Всем доброго времени суток. В рамках импортозамещения или точнее ухода от MS Office, на работе, возникла необходимость в рассмотрении российских аналогов офисных пакетов и пакета LibreOffice, т.к. он автоматически установлен в дистрибутивах astra linux. Здесь хочу поделиться результатами проведенного анализа. Приведенные в статье оценки являются субъективным мнением автора, статья может содержать неточности, т.к. моего опыта и познания в данных продуктах может быть недостаточно для всесторонней объективной оценки и что-то я могу упустить.
Кому лень прочитать всю статью целиком, привожу результаты тестирования.
Критерии |
Продукты |
|||
Р7-Офис |
LibreOffice |
МойОфис |
MS Office |
|
Плагины |
2 |
4 |
1 |
5 |
Макросы |
1 |
3 |
4 |
5 |
Подключение к внешним источникам |
0 |
4 |
0 |
5 |
Своя СУБД |
0 |
5 |
0 |
5 |
Поддерживаемые форматы |
5 |
5 |
5 |
5 |
Быстродействие и потребление ресурсов |
3 |
5 |
2 |
4 |
Пользовательские настройки/Интерфейс |
5 |
5 |
5 |
5 |
Режим рецензирования и правки |
5 |
4 |
5 |
5 |
Создание сводных таблиц |
3 |
2 |
3 |
5 |
Количество и состав функций, используемых в таблицах |
5 |
5 |
3 |
5 |
Сообщества |
0 |
4 |
0 |
5 |
Техническая поддержка |
4 |
4 |
4 |
4 |
Прочие минусы |
-1 |
-1.0 |
0 |
|
Итого |
32 |
50 |
31 |
58 |
Стенд для тестирования
Характеристики ПК: Intel(R) Core(TM) i5-8400 CPU @ 2.80GHz с 16 ГБ ОЗУ, HDD - 1 ТБ.
Характеристики ОС: Windows 10 x64.
Тестируемые продукты
Таблица 1 - Тестируемые продукты
Параметр
|
Тестируемые продукты |
|||
Р7-Офис |
МойОфис |
LibreOffice |
MS Office |
|
Версия |
Профессиональный (десктопная версия) 6.4.2.28 |
2021.03 Сборка 46 |
7.2.3.2/LibreOffice Community |
Профессиональный плюс 2013 |
Разрядность |
х64 |
х64 |
х64 |
х32 |
Разработчик |
АО "Новые коммуникационные технологии" |
«Новые облачные технологии» |
The Document Foundation |
Microsoft |
Нахождение в реестре российского ПО |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Открытый исходный код |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
Операционные системы |
Windows, OS X, Linux, iOS, Android |
Windows, OS X, Linux, iOS, Android |
Windows, OS X, Linux, BSD, Unix, Solaris/Illumos, iOS, Android |
Windows, Windows Phone, Android, macOS, iOS |
Список тестируемых функций
1. Функции разработчика:
1.1. Совместимость с продуктами MS OFFICE, в которых использовались макросы;
1.2. Поддержка плагинов;
1.3. Поддержка макросов и их написание;
1.4. Подключение к внешним источникам для получения данных;
1.5. Своя СУБД.
2. Поддерживаемые форматы документов.
3. Быстродействие и потребление ресурсов.
4. Пользовательские настройки.
5. Режим рецензирования и правки документов.
6. Работа с таблицами.
7. Режимы совместной работы с документами.
8. Документация по продукту.
9. Сообщества.
10. Техническая поддержка.
Оценка продукта
Оценка каждой функции продукта будет проводиться по следующей шкале:
5 баллов - функция присутствует в интерфейсе программы, применяется без зависаний, описана в документации, понятен интерфейс работы с функцией.
4 балла - функция присутствует в интерфейсе программы, но ее необходимо включить в каком-либо меню или обратиться к документации для понимания ее использования, работает без зависаний, описана в документации.
3 балла - функция описана в документации, но без дополнительной информации не получится ее использовать, использование данной функции требует детального изучения документации, поиск информации в дополнительных источниках.
2 балла - функция описана в документации, но описана плохо и непонятен механизм ее использования. Функция зависает или работает не так как заявлено в документации.
1 бал - функция заявлена на официальном сайте компании, но не описана в документации и не представлена в интерфейсе программы.
