Моцарт стал одним из первых музыкантов, ознаменовавших наступление эры настоящей классической музыки. С помощью своего творчества он показал нам настроения 18-го столетия, а его работы повлияли на дальнейшее развитие концертов, симфоний и сонат.
Чем же Моцарт знаменит? Это все равно, что спрашивать, чем знаменит Ньютон.
Однако сравнение немного неточное, поскольку вклад Моцарта в музыку менее заметен, чем революционные открытия Ньютона в динамике и оптике. Это связано с тем, что Моцарт не писал ничего революционного. Он использовал традиционные формы музыки: сонаты, менуэты, рондо и другие, сильно их не изменяя.
Это связано с тем, что в то время действительно существовали определенные шаблоны для написания музыкальных композиций. Не то, чтобы была какая-то формула, по которой писали музыку, но были правила, дающие понять, какую последовательность аккордов лучше использовать.
Такая практика помогала композиторам писать музыку очень быстро. Если бы машина времени существовала, то можно было бы провести эксперимент: дать послушать Моцарту любое произведение XX века. С очень большой вероятностью он был бы озадачен, потому что современная музыка не следует правилам того времени.
Однако Моцарт был способен писать музыку не только быстро, но и качественно. В его лучших работах четко виден замысел композитора, а исполнять их одно удовольствие. То, чего он достиг в написании опер, учитывая все особенности этого жанра, поражает больше всего.
Его оперы – целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Моцарт считал музыку основой оперы, потому создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в гармонии с развитием сценического действия.
В его операх нет только положительных или только отрицательных персонажей, все их характеры многогранны. Его наиболее популярными работами в этом жанре считаются «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Для композиторов Моцарт был идеалом, ибо казалось, что он пишет музыку, совсем не прилагая усилий. «Его ранние работы не очень мелодичные, а в Симфонии №1 имеется пара параллельных квинт, но это простительно, ведь он писал её будучи в возрасте 8 лет», – говорит студент Миннесотского университета Шан Котари (Shan Kothari).
Он создавал технически идеальные работы с необычайной скоростью. Моцарт настолько понимал музыку, что с легкостью переносил ее из своей головы прямо на бумагу.
«Современные композиторы стараются подражать Моцарту, потому что он без особых усилий писал сложные произведения, – сказал Котари. – Его музыка пробуждала бурю эмоций и была очень легкой, в то время как многие другие композиторы писали очень «тяжелые» произведения».
Кажется, будто каждая нота в его работах находится на своем месте. Когда мы слушаем новую для нас композицию или песню, наше ухо иногда улавливает некие моменты, заставляющие задуматься и сказать: «Мне кажется, что-то здесь не так». В случае с Моцартом такого не происходит.
«Если честно, я только недавно полюбил музыку Моцарта, – делится Шан. – Я долгое время был поклонником классической музыки XX века. Однажды струнный квартет, в котором я играл, решил исполнить моцартовский «Диссонанс» (струнный квартет №19 в тональности до мажор).
После первой репетиции я заметил, что напеваю мелодию из первой части, и мне это нравится. Только тогда я понял, чего мне не хватало первые 17 лет моей жизни».
Однако Итан Хейн (Ethan Hein), преподаватель музыки в Государственном университете города Монтклер, считает, что в музыкальном таланте Моцарта нет ничего мистического: «Отец Моцарта постоянно заставлял его заниматься музыкой, чтобы тот набрал «10000 часов Гладуэлла» еще будучи молодым [современный журналист и социолог Малкольм Гладуэлл утверждает, что для достижения успеха в выбранной области надо потратить на нее не менее 10000 часов].
Достигнуть совершенства позволяет только практика».
Моцарта действительно подготавливали к жизни композитора с раннего возраста. Как-то раз его отец Леопольд, будучи в Милане с двенадцатилетним сыном, среди ночи написал письмо жене о том, как он надеется, что молодой Вольфганг успеет закончить несколько арий для оперы (за которые тот только взялся) к завтрашнему утру. Всю свою жизнь Моцарт боролся со сроками и писал не то, что хотел, а то, что от него требовали.
Точку зрения Итана поддерживает и Кертис Линдсей (Curtis Lindsay): «Не стоит считать, что музыкальный талант Моцарта – это дар с небес, который преподносят ангелы новорожденным младенцам. В большинстве случаев талант – это результат упорного труда».
Леопольд Моцарт был очень искусным музыкантом, который, помогая своему сыну, чуть не загнал его в могилу. «Он передал молодому Моцарту огромное количество знаний и умений, – отмечает Кертис. – Леопольд был прекрасным учителем, но не самым хорошим отцом».
Однако Алан Моррисон (Alan Morrison) не согласен с Итаном и говорит, что у некоторых людей
«Вот еще пример – Чон Сонха (Sungha Jung). Он достиг поразительных результатов, и я могу с уверенностью сказать, что на тот момент Чон не практиковался на протяжении 10000 часов», – продолжает Моррисон.
Такого уровня мастерства нельзя достигнуть благодаря одной лишь практике. Стоит учитывать тот факт, что Моцарт сам проявил необыкновенный интерес к музыке еще в раннем возрасте.
Хотя Кертис согласен с точкой зрения Итана Хейна, он допускает, что Моцарт стал великим не только благодаря тренировкам. «Я не считаю, что своим успехом Моцарт обязан только упорному труду или только врождённому дару, – говорит Кертис. – Одной усердной работой сложно добиться чего-то особенного, так же как интерес и врожденная предрасположенность не сделают из человека музыканта, если тот не приложит никаких усилий. Необходимо и то, и другое».
Сказать наверняка, что стало причиной успеха Моцарта, сложно. Однако это никак не влияет на тот факт, что он был великим композитором. «Причина популярности Моцарта – это его наследие, то есть музыка, которую он оставил после себя. – заключает Гаррик Сайто (Garrick Saito). – Сложно представить, скольких людей вдохновили его работы. Я не думаю, что его вклад в историю музыки когда-либо будет забыт».
Автор: Аудиомания