Статью попросил запостить хабрапользователь istinspring т.к. у него не хватает кармы. Если вам понравилась статья, не забудьте его плюсануть, он ещё много таких написать может.
В этой “пилотной” статье постараюсь как можно доступнее изложить основную концепцию, и приведу пару mp3 фрагментов в качестве примеров. Если эта тема окажется интересной, вполне возможно опишу некоторые моменты более детально.
Я думаю многие замечали, что инструменты в миксе звучат не так как хотелось бы. Вроде бы все то, но звук какой-то вялый, неяркий, как будто чего-то не хватает. В то время как на “фирменных” записях даже синусоида звучит “жирно”. На самом деле для этого есть множество причин, но остановимся на мой взгляд на самой главной.
Дело в том, что в современной электронной музыке применяют такой прием как Layering. Т.е. наслоение. Другими словами каждый инструмент создается послойно, позволяя получить уникальный тембр с огромным потенциалом для различных вариаций и экспериментов.
What is layering in music? Что такое лэеринг в музыке?
layering is when you add more and more layers of different instruments on top of each other, creating a more tonal, diminished sound.
Лэеринг это когда ты добавляешь все больше и больше слоев разных инструментов друг на друга, создавая более тональный, пространственный звук.
Знакомьтесь, это SoleeTomC – сэмпл со сложной судьбой, был вырезан из какого-то техно-трека году в 2006 и долгое время лежал практически без дела, пока его потенциал не был раскрыт и переосмыслен. Я подстроил его ровно под ноту C (до) и стал составлять драм-лупы играя этим сэмплом как бы простейшие мелодии. Технически это классический 808Tom (звук драм-машины Roland TR808).
Вообщем-то сэмпл очень хороший, звучит интересно, но чего-то явно не хватает и в миксе он будет звучать тускло. И как бы вы не тянули частоты эквалайзером ничего не получится – их просто нет и нарастать будет разве что обычный шум и грязь.
На спектральном анализаторе он выглядит следующим образом:
Вспомнив о лэеренге можно сделать так: клонируем инструмент и поднимем его тон на октаву выше, немного понизив громкость и (используя ADSR envelope) оставить от него одну атаку. О! Уже лучше. Появилась ярко выраженная дополнительная гармоника + небольшой приятный диссонанс.
Это ADSR envelope
А так итоговый сигнал выглядит в спектральном анализаторе Voxengo SPAN (очень хороший и бесплатный)
Как видите появилась еще одна гармоника, заодно закрыв «дыру» в районе 400Гц.
Но опять же хочется большего. Да, я думаю не хватает щепотки “теплого аналогового” шума, который так любим ценителями теплого лампового звука! В ход пошел снэр (snare — звонкий ударник), обрезав у него все что ниже 6к герц, прибрав высокие частоты, я сделал его коротким (регулируя ADSR envelope, еще говорят «выделил атаку») получил своеобразный “грязный” щелчок. Что добавило в итоговый сигнал немного высоких частот, благодаря чему, вероятно, в миксе улучшится читаемость инструмента.
Финальный сигнал
Т.к. Снэр инструмент (как правило) атональный (другими словами не имеющий какого-то конкретно выраженного тона) можно немного поиграть питчем изменяя его характеристики во время игры лупа, сделав его более “живым” на слух (как, например, в инструментальной музыке — каждый щипок струны порождает немного разный звук)
FL Studio предоставляет очень удобные возможности для роутинга звуковых дорожек и работы с треками, говорят (и я с этим абсолютно согласен) что микшер FL студио один из самых удобных (если сравнивать, например с Cubase).
В итоге у нас получился вот такой вот луп. В начале играет просто SoleeTomC, затем он же с дополнительной октавой, затем с шумом. В конце идет пара тактов итогового лупа.
Посидев несколько часов получил что-то такое: Track
Таким образом наслаивая на инструменты различные слои мы заполняем пустоты в миксе, обогащаем инструменты дополнительными гармониками, и создаем новое, уникальное звучание которое, к тому же, весьма легко трансформировать и изменять по ходу трека.
По такому же принципу «наслаивания» можно облагородить любой инструмент/сэмпл – бочку, бас, ризы и т.д.
Создавать интересные эффекты, новые звуки. Например – чтобы придать бочке “пространство” можно подмешать к ней щелчок обработанный реверберацией. Простор для деятельности и свободный полет фантазии.
Кстати говоря, несколько дней назад запустили наконец-то в продакшн новый сайт цифрового drum-n-bass лэйбла Tamrecords, совместно с Женей Bes'ом переписали все на python/django, но это уже совсем другая история. =)
Автор: itforge