Я просто обожаю все, что связано с каменным веком, поэтому 3D документальный фильм Вернера Херцога (Werner Herzog) о наскальных рисунках тут же привлек мое внимание, словно мята кошку.
Вот трейлер фильма:
Еще немного видео о фильме можно найти на странице IMDB. Херцог вдохновлялся статьей Джудит Турман (Judith Thurman) в New Yorker.
В большинстве своем фильм рассказывает о визуальном искусстве каменного века, но он также отклоняется в сторону музыки каменного века. В другой пещере, не показанной в фильме, они нашли несколько флейт, сделанных из бивней мамонта, и одну, вырезанную из лучевой кости стервятника.
Этим флейтам около 35 или 40 тысяч лет, что делает их самыми старыми известными музыкальными инструментами (за исключением человеческого тела).
В фильме палеонтолог Вулф Хайн (Wulf Hein) переоделся с ног до головы в шкуры северного оленя и играет на копии флейты из кости стервятника.
Этот старинный инструмент, без сомнений, настроен на мажорную пентатонную гамму. Такой прием, как передувание (overblow) позволяет получить недостающие мажорные ноты звукоряда, так что Хейн сумел сыграть гимн Соединенных Штатов. Поразительно. Послушайте историю, которую он рассказал об этом на радио NPR.
Я знал, что каждая музыкальная культура мира использует пентатонную гамму, но я не предполагал, что она настолько древняя. Факт того, что это очень древняя гамма, и распространена практически повсеместно, предполагает, что здесь скрывается нечто большее, чем просто культурные предпочтения. Пентатонная гамма очень богата и симметрична. Основные тона могут быть расположены таким образом, что они все будут повторяться через квинту. Два тона, разнесенные друг от друга на квинту, имеют соотношение 3/2 между своими частотами, что делает ее простейшим музыкальным соотношением после октавы. Также, квинту можно получить из простейшего ряда обертонов.
Я сильно сомневаюсь, что наши древние предки досконально знали числовые соотношения между тоном и своей музыкой. Но они неслучайно остановились на пентатонной гамме. Флейты чрезвычайно трудно сделать, и они являются доказательством очень кропотливого труда. Люди, борющиеся за выживание, не занимаются таким тяжелым трудом без причины. Как и в случае с рисунками, мы можем только предполагать, что же значила эта музыка для людей ледникового периода, но, вероятно, это было что-то значимое. Я придерживаюсь теории, что музыка оказала серьезное влияние на выживание, и флейты из ледникового периода являются важным доказательством этого.
А еще сегодня мы возобновили выпуски нашего подкаста: Шоу Звук #19 — Подкаст об аудиотехнике и экосистеме звука