0 баллов - программа не поддерживает данную функцию.
1. Функции разработчика
1.1. Совместимость с продуктами MS Office, в которых использовались макросы
Р7, МойОфис и LibreOffice т.к. они не поддерживают VBA, в каждом из данных офисных продуктов используется свой язык для написания макросов.
1.2. Поддержка плагинов
Плагины или надстройки, представляют собой инструменты от сторонних разработчиков изначально не включенные в базовый функционал офисных пакетов.
Надстройки в MS Office реализованы в виде магазина для MS Office, где представлены 9 категорий надстроек, само количество возможных надстроек более 1000.
Есть два варианта для создания своих собственных надстроек:
1 - на базе JavaScript Api в Napa и Visual Studio (Создание первой надстройки области задач Excel - Office Add-ins | Microsoft Docs);
2 - создание надстройки при помощи модулей VBA.
Протестировал вариант с созданием надстройки в Visual Studio по приведенной выше инструкции, при тестировании получил результат, моя надстройка появилась в MS Office. Данный инструмент интересен для локальной разработки, можно писать свои надстройки используя JavaScript вместо VBA.
Из-за большого количества уже имеющихся в магазине Microsoft плагинов, а также большого сообщества поддержки и разработки и реализации своего инструмента для разработки в Visual Studio и через VBA, можно поставить данной функции 5 баллов.
Плагины в Р7-Офис. Данный продукт содержит 7 плагинов по умолчанию. Магазина с различными плагинами нет. Есть возможность создавать плагины самостоятельно. Используя инструкции с сайта поддержки (Установка плагинов в редакторах документов – Линия клиентской поддержки Р7-Офис (r7-office.ru)), попробовал создать свой плагин, но добавить его в документ не получилось.
Плагинам для данного продукта я поставлю 2 балла, т.к. не удается создать простейший плагин, имеется документация на сайте, но не работает даже простой пример, взятый из этой документации. Очень маленький выбор готовых плагинов для данного продукта.
Надстройки в МойОфис. В данном продукте так же есть возможность подключения плагинов в виде надстроек, но нет ни одной стандартной надстройки для тестирования. По надстройкам очень мало информации в документации на официальном сайте Надстройки | Работа в МойОфис Текст Настольная версия (myoffice.ru). Не нашел каких-либо платных надстроек для данного продукта. Обратился в службу поддержки, с просьбой предоставить какие-либо готовые надстройки для тестирования, получил ответ, что на данный момент нет готовых надстроек для продукта, мой запрос был передан в службу технической поддержки. Ставлю 1 бал.
Расширения в LibreOffice. В данном программном продукте по умолчанию включено 6 надстроек, а также имеется возможность скачать более 500 различных надстроек с официального сайта Extensions (libreoffice.org) и установить их. Но следует отметить, что очень мало документации и инструкций по применению и созданию надстроек в LibreOffice. Благодаря большому выбору надстроек для LibreOffice, данный функционал так же можно оценить на 4 балла, бал снять за отсутствие какой-либо документации по расширениям.
1.3. Поддержка макросов и их написание
MS Office.
Для создания макросов используется язык VBA. Используется средство для разработки Microsoft VBA с возможностью пошаговой отладки и тестирования написанного макроса. Реализована функция «Запись макроса», для тех, кто не знаком с программированием и языком VBA, функция записывает все действия пользователя в макрос и позволяет их выполнять.
В разделе 1.2 так же написал о возможности программирования для MS Office в среде Napa и Visual Studio. Кроме того, MS Office при установке, ставит локальные библиотеки, которые можно использовать в своем проекте для формирования, чтения и изменения документов в формате docx, xlsx.
Кроме того, существует большое сообщество, которое пишет макросы для MS Office, можно задать вопросы и изучить готовые решения по проблемам на github, habr, stackowerflow и в поддержке Microsoft.
Благодаря многообразию решений для программирования и написания макросов - 5 баллов MS Office.
Р7-Офис.
Для написания макросов в Р7 используется синтаксис языка JavaScript.
Приложение содержит раздел Макросы, который является полем для ввода и выполнения макроса, но не имеет каких-либо средств отладки и тестирования. Можно написать все что угодно в макрос, при этом не получить какой-либо ошибки или предупреждения, макрос просто не выполнится. Управление в макросах происходит через Api, но сами методы Api не описаны на сайте в документации к продуктам.
