Мозговой штурм с GPT или про субъектно-ориентированное программирование

в 10:10, , рубрики: AI в бизнесе, AI-агенты в работе, ChatGPT мозговой штурм, бизнес-стратегия, генерация бизнес-идей с AI, генерация идей, маркетинг мебели, мебельный бизнес идеи, мозговой штурм, нейросеть для бизнеса
Мозговой штурм с GPT или про субъектно-ориентированное программирование - 1

Собрались однажды В.И.Ленин, И.В.Сталин и В.В.Путин, и стали думать: “Как нам обустроить Россию?”
Нет, это не анекдот. Это я экспериментировал с мозговыми штурмами в ChatGPT. 
Получилось не очень, смысла нет здесь выкладывать, кто захочет - скину в личку.

А Очень получилось с мозговым штурмом для мебельной компании. Результативно.

Вот здесь есть что рассказать. Был по-хорошему впечатлен результатами. Может быть, кто-то сможет использовать как шаблон для своих задач. 

Рекомендую этот способ для креатива, в том числе для всяких-разных житейских надобностей. “Креатива” не в смысле забрызгать окружающих яркими красками, а в хорошем смысле этого слова.

Рассказываю.

Исходная задача: Есть малый мебельный бизнес в Москве. С собственным производством корпусной мебели. По сути ничем не отличающийся от сотен других таких же. Как жить? Точнее даже - Как Выжить?

А, еще пара дополнений: 

Заказчики сказали о себе “Семейный мебельный бизнес”, но эту тему практически не используют.
Пробовали контекстной рекламой вести трафик на сайт, результат провальный.
Сейчас основной канал продаж - Авито.
С исходными данными на этом всё.

Для самых нетерпеливых: протокол мозгового штурма по ссылке, его итоги начинаются с 19 страницы: https://docs.google.com/document/d/1pGPf2zLAw3Ia7B9Tb0PbuujtJNlSkFseZnOHnzn68rM/edit?usp=sharing
Часть блоков, в которых одна вода, из протокола я удалил для компактности.

Промпт для запуска мозгового штурма сейчас тоже приведу, но главная фишка не в нем. 

В процессе штурмом нужно было управлять. 
В этой статье расшифровываю все с подробностями. Если хотите такой подход использовать, читайте до конца - много тонкостей.

Промпт:

Проводим мозговой штурм.

Наша задача: найти Уникальное Торговое Предложение (УТП) для мебельной компании из Москвы. Компания относится к малому бизнесу. 

Есть 5 агентов:

Создатель ИКЕИ.

Ричард Брэнсон.

Лучший маркетолог Москвы, который все знает о мебельном бизнесе.

Инженер-технолог мебельного производства.

Бизнесмен - владелец малого мебельного бизнеса.

Агенты генерируют предложения по очереди. Остальные агенты оценивают предложение. Если предложение оценено положительно не всеми - генерируется следующее предложение в порядке очереди. Если предложение оценено положительно всеми - останавливаемся, ждем моих дальнейших указаний.

Давайте для начала определимся, как в процессе рассказа я буду называть нейросеть.

Мозговые штурмы я проводил и с ChatGPT и с DeepSeek.
Обе нейросети справлялись хорошо, какой-то одной отдать предпочтение не могу, обе годны.
В обеих потребовалось включать функцию поиска в интернете. И в обеих часто требовалось включать “Глубокий анализ”. В ChatGPT это функция “Обоснуй”, в Deepseek - “DeepThink (R1)”.

Вот чтобы не путаться, всегда дальше и буду говорить: “Дипсик”

Потому что DeepSeek мне понравился все таки больше. И потому что лень переключать клавиатуру на английский и потом обратно, а в “ЧатДжиПиТи” слишком много букв.

Как я сказал, результаты работы обеих нейросетей меня устроили одинаково. Могу дополнительно только оценить с точки зрения удобства пользования.

У ChatGPT большая проблема: на плане FREE, при включенном интернет-поиске, и при включенной “Обоснуй” очень быстро исчерпывается лимит. И ChatGPT предлагает возобновить работу через 3-4 часа. 
Понятно, что токены в таком режиме тратятся быстрее. Но от этого не легче: выполнить мозговой штурм за одну сессию практически невозможно. 
Неудобно.

