможность понять, где что находится. Вот пример:
Аккорд, демонстрирующий, как выглядит нота «до», перекрытая полупрозрачной «линией аккорда» (это крайняя левая нота зеленого цвета).
В более «интерактивной» версии данной системы нотации штриховка могла бы перемещаться, в зависимости от того, в какой тональности исполняется песня — например, для песни в тональности «фа-мажор» каждая клавиша ноты «фа» была бы «заштрихована» — но для простоты и единообразия я остановилcя на ноте «до».
Плюс, в некоторых песнях меняется тональность, поэтому всегда «заштрихованная» нота «до» позволяет избежать проблем, связанных с этим.
Так нужно считать доли по данной системе музыкальной нотации: сверху вниз, причем небольшие промежутки показывают доли, а широкие — целые такты.
Такты и музыкальный размер: я взял идею из статьи Стивена Фью о визуализации информации. Пустое пространство может быть очень эффективным визуальным разграничителем. И вместо того, чтобы разграничивать доли и такты при помощи линий (подобное можно увидеть в традиционных партитурах), я использовал для этого пустое пространство.
Как я показал на картинке выше, узкие промежутки означают слабые доли. Я считаю, что это достаточно лаконичная и подходящая система для данного проекта, однако у нее есть две слабые стороны, которые стоит отметить:
Относительная точность: так как я не использую четкие символы и знаки, то, где должна играться та или иная нота, отчасти приходится додумывать. Для этого необходимо «чувствовать» песню. Но это допустимая жертва для обеспечения легкости освоения.
Нестандартные тактовые размеры: моя система изначально подразумевает 4 доли в такте, то есть размер 4/4, и этому для песен с размером 3/4, 6/4, 7/4 или другими менее распространенными размерами ее будет необходимо адаптировать.
Для большинства современных песен стандартный размер 4/4 должен подходить, но в других случаях потребуется адаптация схемы. Ниже я разместил нотацию для нескольких первых тактов песни Винса Гаролди Linus & Lucy (a.k.a. музыкальная заставка к мультфильму «Peanuts»), в которой используется другой тактовый размер 8 ударов в такт:
И, наконец, у данного формата музыкальной нотации есть два дополнительных преимущества:
Лист с такой нотацией легко распечатать. Без нот и аккордов – это простейшая черно-белая схема.
Ее удобно проматывать на экране. Для планшета или лэптопа ориентация нот сверху-вниз очень удобна при проматывании. При чтении на подобном цифовом устройстве это устаняет необходимость перелистывать страницы, или вообще потребность в страницах.
Аккорды и ноты
Вот несколько аккордов и нот в качестве примера. Как правило, «синие» аккорды будут находиться слева от «зеленых», так как эти цвета показывают пальцы левой и правой руки соответственно.
Общий вид: испробовав несколько вариантов, я пришел к такой вертикально-ориентированной схеме с тремя типами символов. Более темные круги показвают расположение пальцев, нажимающих клавиши пианино — они могут быть изображены отдельно или в составе аккорда.
Более светлые прозрачные вертикальные линии означают продленные ноты, когда вы удерживаете пальцы на клавише/шах, нажав на них. Более светлые горизонтальные линии просто соединяют ноты в аккорды (в традиционных партитурах можно увидеть нечто подобное).
Я сделал горизонтальные линии аккордов тоньше, чем вертикальные линии, означающие «продление ноты» для того, чтобы различать их значение, и для визуальной компактности на странице.
Цвета: разные цвета показывают левую руку музыканта (синий) и правую (зеленый). Это позволяет разделить лист и помогает музыканту понять, какая рука выполняет то или иное действие. Тем не менее, этот формат доступен людям, не различающим цвета (или в случае использования черно-белых принтеров либо при записи нот от руки), так как общий смысл сохраняется и тогда, когда партитура не цветная.
По поводу выбора цветов: это светлые, холодые цвета, которые на напрягают глаз… Я уверен, что компетентный специалист по визуальному дизайну, проведя исследование и тестирование, сумел бы подобрать оптимальную цветовую комбинацию, которая обеспечит нужный контраст и видимость объектов.
Круги: изначально для обозначения нажатия пальцев на клавиши, я выбрал круги как дань уважения традиционным партитурам. Но, попробовав другие фигуры (например, треугольники, горизонтальные овалы и «крестики»), я понял, что круги все равно лучше: их проще нарисовать от руки, они похожи на упрощенное изображение кончиков пальцев, и их (в сравнении с овалами) можно легко расположить рядом, наложенными друг на друга в аккорде, не потеряв значение условных символов и не «перегружая» пространство на листе… смотрите ниже.
