Мое детство и юность тем или иным моментом были связаны с музыкой:, организация дворовых и школьных дискотек, перезапись на кассеты, а записывать кассеты я предпочитал с катушечного магнитофона. Как вы поняли, речь пойдет про катушки.
Чтобы появилась магнитная лента, для начала необходимо было открыть электричество. Предположительно в 600 году до нашей эры греческий математик Фалес Милетский обратил внимание на одно явление, при котором, если потереть мех о янтарь, то образуется притяжение (статическое электричество), а доказали, что 2600 лет назад были такие знания, археологи.
В раскопках близ Багдада 1936 года, археологи нашли глиняный горшок с железным прутом и медной пластиной, напоминает электрохимическую ячейку
1600 год, английский физик Уильям Гилберт написал книгу «De Magnete» про статическое электричество, которое генерируется трением янтаря.
1646 год, Томас Браун использует слово «электричество» («electricity»), которое впервые появилось в научном журнале Pseudodoxia Epidemica.
1663 год, Отто фон Герике, изобрел примитивную форму фрикционной электрической машины.
1729 год, Стивен Грей открыл явление, называемое электростатической индукцией.
1752 год, Бенжамин Франклин доказал, что молния — это электричество.
1780 год, Луиджи Гальвани открыл биоэлектромагнетизм.
1800 год, Алессандро Вольта изобрел электрическую батарею.
1820 год, Ханс Кристиан Эрстед обнаружил, что электричество создает магнитные поля., это очень важное открытие, но до первой магнитной ленты еще далеко.
В этом же году, Ампер изобрел электромагнит и электрический телеграф (система обмена текстовыми сообщениями «точка-точка»).
1831 год, Майкл Фарадей разработал электрическую динамо-машину.
1873 год, Джеймс Клерк Максвелл предположил, что электрические и магнитные поля движутся как волны со скоростью света, окончательно доказал эту теорию Генрих Рудольф Герц.
1879 год, Томас Альва Эдисон изобрел практичную лампочку, а 1882 году построил первую электростанцию в Лондоне.
1888 год, Николай Тесла изобретает переменный ток.
До записи звука, была механическая запись мелодий
875 год, братья Бану Муса изобретают «водный орган».
Водный орган или гидравлический орган — это тип трубчатого органа, продуваемого воздухом, где источник энергии, выталкивающий воздух, получается водой из природного источника или ручным насосом.
1796 год, Женевский часовщик Антуан Фавр придумал прототип будущей музыкальной шкатулки, который воспроизводил известные мелодии.
Рождение записи звука
1857 год, Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль регистрирует патент, получивший название «фоноавтографа» —, первое звукозаписывающеие устройство.
19 февраля 1878 года, Томас Алва Эдисон получил патент №200521 на фонограф. Это изобретение дало толчок к развитию исследований в сфере звукозаписи.
1887 год, Эмиль Берлинер (Emile Berliner) получает патент на граммофон.
1888 год, Оберлин Смит (Oberlin Smith) доказал возможность преобразования акустических колебаний в электромагнитные. Теоретически доказана возможность магнитной записи на стальную проволоку.
1896 год, Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen) создал телеграфон, в качестве носителя выступала стальная проволока.
1898 год, на телеграфон выдан патент Поульсену.
1927 год, в Германии Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) патентует разработанную технологию изготовления магнитной ленты на немагнитной основе. Первые ленты имели бумажную основу.
1932 год, немецкая компания AEG купила права на патент Пфлеймера.
В середине 30-х годов ХХ века немецкая фирма BASF наладила серийный выпуск магнитофонной ленты, создававшейся из порошка карбонильного железа либо из магнетита на диацетатной основе.
1935 год, фирмы “AEG” и “IG Farbenindustri”, продемонстрировали на радиовыставке в Германии магнитную ленту на пластмассовой основе.
В это же время фирма AEG запустила в производство студийный аппарат магнитной записи для радиовещания. Устройство назвали «магнетофон», в русском языке оно преобразовалось в «магнитофон».
Изобретение Вальдемара Паульсена можно внести в тройку самых значимых изобретений 20 века, рядом с изобретением телефона Белла и системой радиосвязи Попова.