У DeepSeek другая проблема: когда в него все ломанулись после шума в СМИ, и когда США (а может кто-то еще) стали его по-взрослому ДДОСить, он периодически уходит в аут.
Я тоже кстати из этих - “ломанувшихся”. Стал его использовать буквально недавно.

Так вот, DeepSeek одно время выдавал сообщение что интернет-поиск невозможен. Кроме того с раздражающей регулярностью говорит что server is busy, и приходится запускать запрос несколько раз, пока соблаговолит откликнуться.

Еще, может быть это моя мнительность, но мне показалось что когда запускаю большие запросы, требующие объемной выдачи, в режимах интернет-поиска и глубокого анализа - busy он выдает чаще, чтобы я не особо наглел.

Но в целом, как пользователю, мне DeepSeek оказался удобнее.

Хотя при использовании нейросетей в профессиональной деятельности с плотной загруженностью, ChatGPT на платном тарифе наверное будет сейчас удобнее.

Уточняю: речь именно о проведении мозговых штурмов. Для других задач другие критерии, из-за важности других функций. Например с текстами ChatGPT выигрывает однозначно, за счет того что есть режим холста - прямо на котором можно редактировать.

Еще уточняю: все эти критерии удобства - это по состоянию на сегодня. Завтра скорее всего они еще будут актуальны. Через месяц - может быть. Через год - наверняка все уже будет по другому.

В общем нужно использовать обе.

А мы возвращаемся к нашим баранам. Точнее к Ричарду Брэнсону и компании.
Давайте разберем промпт, и почему сделано именно так.

Для ясности придется ненадолго уйти в сторону. Все мы немного шизофреники. Естественно, в хорошем смысле этого слова. То есть в каждом из нас уживается много личностей.

Особенно видно это по детям, пока на них не задеревенели социальные маски.
Ребенок - ну явный холерик на переменке. Сангвиник на любимой математике. Флегматик на нелюбимой литературе. И вылитый меланхолик во время приборки в своей комнате. Узнаёте?

Каждый из нас, кто-то неявно, а кто-то осознано и натренировано меняет свою позицию, в зависимости от задач. Узнал проблему - оценил ее - сгенерировал идею по решению проблемы - оценил свою идею - пошел с ней разбираться. 

Для простых проблем и решений это может происходить за секунду, автоматически, и без рефлексии.
То есть мы даже не осознаем, что за секунды побывали и в роли аналитика и генератора и критика, и уже шагнули в сторону решения проблемы. Мы вот просто взяли и сделали.

Но факт в том что все таки побывали.

Дипсик так не умеет.

Он стабилен в своей роли. Или пока не получит от вас команду сменить роль, или пока “глубокий анализ” не выявил необходимость смены роли, или пока не произошел еще какой-то фактор. Одним словом, Дипсик меняет роли по внешней причине, сам не меняет. По крайней мере сейчас.

Пример: мозговой штурм с Лениным, Сталиным и Путиным, о котором я упомянул в начале статьи, действительно оказался похож на анекдот: они у меня ну никак не могли ни о чем договориться.

Ленин категорически настаивал на уничтожении любых форм социальной несправедливости. Сталин стоял на принципах жесткого централизованного управления. А Владимир Владимирович был за баланс между интересами бизнеса, населения, инвесторов и так далее.

Понятно, что это только модели личностей. Причем жестко переобученные. При обучении Дипсика в него попали данные с материалами Ленина и Сталина. А вот данных о логике, по которой эти Личности принимали свои решения, в Дипсик не попало. 
Причем и материалы-то попадали заранее вычищенные и цензурированные.
Вот Владимир Ильич и талдычил у меня уперто о своем, о девичьем. А ведь он был гением в части почувствовать мельчайшие признаки изменений.

И только когда я изменил их роли, в мозговом штурме стало что-то получаться.

Я задал Дипсику вопрос. Дипсик при этом был в режиме глубокого анализа. Вопрос простой: Разве социальная справедливость это тогда когда нет богатых? Разве социальная справедливость не тогда когда нет бедных?
И дал команду формулировать проблемы в позитивной направленности.

Только после этого они смогли у меня договориться. И сформулировали проблему так: «Как создать условия для всеобщего роста благосостояния, чтобы каждый гражданин мог реализовать свой потенциал и участвовать в развитии страны?»
Вот с этим уже можно работать.

А мы, наконец-то возвращаемся к нашим баранам. К Ричарду Брэнсону и остальной компании.

Правило №1 для мозговых штурмов: всегда используйте многоагентную схему.