На картинке показано, как выглядят две наложенные друг на друга ноты (зеленый аккорд). Круги позволяют различить две разные ноты.
Остальные формы, используемые для обозначения аккорда, хорошо дополняют круги. Единственным недостатком здесь является то, что сложно рисовать полупрозрачные линии от руки, и ниже вы можете увидеть, что я использую волнистые линии для простоты.
Ниже показана цифровая версия предыдущего изображения — это первые несколько тактов песни «You Are the Sunshine of My Life» Стиви Уандера. Тут можно увидеть, как выглядит нотация более сложной песни, в которой используются черные клавиши фортепиано.
Цифровая партитура для данной песни. Это моя собственная аранжировка, так как в оригинале используется другая партия для электронного пианино.
Прочие элементы на листе
Названия аккордов: серые буквы с правой стороны показывают название каждого аккорда. Невозможно знать наверняка, насколько хорошо тот или иной пользователь знает названия аккордов, поэтому это необязательный элемент. Те, кто знают названия аккордов, могут использовать данные буквы.
Для тех же, кто только учит аккорды, такая комбинация названия аккорда и его изображения может быть очень полезной. Я написал здесь названия аккордов «по-простому» вместо того, чтобы помечать инвертированные аккорды или дополнительные нюансы.
Маленькие серые буквы сверху — это не названия аккордов. Они показывают соответствующие клавиши с нотой «до» на 88-клавишном пианино (например, С2 соответствует второй клавише «до» на пианино) [очевидно, автор вел подсчет клавиш слева направо, начиная с контроктавы – прим. перев.]. Это помогает при обучении и позволяет сыграть песню в правильной октаве.
Текст песни: партитура может оформляться либо отдельно, либо вместе с текстом песни, расположенным слева или справа. В случае с современными песнями текст может помочь музыканту ориентироваться в партитуре.
При записи песен с повторяющимися частями вы можете сберечь место на листе и расположить несколько фрагментов текста рядом, как показано выше. Я использовал числа, чтобы обозначить одинаковые музыкальные фрагменты (так как взгляд играющего будет постоянно бегать вперед и назад от аккордов к тексту).
Сложность в том, что несколько фрагментов текста в данном случае расположены горизонтально, поэтому мне пришлось сократить число видимых октав. Нет гарантии, что песни с большим количеством используемых октав подойдут для данной системы нотации.
Изначально я пытался расположить тексты песен и играемые ноты более близко друг к другу, и, таким образом, песни записывались практически пословно, но в результате получалась путаница, поэтому я сгруппировал слова «потактно». Так партитуру легче читать, и музыканты должны суметь разобраться в ней.
Стрелки, обозначающие педали фортепиано — это то, над чем мне пришлось потрудиться. Для меня педаль — это что-то второстепенное… то, на что вы нажимаете и удерживаете, пока звучание не станет смазанным, затем вы отпускаете педаль и нажимаете снова (мой учитель игры на фортепиано, к которому я ходил в детстве, убил бы меня за такие слова).
Я думал разместить значок педали слева, но ему бы уделялось мало внимания во время игры. Я также планировал наложить эти значки на элементы аккорда (например, разместить стрелку, показывающую вверх или вниз, непосредственно на нотах, для обозначения нажатия педали), но нажатие педали не всегда связано с началом нового аккорда.
Стрелки, показывающие нажатие педали, о которых я говорю, обведенные красным для наглядности.
Таким образом, я решил использовать стрелки, направленные вверх/вниз, чтобы показать, когда педаль отпускается (стрелка вверх) и когда на нее нажимать (стрелка вниз). Чаще всего, нажатие педали связывают со сменой аккорда, но мы также можем размещать отдельные стрелки независимо от аккордов по необходимости.
Заключение
Итак: вот мое видение того, как должна выглядеть табулатура для музыки, исполняемой на пианино. В то время, как традиционные партитуры читают, подобно тексту на иностранном языке (и его крайне приятно слушать, когда его правильно «произносят»), эти партитуры следует читать скорее как инструкцию: она подходит для новичков и для музыкантов среднего уровня, которые хотят играть современную музыку. Срок обучения должен быть достаточно коротким, для того, чтобы привлечь больше будущих пианистов к обучению и игре.
P.S. Просто для интереса, давайте рассмотрим еще один пример: в нем показано, как выглядит более сложная басовая партия, и то, как мелодию можно записать так, чтобы ее можно было сыграть, даже если музыкант не подпевает себе. В нем также используется другой тактовый размер: 2/4.
Автор: Audioman