Какая связь между цветом и звуком и почему такая связь есть?
Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета.
Звуки- это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс). Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.
Гармоничность всех форм проявления материи была еще давно замечена людьми. Пифагор считал отношения следующих чисел магическими: 1/2, 2/3, 3/4. Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон(наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.
Давайте попробуем разобраться на примере.
Что мы имеем:
— частота, измеряется в герцах (Hz), ее суть, по простому, сколько раз в секунду происходит колебание. Например, если вам удастся постучать по барабану со скоростью 4 удара в секунду, то это будет означать, что вы стучите с частотой 4Hz.
— длина волны — величина обратная частоте и определяет промежуток между колебаниями. Между частотой и длинной волны существует взаимосвязь, а именно: частота = скорость/длина волны. Соответсвенно, у колебания с частотой 4 Hz будет длина волны 1/4 = 0.25 м.
— каждая нота имеет свою частоту
— каждый монохроматический(чистый) цвет определяется своей длиной волны, и соответственно имеет частоту равную скорость света/длину волн
— нота находится на определённой октаве. Чтобы поднять ноту на одну октаву вверх, её частоту надо умножить на 2. Например, если нота Ля первой октавы имеет частоту 220Hz, то у Ля второй октавы частота будет 220×2 = 440Hz.
Если мы будем идти всё выше и выше по нотам, то заметим, что на 41 октаве частота будет попадать в спектр видимого излучения, который находится в диапозоне от 380 до 740 нанометров (405-780 THz). Вот тут мы и начинаем сопоставлять ноту определённому цвету.
Теперь наложим на эту схему на радугу. Окажется, что все цвета спектра укладываются в эту систему. Голубой и синий цвета, для эмоционального восприятия они идентичны, разница только в интенсивности окраски.
Оказалось то, что весь видимый человеческим глазом спектр помещается в одну октаву от Фа# до Фа. Следовательно тот факт, что человек выделяет в радуге 7 основных цветов, а в стандартной гамме 7 нот — это не просто совпадение, а взаимосвязь.
Визуально получается вот такая схема:
Значение A (например 8000A) — это единица измерения Ангстрем.
1 ангстрем = 1.0 × 10-10 метра = 0,1 нм = 100 пм
10000 Å = 1 мкм
Данная единица измерения часто используется в физике, поскольку 10−10 м — это приблизительный радиус орбиты электрона в невозбуждённом атоме водорода. Цвета видимого спектра измеряется тысячами ангстрем.
Видимый спектр света, простирается от около 7000 Å (красного) до 4000 (фиолетовый). Кроме того, для каждого из семи основных цветов, соответствующих частотам звука и расположению музыкальных нот октавы звук преобразуется в видимый человеком спектр.
Вот разбивка интервалов из одного исследования по взаимосвязи цвета и музыки:
Красный- м2 и б7 (малая секунда и большая септима), в природе сигнал опасности, тревоги. Звучание этой пары интервалов жесткое, резкое.
Оранжевый — б2 и м7 (большая секунда и малая септима), более мягкий, меньший акцент на тревогу. Звучание этих интервалов несколько спокойнее, чем предыдущего.
Желтый — м3 и б6(малая терция и большая секста), прежде всего ассоциирующий с осенью, ее грустным покоем и всем, что с этим связано. В музыке эти интервалы — основа минора, лада, который чаще всего воспринимается как средство выражения печали, задумчивости, скорби.
Зеленый — б3 и м6(большая терция и малая секста), цвет жизни в природе, как цвет листвы и травы. Данные интервалы — основа мажорного лада, лада светлого, оптимистического, жизнеутверждающего.
Голубой и синий — ч4 и ч5(чистая кварта и чистая квинта), цвет моря, неба, простора. Интервалы звучат таким же образом — широко, просторно, немного как бы в «пустоте».
Фиолетовый — ув4 и ум5(увеличенная кварта и уменьшенная квинта), самые любопытные и загадочные интервалы, они звучат совершенно одинаково и различаются только по орфографии. Интервалы, через которые можно уйти из любой тональности и прийти в любую другую. Они дают возможность проникнуть в мир музыкального космоса. Их звучание необыкновенно таинственно, неустойчиво, требует дальнейшего музыкального развития. Оно точно совпадает с фиолетовым цветом, таким же напряженным и самым неустойчивым во всем цветовом спектре.Этот цвет вибрирует и колеблется, очень легко переходит в цвета, его составляющие — красный и синий.
Белый — октава, диапазон, в который вписываются абсолютно все музыкальные интервалы. Она воспринимается как абсолютный покой. Слияние всех цветов радуги дает белый цвет. Октава выражается числом 8, кратным 4. А 4, по пифагорейской системе, символ квадрата, завершенности, окончания.
Это всего лишь малая часть той информации, которую можно рассказать о взаимосвязи звука и цвета.
Есть более серьезные исследования, которые проводились как в России, так и на Западе. Я попытался объяснить и обобщить для тех, кто не знаком с теорией музыки эту связку.
Год назад я занимался работой, связанной с анализом картин и построением цветовой карты для выявлении закономерностей. В процессе данной работы я наткнулся на информацию о связи цвета и звука. Могу сказать, что получились очень интересные результаты анализа, особенно при анализе в связке цвет-звук. То что написано здесь — это часть моей статьи, ранее она была опубликована на моем сайте, но часть информации была утрачена при проблемах на рабочем комппе.
Надеюсь, информация пригодится кому нибудь.
Автор: Dimkaa
Вопросы существовали 300 лет, сегодня уже нет никаких вопросов, проблема соответствия звука – цвета решена. Причем не только по частотному признаку, на что я имею Патент на изобретение, но и по чистоте и амплитуде. Кроме этого, я ввожу четвертый параметр – поверхность и доказываю, что она аналогична тембру (не путать с чистотой звука!). Об этом можно прочесть здесь – http://www.korosteloff.narod.ru/music_in_painting_rus.htm А вообще, касаясь этой темы , невозможно пройти мимо работ Галеева Б.М., который в общей сложности написал около 50(!) книг по истории этого вопроса.
Большое спасибо за статью. Я – учитель изобразительного искусства, отследила определенные закономерности, но объяснить их не могу.Простые рисунки тоже обладают оздоравливающим эффектом.. Мне нужно на простом уровне понять, подобно тому как привести шум к коссонансу в музыке, рисунок к гармонии в графике и живописи. Взаимосвязь существует.
Получается, что с помощью рисования мы раскручиваем спин электронов и переводим в возбужденное состояние, что имеет оздоравливающий зффект.?? Я не физик и не понимаю механизмов, но очень хочу разобраться.Тогда мы можем уча детей, приводить их здоровье (психическое состояние…???) к состоянию гармонии. Как быстро погрузить класс в состояние вдохновения, как этим управлять, возможно это может решить проблему заинтересованности детей в обучении, человека в достижении более высокой эффективности продукта. У меня очень много вопросов, на которые не знаю ответов, все они на стыке рисования, психологии и физики..Буду признательна, если ответите и поможете разобраться в этой проблеме, выстроив механизмы работы. С большим уважением, Плотникова Светлана Николаевна, г. Тверь, учитель МБОУ СШ № 53