Я, кстати, пробовал использовать известных и даже гениальных личностей для агентов. Результат… ну, скажем, неоднозначный. Их все время заносит куда-то в сторону. 

Поэтому лучшим результатом оказалось использование агентов, которые, уже в реале,  будут участвовать в реализации решений мозгового штурма:

- Маркетолог: ему предстоит продвигать то что придумаем.

- Технолог: ему предстоит изготавливать то что придумаем.

- Бизнесмен: он отслеживает чтобы в итоге это все принесло прибыль.

А также И́нгвар Кампрад - создатель ИКЕи. Человек, который знает о мебели всё.

И Ричард Брэнсон - человек, умеющий создавать бизнесы на фундаменте эмоций.

Ричарда я, кстати, взял в команду не зря - несколько интересно-парадоксальных идей он сгенерировал.

Многоагентная схема обязательна во всех случаях где подразумевается сложное взаимодействие.

Знаю, что при создании нейросотрудников разных агентов даже разносят по разным промптам, с разным дообучением. Чтобы до предела увеличить четкость исполнения ролей и избежать “селедки под малиновым вареньем”.

Для мозгового штурма такого жесткого разделения не требуется, потому что все равно нужен человек-модератор.

То есть даже если вы проводите мозговой штурм для себя лично, и кроме Вас у Вас больше никого нет, все равно представьте полностью укомплектованную команду. Такую, которая могла бы выполнить задачу наилучшим образом, и таких агентов и используйте.

Опять немного уйду в сторону в своих рассуждениях, но считаю это важным.

Скоро программисты будут создавать львиную долю кода в своих программах через AI-агенты.

А не-программисты будут решать львиную долю своих информационных задач тоже через AI-агенты.

Получается, что и программистам, и не-программистам придется подстраиваться под достоинства и недостатки AI-агентов.

Буквально на днях здесь, на Хабре, опубликована статья Массовые увольнения в IT — конец золотой эпохи?

И в этой статье прозвучала фраза “В итоге мы придем к тому, что управление ИИ — это менеджмент, а не программирование”.

Я когда-то был программистом, но в 2005 году ушел в другую область деятельности. И вот когда проводил мозговой штурм с Дипсик, я почувствовал нечто знакомое.
А именно, что как и в моем любимом когда-то С++ , фиг что получишь, если не пропишешь исчерпывающий список формальных параметров. То есть пока не встанешь на точку зрения функции, и не предусмотришь всего, что ей будет нужно для работы.

Недавно здесь на Хабре я в комментариях увидел анекдот:

Разговаривают два программиста. Один и говорит:
- Я тут недавно с AI разговаривал, спросил у него - когда он заменит всех программистов.
- И что он ответил?
- Говорит тогда, когда заказчики научатся точно говорить - что они хотят.
- Ура, мы в безопасности!

Сейчас начнется бум попыток применения не-программистами нейросетей для всех отраслей и любых задач. Вернее уже начался. И положительные результаты однозначно будут, и много.

Не-программистам придется стать немножечко программистами. Вариант, когда командуешь: “вот вам задача, идите, и как хотите, но чтоб к утру было сделано” уже не прокатит. Агенты сделают именно как они хотят.

А программистам придется научиться быть немного управленцами. Научиться понимать - какой персонал собрать в команду, с учетом не только хард скиллов агентов, но и софт скиллов. Если по-русски, то учитывать кто где может тупить. И заблаговременно принимать меры.

Вообще то это классическая управленческая задача: создание стабильной системы из нестабильных элементов.

Было объектно-ориентированное программирование. А теперь что, будет субъектно-ориентированное программирование? 
Да уж. Непонятно и спорно. Хотя логично.

С AI-агентами часть простых программ будут писать не-программисты сами. Точно так же, как сейчас сами решают многие задачи при помощи того же экселя.

Программистам же придется концентрироваться на сложных и нестандартных задачах, и на проектах разворачиваемых внутри контура предприятий.

Хотя будет и относительно небольшой всплеск заказов со стороны малого и среднего бизнеса. Менталитет-то не изменился. Как с эксель-табличками, сначала будут с удовольствием пользоваться. Потом захотят работать командно и решать задачи более комплексные. Но в основном все эти задачи будут решать на базе сервисов, путем их кастомизации. Так дешевле.

А о чем это я вообще? 
О! Я же рассказываю кейс про мозговой штурм!
Ну так вот, запустил на выполнение, получил вначале лажу.

