Прим. переводчика: в тексте используется классификация кабелей в соответствии с американской системой маркирования толщины проводов. Уточнить характеристики кабелей в соответствии с международным стандартом на калибры проводов IEC 60228 (AWG) можно здесь.
Используем измерения, чтобы прояснить ситуацию c кабелями
[Часть 1]
Когда я писал свою оригинальную статью, исследуя возможность измерения влияния акустических кабелей на звучание динамика, я показал, что замена кабеля может привести к слышимым изменениям звучания системы.
Для исследования я использовал, по большей части, полные противоположности кабелей, например, кабели 24 и 12 калибров. Многие читатели удивились, какого вида различия я измерял, если я сравнивал обычный кабель 12 калибра и высококачественный аудио-кабель. И я тоже удивился. Поэтому я выбрал все лучшие кабели, которые у меня были, позаимствовал несколько у друзей и повторил тест.
Вот так выглядел метод тестирования: я использовал мой звуковой анализатор Clio 10 FW и измерительный микрофон MIC-01, для оценки характеристики моих динамиков Revel Performa3 F206 внутри помещения. Проводить исследование в помещении было необходимо, чтобы убедиться, что окружающий шум не окажет влияния на эксперимент. Да, на опыт в помещении наложатся акустические эффекты комнаты, но это не имеет значения, поскольку я искал только различия в измеренных результатах, когда я менял кабели.
И чтобы вспомнить теорию, которая стоит за всем этим: динамики акустических колонок и компоненты разделителя спектра сигнала работают как сложный электрический фильтр, настроенный на предоставление колонкам желаемого звука. Добавление дополнительного сопротивления, в виде акустического кабеля с большим сопротивлением, изменит частоты, на которых работает фильтр, что в свою очередь изменит частотную характеристику динамиков. Если кабель дополнительно привнесет в фильтр значительное количество индуктивности и емкости, то это тоже повлияет на звук.
Тест 1: AudioQuest, QED и кабель 12 калибра
В моих тестах я измерил эффекты от нескольких профессиональных кабелей, длиной от 10 до 12 футов, и сравнил показатели с обычным кабелем 12 калибра. Поскольку результаты были, по большей части, похожи, я представлю их по три за раз, с двумя профессиональными и одним обычным на графике.
На графике показаны: обычный кабель (синяя кривая), кабель AudioQuest Type 4 (красная кривая) и QED Silver Anniversary (зеленая кривая). Как вы можете наблюдать, в большинстве случаев различия невероятно малы. На самом деле, большинство различий находится в пределах нормальных, минимальных отклонений, возникающих от измерения к измерению, при работе со звуковыми датчиками, из-за определенного количества следов шума, тепловых колебаний в динамиках и т.д.
Есть небольшое различие на частоте ниже 35 Гц. На этих частотах профессиональные кабели производят меньше баса на выходе динамика, хотя разница составляет порядка -0,2 дБ. Очень вероятно, что это различие нельзя услышать, из-за относительной нечувствительности человеческого уха в этом диапазоне. По факту, большинство музыки не имеет наполнения в этом диапазоне (для сравнения, частота самой низкой ноты стандартной бас-гитары и контрабаса составляет 41 Гц). Это сложно расслышать еще и потому, что только большие колонки башенного типа обладают достаточным уровнем выхода на частотах ниже 30 Гц (вы можете подключить сабвуфер, чтобы воспроизводить эти частоты, но почти все из них обладают автономным питанием, и акустический кабель не окажет на сабвуфер никакого влияния). Вы услышите гораздо более сильные различия в низкочастотных характеристиках, если переместитесь на 1 фут в любом направлении.
У меня не было возможности измерить электрические свойства акустического кабеля AudioQuest (его срочно потребовал назад парень, у которого я его одолжил), но я измерил сопротивление и емкость у QED и обычного кабеля (индуктивность кабелей была слишком мала для моего Clio 10 FW, он не смог её измерить).
Обычный кабель 12 калибра: сопротивление – 0.0057 Ом на фут, емкость – 0.023 нФ на фут.
QED Silver Anniversary: сопротивление – 0.0085 Ом на фут, емкость – 0.014 нФ на фут.
Тест 2: Shunyata, High-End прототип, и кабель 12 калибра
На этом следующем этапе участвовали более профессиональный кабель, толщиной 1,25 дюймов Shunyata Research Etron Anaconda и 0,88-дюймовый прототип, который разрабатывается для профессиональной аудио-компании. Оба достаточно толстые из-за использования тканевой внешней оплетки, но они по-прежнему тяжелые и дорогие. Кабель Shunyata Reserach стоит около $5000 за пару.
На графике отображены характеристики обычного кабеля (синяя кривая), кабель Shunyata Research (красная кривая) и безымянный High-End прототип (зеленая кривая). Вот их параметры:
Shunyata Research Etron Anaconda: сопротивление – 0.0020 Ом на фут, емкость – 0.020 нФ на фут.
High-End прототип: сопротивление – 0.0031 Ом на фут, емкость – 0.038 нФ на фут.
Здесь мы начали замечать некоторые различия, в особенности выше 2кГц. Давайте приблизим и посмотрим поближе…
Тест 2: Просмотр в увеличенном масштабе
Расширяя шкалу магнитуд (дБ) и ограничивая диапазон частот, мы можем наблюдать, что большие, толстые кабели производят измеримые различия в характеристике динамика. F206 – это восьмиомный динамик, но величина различий увеличится при использовании четырехомного динамика.
Это не большая разница, как правило. Увеличение уровня составило +0,20 дБ с Shunyata и +0,19 дБ с прототипом, но оно охватывает диапазон из более чем трех октав. С четырехомным динамиком эти значения должны удвоиться до 0,40 дБ и 0,38 дБ соответственно.
Опираясь на исследование, упомянутое в моей оригинальной статье, низкодобротные резонансные колебания (высокий диапазон частот), величиной в 0,3 дБ, могут быть услышаны. Поэтому, заменяя обычный кабель или тонкий профессиональный кабель на один из больших кабелей, можно с большой вероятностью услышать различия.
Что означают эти различия? Я не знаю. Вы можете заметить, а можете не заметить их, и, вероятно, случится последнее. Я не буду гадать, улучшает это звучание динамика или ухудшает, поскольку это делает верхние частоты более насыщенными, что для некоторых динамиков хорошо, а для некоторых плохо. Обратите внимание, что проведение опыта в поглощающих звук помещениях позволило бы измерить более сильные различия.
В одном из выпусков нашего подкаста мы как раз обсуждали вопросы измерения качества звука с Юрием Фоминым, инженером-конструктором акустических систем высокого класса, основателем компании «F-Lab».
Автор: dmitrykabanov