Бобина или катушка счастья жива и сейчас
6 место: SONY TC-366
5 место: Pioneer RT 1020H
4 место: TEAC A-3300SX
3 место: Tascam 32
2 место: Technics RS-1500
1 место: Revox PR 99 MKII
Места распределены по принципу цены, от дешёвого к дорогому, от 20 000 руб. до 100 000 руб.
Бобины, которые дожили до наших дней
Для меня существует параллельная вселенная, в которой катушечные магнитофоны никуда не уходили. По качеству воспроизведения бобинник уложит любой винил на лопатки. В чем уникальность олдскульных катушек? Ответ на поверхности. Магнитная лента отлично сглаживает цифровую резкость звука и сохраняет высокое качество воспроизведения.
Противостояние винила и ленты разрешилось в 2013 году, когда критик из The Absolute Sound заявил, что новый катушечный магнитофон, подчистую разгромил самый высоко оцененный виниловый проигрыватель из всех, которые когда-либо обозревал журнал.
Технические особенности записи
При записи сигнал с мастер-ленты необходимо сжать, чтобы он подходил динамическому диапазону винила. Потому приходится иногда срезать верхние и нижние частоты. Работаю с 1/4-дюймовыми лентами не требует сжимать и подгонять оригинальный сигнал, есть высокая вероятность перенести его с мастер-ленты практически без потери качества.
Минус у бобин один — это цена, оригинальная запись на катушке может стоить десятки тысяч рублей.
Бобины в состоянии новых, некоторые еще не распечатаны и не прослушаны:
- — The Beatles — Yesterday And Today / Capitol Records – YT 2553 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, ¼", 4-Track Stereo, 5" Cine Reel, Album, Compilation / US / Jul 1966 — 7500руб
- — The Beatles – Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band – Y1T 265 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1967 — 11000руб
- — The Beatles — Yellow Submarine — Apple Records - Y1W 153 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo / Album / US / 1969 — 7000руб
- — The Beatles — Magical Mystery Tour — Capitol Records – Y1T 2835 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1967 — 8500руб
- — The Beatles — Revolver — Capitol Records – ZT 2576 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, Stereo, Album, 4 Track / US / 1966 — 13500руб
- — The Beatles — Meet The Beatles! — Capitol Records – Y1T 2047 / Reel-To-Reel, 3 ¾ ips, 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1965 — 7500руб
- — The Beatles — Help! — Capitol Records – L 2386 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, 4-Track Stereo, Album / US / 1970 — 9500руб
- — The Beatles — Abbey Road — Apple Records – L 383 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1969 — 14000руб
- — The Beatles — Let It Be — Apple Records – L 3401 / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1970 — 14000руб
- — The Plastic Ono Band – Live Peace In Toronto 1969 — Apple Records – L3362 / US / Reel-To-Reel, 7 ½ ips, ¼", 4-Track Stereo, 7" Cine Reel, Album / US / 1970 — 6500руб
Цена никогда не сравнится с подписками Яндекс Музыка или VK Музыка. И современных исполнителей на катушках не найти.
Но появилась у ленты и другая цифровая жизнь, магнитная лента не канула в лету еще по одной причине —, ленточные накопители продолжают использоваться для резервного копирования. Они остаются лучшим решением, по ряду параметров и самый главный параметр —- это цена хранения данных. Самым распространенным стандартом ленточных накопителей стал стандарт LTO (Linear Tape-Open).
Осенью 2017 г. компании RCloud by 3data, Fujifilm и «Мастертел» запустили «иерархический» облачный сервис ArcTape для длительного резервного и архивного хранения данных. Он основывается на использовании масштабируемой роботизированной ленточной библиотеки IBM TS3500 Tape Library с картриджами Fujifilm и программного обеспечения IBM Spectrum Storage Suite. Ленточная библиотека расположена в дата-центре облачной платформы RCloud by 3data.
Скорость доступа к данным и плотность записи у ленточных библиотек продолжают расти. По скорости записи новейшие ленточные картриджи LTO обогнали жесткие диски. Гарантированный срок хранения для картриджей Fujifilm — 30 лет.