Ну, как лажу? Банальность получил. 

Собственно, на другое и рассчитывать не стоило.
Промпт был написан как “Создай мне УТП на пустом месте”. Вот и получилось пустое место. Но для начала мыслительного процесса сойдет.

Несколько циклов агенты игрались со стандартными идеями. Про доставки, скидки, модульность, экологичность, и так далее.
Единственная ценная мысль, которую я отметил на этом этапе: что в Москве много малогабаритной жилплощади.

Получилось вот что:

"Экологичная мебель для маленьких московских квартир: максимум функциональности, быстрая доставка за 7 дней и бесплатный дизайн-проект в подарок!"

Не интересно. Не сработает.

Я дал Дипсику дополнительную информацию:

Даю дополнительную информацию: этот мебельный бизнес предпочитает работать в среднем сегменте, но может производить мебель и в сегменте Эконом (но это для Москвы может оказаться не рентабельно), и в сегменте Премиум. Кроме того этот мебельный бизнес имеет негативный опыт привлечения трафика на сайт при помощи интернет-рекламы. Поэтому в основном сейчас пользуется каналом продаж через Авито.

Тоже не сработало. Получилась какая-то каша во рту:

"Мебель для московских квартир: стиль, функциональность и доступная цена. Бесплатный замер, 3D-визуализация, быстрая доставка и гарантия 2 года!"

Я дал Дипсику еще информацию:

Даю дополнительную информацию: этот мебельный бизнес говорит о себе “семейный мебельный бизнес”.

Каша поменяла вкус, но осталась кашей:

"Семейный мебельный бизнес: создаем уют в вашем доме. Стиль, функциональность и доступная цена. Бесплатный замер, 3D-визуализация, быстрая доставка и гарантия 2 года. Скидка для семей с детьми!"

У малых мебельных компаний есть проблема - их много, и все они как близнецы-братья. Причем, как ни парадоксально, все они хотят получить новые, лучшие результаты, продолжая делать все по старому. Особенно когда техпроцесс завязан на производство.

В принципе, это понятно. Малые производственные бизнесы - по сути антипод стартапов. Кроме размеров команд у них все противоположно.
Малым производственным бизнесам противопоказаны резкие движения и прорывные идеи. Запас прочности невелик, а инерция техпроцессов велика. Скорее сломается, чем перестроится.
Тем более в Москве, где мебельщикам найти хороший персонал очень сложно. Обходятся объедками с барского стола крупных компаний.
Да и менталитет…Стартапы чувствуют себя крупной компанией не смотря на реальный размер. Малые мебельные компании чувствуют себя малыми, тоже несмотря на размер. Потому наверное и малые.

И тем не менее часто получается получать новые, лучшие результаты, продолжая действовать в рамках старых процессов.
Для этого нужно выделиться на рынке среди толпы конкурентов.
Вариантов два: стать особенным, или выглядеть особенным.

Значит придется вам у меня стать особенными.

Я включил режим DeepThink (R1) и попросил Дипсик быть парадоксальным, а также поиграть не только УТП, но и ассортиментом. Промпты дальше писать здесь не буду. Дальше я общался с Дипсиком так как общался бы с человеком.

Приводить его творчество здесь тоже не буду. Это надо читать. Местами получились просто шедевры маркетинговых идей. 

Например:

### **Агент 1: Создатель ИКЕИ (с бунтарским уклоном)**  

**Идея:**  

"Мы продаем **незавершенную мебель**. Вы получаете каркас, а дальше — ваша фантазия: красите, декупажируйте, прикручивайте ручки из старых чемоданов. Наша мебель — это холст для вашей семьи. Дешево, экологично, с душой."  

**Почему парадокс:**  

Мебель как DIY-проект в мире, где все хотят готовые решения. Но это снижает стоимость производства и создает эмоциональную привязанность.  

**Канал продаж:**  

— Партнерство с мастер-классами по хендмейду.  

— Продажа через Telegram-каналы для молодых родителей (совместное творчество с детьми).  

Ссылка на протокол мозгового штурма вверху этой статьи, читать со страницы 5.

Но практически всё получилось неприменимо для малого мебельного бизнеса, желающего чтобы всё осталось по старому, только результаты изменились.