Нет возможности отладки кода, производитель пишет, что отладку можно осуществлять в браузере, но не приводит примеров такой отладки.
Все что сработало без проблем – это пример кода с раскраской строк таблицы по цветам. Более серьезные продукты, как создание плагинов не получилось создать и внедрить. Получил простейший плагин helloworld от тех. поддержки продукта, но он существенно отличается от примеров, показанных в документации по созданию плагинов. Дополнительно содержит в себе ряд ссылок на скрипты на github, о которых ничего не написано в документации.
На данный момент не существует сообществ по разработке для данного продукта, поэтому возможность программирования на нем на уровне MS Office, сейчас не представляется возможным. На мой взгляд запутанная и неполная документация (Разработчикам – Линия клиентской поддержки Р7-Офис (r7-office.ru)), все проблемы придется решать через тех поддержку. Для программирования данный продукт подходит на 1 балл.
Мой Офис.
Для написания макрокоманд в данном ПО используется язык программирования LUA.
Имеется встроенный редактор макросов, с возможностью отладки, указанием ошибок в коде.
На сайте представлена подробная документация для написания плагинов, где расписан вся структура плагина, описаны Api для управления документом.
Есть свой комплект Средств разработки SDK (Документация МойОфис Комплект Средств Разработки (SDK) 💼 (myoffice.ru)). Который включает классы и методы для языков программирования C++, Python, C#.
Существенным минусом является отсутствие сообщества программистов, на данный момент все необходимо искать в документации нет каких-либо готовых решений, но документация описана довольно подробно и предлагает комплекс различных решений для разных языков программирования. Существенным плюсом является русскоязычная документация. В целом, за возможности разработки можно поставить 4 балла данному продукту.
LibreOffice.
В данном офисном продукте используется язык LibreOffice Basic или просто Basic.
Имеется встроенный редактор макросов, с возможностью отладки и указанием ошибок в коде.
Имеется документация по созданию макросов (Chapter 13 Getting Started with Macros (libreoffice.org)) на английском. Есть сообщества разработчиков для libreoffice, разделы на StackOverflow.Info - libreoffice Questions & Answers. Но не понятно есть ли api или какие-либо библиотеки для программирования на LibreOffice, можно оценить на 3 балла, возможность использования и удобство в написании макросов для LibreOffice.
1.4. Подключение к внешним источникам для получения данных
MS Office.
В пакете Excel есть возможность создавать и изменять подключения к внешним источникам данных, которые хранятся в книге или файле подключения.
Может подключаться к следующим источникам:
-
MS Access БД;
-
из интернета;
-
из текстовых файлов;
-
c MS SQL-сервера;
-
из служб аналитики MS SQL-сервера;
-
из служб канала Azure4
-
из web-канала ODATA;
-
импорт данных из XML;
-
при помощи мастера подключений OLEDB:
-
с использованием мастера запросов Microsoft Query и ODBC.
Можно сделать вывод, что получение данных в редактор таблиц возможно практически из любого источника или базы данных. 5 баллов.
Р7-Офис.
В Р7-Офис есть возможность из книги в Таблице получить данные из текстового файла txt, ни в документации, ни в интерфейсе я не нашел возможности подключения к каким-либо другим источникам данных. Написал по этому поводу в техническую поддержку. Ответ пришел следующий «У нас уже созданы предложения на реализацию данных функционалов. К сожалению, реализовать возможно только подключение к внешним источникам данных (БД SQL) и работы с ними и импорт данных из XML и HTML файлов в книгу. Добавим информацию в предложение на реализацию в нашей системе отслеживания (49454, 53667).
Данный функционал будет реализован в одной из следующих версий, но, к сожалению, я не могу назвать точные сроки в данный момент». Пока ставлю 0 баллов.
МойОфис.
В МойОфис ни в документации, ни в интерфейсе я не нашел возможности подключения к каким-либо другим источникам данных. Написал по этому поводу в техническую поддержку. Ожидаю ответа. Пока ставлю 0 баллов.
LibreOffice
В пакете Calc есть возможность создавать и изменять подключения к внешним источникам данных, которые хранятся в книге или файле подключения.