Долгосрочное хранение данных на ленте обходится намного дешевле дисков. Кроме того, ленточные картриджи не потребляют электроэнергию, занимают меньше места, а так называемый «воздушный зазор» защищает хранимые данные от хакерских атак.
Вернусь к лентам. Как в 21 веке записать на катушку? Можно по старинке — переписать с винила на ленту, но как уже выше отмечалось, теряется качество. Или следуя модным традициям, найти Hi-Res файл. Но с такими подходом не получить все плюсы от магнитной ленты.
- 2xhd.com/analog-tapes.html Цена одной катушки – $450;
- sts-digitalshop.nl/reel-to-reel Цена одной катушки – 315 евро;
- www.chasingthedragon.co.uk/tapes.html Цена одной катушки – 315 фунтов;
- www.analogyrecords.org Цена одной катушки – 1 800 евро;
- foneshop.it/en/11-analog-master-tapes Цена одной катушки – от 300 евро;
- www.internationalphonographinc.com/master-tape-copies Цена одной катушки – $150;
- www.mastertapesoundlab.com/MasterTapeSoundLab/Welcome.html Цена одной катушки – 150 евро;
- www.openreelrecords.com Цена одной катушки – 380 евро.
Форматы записи на магнитную ленту 6,3 мм (1/4″)
Инженерная мысль позволила при той же ширине магнитофонной ленты вместо двух дорожек, уместить четыре, тем самым вдвое увеличилась возможная длительность фонограммы, та позволила сделать стереофоническую запись, вместо четырёх монофонических фонограмм записывается две — каждая из которых содержит двухканальный звук.
Стандартные катушки в СССР для 6,3-мм магнитной ленты различали по номерам. «Номером» служил внешний диаметр катушки в сантиметрах: № 10, №13, № 15 и № 18. На импортных магнитофонах, а также на отечественных магнитофонах высшей группы сложности использовали катушки № 22 и №27.
Бобина для намотки магнитной ленты №10
- Диаметр бобины, мм: 100
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 150
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 13
- 9,53 см/сек, минут: 27
- 4,76 см/сек, минут: 54
Бобина для намотки магнитной ленты №13
- Диаметр бобины, мм: 127
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 270
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 22
Бобина для намотки магнитной ленты №15
- Диаметр бобины, мм: 147
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 375
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 30
Бобина для намотки магнитной ленты №18
- Диаметр бобины, мм: 178
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 525
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 45
Бобина для намотки магнитной ленты №22
- Диаметр бобины, мм: 218
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 700
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 60
Бобина для намотки магнитной ленты №27
- Диаметр бобины, мм: 267
- Для магнитной ленты шириной, мм: 6,3
- Намотка (для 37 мкм), метров: 1100
Время звучания одной дорожки:
- 19,05 см/сек, минут: 96
Виды бобин
Подающая и Приемная. На приемную бобину наматывается пленка, с подающей сматывается пленка.
Тестовая. Идет в комплекте с магнитофоном для проверки магнитофона.
Односторонняя. Используется на монтажных столах.
Разборная. Конструкция предусматривает возможность разборки бобины.
Хранение бобин
- Защищать от магнитных полей, не хранить рядом с трансформаторами питания и иными источниками мощных электрических полей, а также постоянными магнитами. Перенос через арочные металлоискатели, обычно проблем у магнитных лент не вызывает.
- Рентгеновские лучи не оказывают влияния на магнитную ленту.
- Лучшая защита при хранении и транспортировке магнитных лент — это металлические коробки, обеспечивающие зазор не менее 50 мм между лентой и наружной стороной коробки.
- Температурный режим и влажность. Оптимальная температура 10-20 C и относительная влажность 30-40%. Современные ленты гораздо меньше подвержены воздействию данных факторов. Важно избегать резких перепадов температуры.
- Чистота при хранении и эксплуатации, частицы пыли попавшие на ленту способны вызвать серьезные выпадения сигнала и создать повышенный износ головок.
- Старение записи явно преувеличено. Исследования показали, что при правильном хранении качество записи остается практически неизменным в течении, как минимум, 50 лет. За это время уровень записи снижается на 3-4 дБ.