Ладно, я попросил добавить реалистичности, но сохранить парадоксальный подход. Подкинул ему идею, о которой раньше слышал - о вертикальных цветниках и о выращивании в квартирах микрозелени, ягод и овощей. Попросил подумать об ассортименте, пригодном для каналов Озон, Вайлберриз и других маркетплейсов.

Может быть вот теперь данных у Дипсика стало наконец-то достаточно (помните, я говорил о списке формальных параметров?), и у него наконец-то стало что-то получаться. Смотрите со страницы 8.

Пример того что получилось:

#### **Агент 3: Маркетолог-циник (Москва)**  

**Идея:**  

«Мебель для "ленивых зеленых": полки с встроенными горшками и фитолампами. Реклама на Авито: "Убьёте кактус — вернем деньги". Комплект: горшок + грунт + семена руколы.»  

**Оценка:**  

- **Создатель ИКЕИ:** «Дешево и сердито. Себестоимость — 3 тыс., продажа — 8 тыс.»  

- **Ричард Бренсон:** «Слишком просто. Но да, это может сработать.»  

- **Технолог:** «Реализуемо за неделю. Используем ДСП и LED-ленты.»  

- **Бизнесмен с Авито:** «Хук с гарантией — гениально. На Авито такие объявления будут вируситься.»  

**Вердикт:** **Одобрено!** УТП:  

**«Полки для тех, кто убивает кактусы. Гарантия 1 год даже на вашу небрежность. В комплекте — всё для старта.»**  

 

Дальше я попросил Дипсик провести анализ уже сгененированных идей с точки зрения прибыльности, цены взять в интернете. Ну и продолжить генерировать идеи.

Информации для размышления к этому моменту я получил уже много. Верить этой информации, конечно, нельзя. Но расставить ориентиры для дальнейшей проработки уже можно.

Приводить здесь небольшие фрагменты того что сгенерировал Дипсик смысла нет - будет не понятно. Поэтому или смотрите протокол штурма, или читайте статью дальше.

Запустил следующий цикл мозгового штурма. Я посчитал, что тема мебели для зелени в квартирах уже проработана достаточно, и попросил поработать над другими темами.

Пример того что получилось:

### **Идея 1: Мебель-«невидимка» для малогабариток**  

**УТП:**  

«Мебель, которая исчезает. Встроенные зеркала, скрытые ящики, откидные столы. Ваша квартира 30 м² выглядит как 50 м². А когда нужно — превращается в офис, спальню и бар.»  

**Почему парадокс:**  

Продаем «пустоту» в мире, где все хотят больше вещей.  

**Расчет себестоимости:**  

- Материалы (ДСП, зеркала, механизмы): **12 000 руб.**  

- Продажа: **35 000 руб.** (Маржа: **23 000 руб.**).  

Дисклеймер: насчет финансовой раскладки я не проверял. Если есть претензии - пишите сразу в Дипсик.

Далее мы с Дипсиком упорядочили результаты его труда. Приводить текст из протокола здесь опять не буду из-за его большого объема. Приведу только итоговый результат:

### **Итоговый выбор**  

1. **Гибридная мебель (малогабаритная + зелень)** — идеально для старта: баланс спроса и уникальности.  

2. **Эко-мебель с 3D-дизайном** — массовый охват + экологичный тренд.  

3. **Премиум-стеллажи** — для выхода на высокомаржинальную нишу с минимальной конкуренцией.  

**Рекомендация:** Начните с гибридной мебели, чтобы захватить две аудитории сразу. Затем масштабируйтесь за счет эко-линейки и премиум-стеллажей.

Плюс куча идей по части рекламных объявлений и так далее. В общем теперь есть над чем думать. И есть реальные вектора для внедрения в производство и маркетинг, без изменения производственных процессов малого мебельного бизнеса.

Вывод: 

Воистину мощный инструмент для мозговых штурмов.

Но нужен человек-модератор, который будет оценивать промежуточные результаты и направлять дальнейшее движение. То есть человек, который видит ситуацию из надсистемы, и хочет только получить конкретные идеи для применения. 

Понятно, что такой человек и сам бы смог сгенерировать подобные идеи. Наверное. Но на пару порядков дольше. 

Кроме того любой человек по определению не в состоянии владеть всей информацией, которой владеет Дипсик.

Но и Дипсик без человека генерирует откровенную лажу и банальности.

Кстати, если кому в команду нужны неплохие мозги с богатым жизненным опытом - пишите в личку.

Автор: ASReka

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js