Связь звука и цвета

в 5:57, , рубрики: звук, музыка, Работа со звуком, метки: ,

Какая связь между цветом и звуком и почему такая связь есть?

Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета.
Звуки- это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс). Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.

Связь звука и цвета

Гармоничность всех форм проявления материи была еще давно замечена людьми. Пифагор считал отношения следующих чисел магическими: 1/2, 2/3, 3/4. Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон(наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.

Давайте попробуем разобраться на примере.

Что мы имеем:

— частота, измеряется в герцах (Hz), ее суть, по простому, сколько раз в секунду происходит колебание. Например, если вам удастся постучать по барабану со скоростью 4 удара в секунду, то это будет означать, что вы стучите с частотой 4Hz.

— длина волны — величина обратная частоте и определяет промежуток между колебаниями. Между частотой и длинной волны существует взаимосвязь, а именно: частота = скорость/длина волны. Соответсвенно, у колебания с частотой 4 Hz будет длина волны 1/4 = 0.25 м.

— каждая нота имеет свою частоту

— каждый монохроматический(чистый) цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волн

— нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Например, если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220×2 = 440Hz.

Если мы будем идти всё выше и выше по нотам, то заметим, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапозоне от 380 до 740 нанометров (405-780 THz). Вот тут мы и начинаем сопоставлять ноту определённому цвету.

Теперь наложим на эту схему на радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему. Голубой и синий цвета, для эмоционального восприятия они идентичны, разница только в интенсивности окраски.

Оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа. Следовательно тот факт, что человек выделяет в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот — это не просто совпадение, а взаимосвязь.

Визуально получается вот такая схема:

Значение A (например 8000A) — это единица измерения Ангстрем.

1 ангстрем = 1.0 × 10-10 метра = 0,1 нм = 100 пм

10000 Å = 1 мкм

Данная единица измерения часто используется в физике, поскольку 10−10 м — это приблизительный радиус орбиты электрона в невозбуждённом атоме водорода. Цвета видимого спектра измеряется тысячами ангстрем.

Видимый спектр света, простирается от около 7000 Å (красного) до 4000 (фиолетовый). Кроме того, для каждого из семи основных цветов, соответствующих частотам звука и расположению музыкальных нот октавы звук преобразуется в видимый человеком спектр.

Связь звука и цвета

Вот разбивка интервалов из одного исследования по взаимосвязи цвета и музыки:

Красный- м2 и б7 (малая секунда и большая септима), в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое.

Оранжевый — б2 и м7 (большая секунда и малая септима), более мягкий, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.

Желтый — м3 и б6(малая терция и большая секста), прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.

Зеленый — б3 и м6(большая терция и малая секста), цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.

Голубой и синий — ч4 и ч5(чистая кварта и чистая квинта), цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».

Фиолетовый — ув4 и ум5(увеличенная кварта и уменьшенная квинта), самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую. Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре.Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие — красный и синий.

Белый — октава, диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы. Она воспринимается как абсолютный покой. Слияние всех цветов радуги дает белый цвет. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания.

Это всего лишь малая часть той информации, которую можно рассказать о взаимосвязи звука и цвета.
Есть более серьезные исследования, которые проводились как в России, так и на Западе. Я попытался объяснить и обобщить для тех, кто не знаком с теорией музыки эту связку.
Год назад я занимался работой, связанной с анализом картин и построением цветовой карты для выявлении закономерностей. В процессе данной работы я наткнулся на информацию о связи цвета и звука. Могу сказать, что получились очень интересные результаты анализа, особенно при анализе в связке цвет-звук. То что написано здесь — это часть моей статьи, ранее она была опубликована на моем сайте, но часть информации была утрачена при проблемах на рабочем комппе.

Надеюсь, информация пригодится кому нибудь.

Автор: Dimkaa

Источник

  1. Александр:

    Вопросы существовали 300 лет, сегодня уже нет никаких вопросов, проблема соответствия звука – цвета решена. Причем не только по частотному признаку, на что я имею Патент на изобретение, но и по чистоте и амплитуде. Кроме этого, я ввожу четвертый параметр – поверхность и доказываю, что она аналогична тембру (не путать с чистотой звука!). Об этом можно прочесть здесь – http://www.korosteloff.narod.ru/music_in_painting_rus.htm А вообще, касаясь этой темы , невозможно пройти мимо работ Галеева Б.М., который в общей сложности написал около 50(!) книг по истории этого вопроса.

  2. Светлана:

    Большое спасибо за статью. Я – учитель изобразительного искусства, отследила определенные закономерности, но объяснить их не могу.Простые рисунки тоже обладают оздоравливающим эффектом.. Мне нужно на простом уровне понять, подобно тому как привести шум к коссонансу в музыке, рисунок к гармонии в графике и живописи. Взаимосвязь существует.
    Получается, что с помощью рисования мы раскручиваем спин электронов и переводим в возбужденное состояние, что имеет оздоравливающий зффект.?? Я не физик и не понимаю механизмов, но очень хочу разобраться.Тогда мы можем уча детей, приводить их здоровье (психическое состояние…???) к состоянию гармонии. Как быстро погрузить класс в состояние вдохновения, как этим управлять, возможно это может решить проблему заинтересованности детей в обучении, человека в достижении более высокой эффективности продукта. У меня очень много вопросов, на которые не знаю ответов, все они на стыке рисования, психологии и физики..Буду признательна, если ответите и поможете разобраться в этой проблеме, выстроив механизмы работы. С большим уважением, Плотникова Светлана Николаевна, г. Тверь, учитель МБОУ СШ № 53

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js