- Бобины необходимо хранить только в вертикальном положении, и в футляре. При длительном хранении необходимо не реже одного раза в год производить перемотку ленты с одной катушки на другую.
А 4407-6Б
А 4409-6Б есть положительные отзывы
А 4409-6Б «Школьная»
А 4411-6Б есть положительные отзывы
А 4411-6Б «Школьная»
А 4415-6Б
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715 есть положительные отзывы
Б 3715 «Школьная»
Б 3716 есть положительные отзывы
Б 3719
Б 2711
Тасма
А 4407-6Б есть отрицательные отзывы
А 4309-6Б есть отрицательные отзывы
А 4409-6Б есть отрицательные отзывы
А 4411-6Б есть отрицательные отзывы
А 4415-6Б есть отрицательные отзывы
А 4416-6Б есть отрицательные отзывы
Б 3711 есть отрицательные отзывы
Б 3715 есть отрицательные отзывы
Б 3716 есть отрицательные отзывы
Б 3719 есть отрицательные отзывы
Славич
А 4407-6Б
А 4409-6Б
А 4411-6Б есть положительные отзывы
А 4415-6Б есть положительные отзывы
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715
Б 3716 есть положительные отзывы
Б-3718 есть положительные отзывы
Б 3719 есть отрицательные отзывы
Переяслав
А 4407-6Б
А 4409-6Б
А 4411-6Б
А 4415-6Б
А 4416-6Б
Б 3711
Б 3715
Б 3716
Б 3719
Катушки/бобины, которые можно купить сейчас
Новая лента RTM (или RMG) LPR90 1100м. 37мкр. Эталон пишет 1:1, стирается и прописывается отлично.
Эталонная пленка Maxell UD35-90 550м. 35мкр. Лента Position EE, псевдохромдиаксидного типа( Fe2o3 с добавление хрома), для которой требуется специальные головки.
3M Scotch 212 550м. 35мкр. Пишет, стирает отлично, есть малая потеря при записи высоких частот.
AKAI EE-150-7 35мкр. Лента Position EE, псевдохромдиаксидного типа( Fe2o3 с добавление хрома), как и с Maxell XLII Position EE, для ее требуется специальные головки. Иначе не стереть до конца.
BASF DP26 730м. 26мкр. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, небольшой завал на высоких, но в целом отдает сочно.
TDK SD 150-7 550м. 35мкр. Пишет, стирает нормально. Не сыпется, небольшой завал на высоких.
Славич Б-3716/Б-3719 550м. 35мкр. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, присутствует неравномерностью АЧХ ленты, но дискомфорта не возникает. После прослушивания приходится протирать головки.
ORWO Type 114 540м. 35мкр. ORWO — торговая марка продуктов фирмы «Filmfabrik Wolfen» из города Вольфена под Биттерфельдом в ГДР, которая позже стала синонимом для всей фабрики. В 60-80 годы ORWO становится крупнейшим производителем пленки в странах соцлагеря. В СССР экспортируется весь ассортимент ORWO: от кинопленок для советских киностудий, до фотопленок, которые всегда остаются остродефицитными, так как считаются лучшими фотопленками на советском рынке. Пишет, стирает нормально. Немного сыпется, слабое фоновое шипение, небольшой завал высоких. ORWO 114 на 18 катушке; ORWO 123 на 15 катушке, но попадаются 121 и 122; ORWO 132 на 13 катушке, но есть и 131 и 134.
У ORWO вторая цифра в обозначении типа ленты означает толщину:
- 0 — одинарная (55 мкм) 104, 106
- 1 — полуторная (37 мкм) 114
- 2 — двойная (27 мкм) 121-123
- 3 — тройная (18 мкм) 131
Тасма, в основном было много брака и часто скрипела, причем скрип передавался и непосредственно на запись, и воспроизведение. Была партия с отличной Тасмой, но про эту партию пленки только читал в интернете, не встретил.
В завершении, как выглядит магнитная лента на AEG тип 2. Ниже немного ностальгии.
Благодарю всех кто дочитал.
Автор: Вячеслав