Может подключаться к следующим источникам:
-
MS Access БД;
-
из текстовых файлов;
-
импорт данных из XML;
-
Есть возможность соединиться с существующей базой данных через интерфейсы ODBC и JDBC.
Можно сделать вывод, что получение данных в редактор таблиц возможно практически из любого источника или базы данных, но меньше возможностей чем у MS Office, поэтому 4 балла.
1.5. Своя СУБД
MS Office.
Данный продукт в версии professional предоставляет свою СУБД MS Access. Есть возможности полноценной работы с базой данных, и создания своего окружения, через работу с формами, генерацию отчетов. 5 баллов
LibreOffice.
Данный продукт содержит свою базу данных LibreOffice Base. Есть возможности полноценной работы с базой данных, и создания своего окружения, через работу с формами, генерацию отчетов. 5 баллов.
Р7 Офис. Нет своей СУБД. 0 баллов.
1.6. Выводы по программированию
Если подводить итог по возможностям разработки, то явным лидером является MS Office, т.к. есть сообщество, в сети можно найти множество мануалов по разработки и решению проблемных вопросов. Из трех других оцениваемых приложений, более убедительным выглядит LibreOffice, в нем так же есть сообщество, своя база данных, возможность импорта данных из других источников, есть множество свободно распространяемых плагинов. Из-за наличия SDK и хорошей документации кажется реальной разработка и для среды МойОфис.
Распределение баллов:
MS Office - 20 баллов;
LibreOffice - 16 баллов;
МойОфис - 5 баллов;
Р7-Офис 3 балла.
На данном этапе в случае перехода, те продукты, что используются в Обществе со сложными макросами лучше оставить на MS Office и не переносить. А для новых разработок, если погрузиться в документацию, вполне могут подойти LibreOffice и МойОфис.
2. Поддерживаемые форматы документов
Таблица 2.1 - Поддерживаемые форматы
Продукт |
MS Office |
LibreOffice |
МойОфис |
Р7-Офис |
Документы |
DOC DOCM DOCX DOT DOTM DOTX HTM HTML MHT MHTML ODT RTF TXT .wps XML XPS |
ODT OTT FODT UOT DOC DOCX DOTX DOCM XML HTM HTML MHT MHTML RTF TXT XPS |
DOCX DOTX DOC DOT ODT OTT RTF TXT XODT XOTT |
DOC DOCX DOTX ODT OTT RTF TXT PDF/A HTML EPUB XPS DjVu OTT DOCM DOTM FODT WPS WPT XML DjV FB2 HTM MHT |
Таблицы |
CSV DBF DIF HTM, HTML MHT, MHTML ODS PRN SLK TXT XLA XLAM XLS XLSB XLSM XLSX XLT XLTM XLTX XLW XML XPS |
ODF OTS FODS UOS XLS XLSX XLSM XLT XLTX DIF DBF HTML SLK CSV
|
XSLX XLTX XLS XLT ODS OTS CSV TSV TAB SCSV TXT XODS XOTS |
XLS XLSX XLTX ODS OTS CSV PDF/A XLTM FODS ET ETT |
Презентации |
ODP POT POTM POTX PPA PPAM PPS PPSM PPSX PPT PPTM PPTX XPS |
ODP OTP ODG FODP UOP PPTX PPSX POTX PPT PPS POT
|
PPTX PPT ODP POTX POT OTP |
PPT PPTX POTX ODP OTP PDF/A PPSM PPSX FODP DPS DPT |
Прочие форматы |
DBF |
DBF |
|
|
В таблице 2.1. представлено множество форматов и любой из рассматриваемых продуктов, читает основные форматы другого. Здесь можно каждый продукт оценить в 5 баллов.
3. Быстродействие и потребление ресурсов
Из диаграммы 3.1 видно, что наибольшее потребление ресурсов при работе с Р7-Офис, с открытием таблицы более чем 200 тысяч строк данная программа не справилась вовсе и выдала ошибку. Но, не смотря, на то, что Р7 занимает большее количество оперативной памяти, он быстрее чем МойОфис загружает документ и работает без зависаний в дальнейшем, при долгой загрузке какого-либо документа не зависает и дает возможность параллельно открыть другой документ.
Наименьшие по потреблению памяти программы MS Office и LibreOffice.
Очень неудобен МойОфис при работе с таблицами, где много строк, так как в нем происходит динамическая загрузка данных, поэтому при работе с большими таблицами потребляется большое количество ОЗУ и чтобы дойти до конца документа требуется большое количество времени. Подвисает, при работе с большими документами, дольше всех открывает документы.
Лучше всего с таблицей более чем в 200 тысяч строк справился LibreOffice, он открыл ее быстрее всех других редакторов, и позволил быстрее других производил поиск и работу данных внутри данной таблицы.
По данному пункту LibreOffice - 5 баллов, MS Office - 4 балла, Р7-Офис - 3 балла, МойОфис – 2 балла.
4. Пользовательские настройки
Каждая из программ имеет интуитивно понятный интерфейс. Но возможности по настройке интерфейса самые продвинутые в пакетах MS Office.
Интересный интерфейс у Р7-Офис, он позволяет в режиме одного окна открывать множество разных документов, переключаясь между ними (рисунок 4.1)
При работе на одном мониторе довольно удобная функция, видны все открытые тобой документы и можно переключиться между ними в более удобной форме, чем разворачивать каждое окно из панели задач. Кроме того, есть возможность вынести любой документ в отдельное окно, минусом является то, что при закрытии родительского окна, закрываются все документы, открытые в нем.
Интерфейсы Р7-Офис и MS Office схожи, наверху находится панель быстрого доступа, которая состоит из разделов, при переходе на которые мы видим основные функции для работы с документом, которые входят в тематику раздела. Слева включается навигационная панель, с оглавлением и поиском по документу.
В МойОфис и LibreOffice панель быстрого доступа имеет фиксированный набор функция для работы с документами, дополнительные функции предлагаются выпадающим списком при нажатии на нужный пункт меню.
Интерфейс каждой программы можно оценить на 5, они схожи и интуитивно понятны, не думаю, что здесь могут возникнуть большие сложности, при переходе с одного продукта на другой. Все дело только в привычке пользователя.
5. Режим рецензирования и правки документов
В каждом редакторе есть режим рецензирования и правки документов. Корректно отображаются все предыдущие комментарии и изменения с указанием авторов их вносивших.
Единственный минус нашел в LibreOffice, он автоматически не подключает доменного пользователя и каждый новый комментарий указывается как анонимный, нужно прописывать вручную пользователя в свойствах программы, за это снимаю 1 бал с данной функции для LibreOffice.
По данному пункту LibreOffice - 4 балла, MS Office, Р7-Офис и МойОфис 5 баллов.
6. Работа с таблицами.
6.1. Создание сводных таблиц
В каждом продукте реализовано создание сводных таблиц.
MS Office Excel. В данном пакете очень легко создаются сводные таблицы, есть функции по созданию рекомендуемых сводных таблиц. С правой стороны при редактировании сводной таблицы выпадает навигационная панель с удобным списком фильтров и настроек сводной таблицы.
Большим плюсом является возможность получить данные для сводной таблицы из других таблиц Excel или из базы данных. 5 баллов.
МойОфис Таблица. Простой интерфейс по созданию сводных таблиц, имеется с правой стороны навигационная панель со списком фильров и настроек, но нет рекомендуемых сводных таблиц, также нельзя получить данные из других источников или базы данных, что является минусом. Понимает сводные таблицы, созданные в MS Office, но если источник данных находится в книге Excel, данные полученные из другой книги или из базы данных отображаются простой таблицей при открытии документа в МойОФис. 3 балла.
Р7-Офис Таблица. Интерфейс и проблемы полностью идентичны МойОфис. 3 балла.
LibreOffice Calc. Наименее удобный интерфейс по созданию и фильтрации сводной таблицы. Есть возможность получить данные из внутренней базы данных LibreOffice. За неудобный интерфейс фильтрации, настройки и создание сводных таблиц 2 балла.
6.2. Количество и состав функций, используемых в таблицах
Таблица 6.1 – Количество функций используемых в таблицах
Итого функция |
MS Office |
МойОфис |
Р7-Офис |
LibreOffice |
486 |
141 |
446 |
472 |
MS Office, LibreOffice и Р7-Офис имеют примерно равное количество реализуемых функций и довольно широкий функционал, их можно оценить в 5 баллов, в количественном показателе значительно отстал МойОфис – 3 балла.
7. Режимы совместной работы с документами
Данный раздел не будет оценен, так как ни один из серверов не развернут в Обществе. Описание делается для ознакомления с возможными решениями, описанными в документации на официальных сайтах компаний, предлагающих данные продукты.
MS Office. Реализует возможность совместной работы в 2-х возможных вариантах:
1. Через рецензирование, дается совместный доступ к документу, одновременный только в случае редактирования книги excel (документ word в данном режиме будет доступен для редактирования только одному человеку). В данном режиме, книга будет ограничена следующими параметрами:
Нельзя:
-
создавать таблицы Excel;
-
создавать, менять или просматривать сценарии;
-
удалять листы;
-
объединять либо разделять ячейки;
-
работать с XML-данными (импортировать, добавлять, обновлять, удалять и т.д.).
2. В виде облачных серверов OneDrive или серверных корпоративных решений SharePoint или Office Online Server, данные решения интегрируются с AD и MS Exchange. Данные сервисы дают возможность одновременного доступа и редактирования нескольким пользователям к одному документу.
Данный продукт в рамках совместной работы покрывает все запросы пользователя и может быть представлен как в облачной среде, так и локальным сервером.
LibreOffice. В LibreOffice Writer, Impress и Draw документ может открываться для записи в конкретный момент времени только одним пользователем. В Calc (таблица) несколько пользователей могут открыть одну электронную таблицу для одновременной записи. Каких-либо инструментов для облачных решений или корпоративного сервера LibreOffice не имеет.
МойОфис. Предусмотрен только корпоративный сервер совместной работы с документами, в десктопной версии приложения невозможна совместная работа.
Совместная работа отображается в приложении следующим образом:
-
аватары соавторов размещаются в нижней части боковой панели;
-
в документе отображается курсор того же цвета, что и аватар соавтора;
-
при выполнении соавтором редактирования у остальных соавторов синхронно отображаются изменения в документе, на панели изменений отображается имя соавтора, выполняющего редактирование;
-
если документ доступен пользователю только на Просмотр, то на панели инструментов слева от аватара отображается надпись Только для чтения, инструменты форматирования и редактирования отсутствуют.
Р7-Офис. Совместное редактирование документов и совместная работа с документами возможны только при подключении к корпоративному серверу или при работе в облаке в онлайн редакторе.
Совместное редактирование включает в себя:
-
Совместное одновременное редактирование документов с отображением именами и списка пользователей редактирующих документ и временем редактирования.
-
Упоминание пользователя в примечании с автоматическим запросом предоставлением ему прав на комментирование документа и уведомлением на электронную почту.
-
Два режима совместной работы (быстрый и строгий). Быстрый режим – совместное редактирование в режиме реального времени. Все изменения сохраняются автоматически. Строгий режим - все изменения применяются только после нажатия кнопки «Сохранить».
-
Возможность предоставить права на документ из редактора.
9. Сообщества
Если оценивать сообщества пользователей, работающих в программе, то здесь явное лидерство у MS Office, можно найти множество инструкций по работе и настройке как на русском языке, так и на английском. 5 –баллов. Для LibreOffice так же можно найти много материалов, больше материалов по настройке приложения выдается в англоязычном сегменте. 4 – балла. Для МойОфис и Р7-Офис сообщества пока не сформировались, есть лишь отдельные статьи на habr.com или zen.yandex.ru и они описывают больше размышления по внедрению и возможности данных продуктов, чем проблемы с ними связанные и их решения – 0 баллов.
10. Техническая поддержка
Техническая поддержка существует для всех рассматриваемых продуктов. Стоит отметить, что многие проблемы MS Office и LibreOffice с возможными путями решения описаны на различных сайтах самими пользователями и можно их решить без обращения в поддержку продукта. Но, в целом, для этих продуктов существует и хорошая корпоративная поддержка, куда можно обратиться и получить ответ на свои вопросы.
Техническая поддержка в Р7 и МойОфис так же присутствует, в ходе написания аналитической записки, связывался с ними, описывал встречаемые ошибки, задавал вопросы по функциям продукта. От обоих служб получал ответы. В ходе тестирования и написания запросов в службу поддержки продуктов, приходили очень подробные ответы от поддержки МойОфис, был даже предоставлен доступ к МойОфис Частное облако для тестирования, предоставлялись расчеты мощностей для корпоративного сегмента. В целом, за поддержку пользователя можно поставить 4 балла всем компаниям, так как можно получить ответ от каждой из них в срок 1-2 дней.
11. Другие замечания
Р7-Офис и МойОФис не могут полноценно работать с вложенными OLE- объектами (файлами) минус 1 балл.
Редактируя один и тот же документ в разных редакторах, видны сбои в стилях абзацев, изменяется размер вставленных картинок.
Выводы
Таблица – Результаты оценки продуктов
Критерии |
Продукты |
|||
Р7-Офис |
LibreOffice |
МойОфис |
MS Office |
|
Плагины |
2 |
4 |
1 |
5 |
Макросы |
1 |
3 |
4 |
5 |
Подключение к внешним источникам |
0 |
4 |
0 |
5 |
Своя СУБД |
0 |
5 |
0 |
5 |
Поддерживаемые форматы |
5 |
5 |
5 |
5 |
Быстродействие и потребление ресурсов |
3 |
5 |
2 |
4 |
Пользовательские настройки/Интерфейс |
5 |
5 |
5 |
5 |
Режим рецензирования и правки |
5 |
4 |
5 |
5 |
Создание сводных таблиц |
3 |
2 |
3 |
5 |
Количество и состав функций, используемых в таблицах |
5 |
5 |
3 |
5 |
Сообщества |
0 |
4 |
0 |
5 |
Техническая поддержка |
4 |
4 |
4 |
4 |
Прочие минусы |
-1 |
- |
-1.0 |
0 |
Итого |
32 |
50 |
31 |
58 |
Делая выводы по таблице сравнения, можно увидеть явное преимущество MS Office перед другими продуктами, так как он более стабилен, функции в нем проработаны лучше, чем в других сравниваемых в данной записке продуктах и их значительно больше. При этом даже open source продукт LibreOffice обошел российских производителей, так как развивается и существует на рынке дольше, имеет большее сообщество, множество советов по настройке можно найти в сети, он более быстрый.
Стоит отметить и Р7-Офис, в целом, довольно неплохой продукт, он быстрее, чем МойОфис. Более похож на MS Office по интерфейсу, пользователю, работавшему до этого в MS Office легче будет разобраться в интерфейсе Р7, чем в LibreOffice или МойОфис.
МойОфис стоит выделить по обширной и более полной документации для разработчиков.
Переходя на новый продукт с MS Office пользователи столкнутся со следующими проблемами:
-
Меньшее количество функций по настройке и редактированию документов, таблиц, презентаций.
-
Не все настройки форматирования в документе, созданном в MS Office, корректно отобразятся в других продуктах, будут проблемы с теми формами, где очень точно выверены поля и границы, все это, с большой вероятностью, при печати из других продуктов уедет на другой лист или за границы печати.
-
В операционной системе, где не был ранее установлен MS Office не будет шрифта Times New Roman, документы с ним будут открываться и читаться, другими офисами, но создать документ с Times New Roman будет невозможно, так как он не идет в данных продуктах по умолчанию, но является официальным шрифтом для документов в Обществе.
-
В Р7-Офис и МойОфис нельзя будет открыть ни одного вложения в документ.
-
У пользователей не будет надстроек Abby Finereader, Консультант плюс и других применяемых ими в MS Office, в МойОФис и Р7-Офис нет магазина надстроек, все документы, где используются какие-либо сторонние библиотеки с надстройками будут работать некорректно.
-
Не будут работать макросы, созданные в MS Office.
Данное тестирование не является всесторонним и не охватывает многих проблем, с которыми можно столкнуться при переходе на какую-либо отличную от MS Office платформу. Считаю, что переход должен быть поэтапный, с обязательным тестовым периодом, в ходе которого часть пользователей (например, 200 человек) должна быть полностью переведена на отличный от MS Office продукт, с их ПК должен быть удален MS Office и они должны работать с выбранным продуктом. При этом должна быть обязательная обратная связь от пользователей на выявление и устранение появляющихся ошибок в ходе эксплуатации продукта.
Автор:
Tembi4555