Робомобили доставят нас в транспортную утопию – если верить их сторонникам. В концептуальных рисунках с изображением этих футуристических средств передвижения можно видеть пассажиров, сидящих лицом друг к другу, читающих, работающих или наслаждающихся другими действиями, пока их автомобиль самостоятельно везёт их. Я бы сказал, что одним из главных плюсов робомобиля можно считать возможность делать что-то другое, пока вы безопасно и комфортабельно перемещаетесь к своей цели.
Но из моей докторской диссертации следует, что мы не сможем чувствовать себя так комфортабельно или работать так продуктивно, как изображено на этих рисунках, не найдя способа борьбы с укачиванием. Точно так же, как пассажиров в обычных автомобилях может укачивать, если они не выглядывают в окно, после передачи контроля над машиной робомобилю при попытке сконцентрироваться на чём-то другом пассажир, вероятно, будет испытывать тошноту.
В одном из недавних экспериментов мы с коллегами обнаружили, что у 100% пассажиров, сидящих задом наперёд в робомобиле, появляются симптомы укачивания во время обычной городской поездки. Это согласуется с результатами предыдущего исследования, согласно которому, отсутствие возможности смотреть по ходу движения автомобиля может привести к усилению симптомов укачивания.
В другом эксперименте, перекликающемся с нашим исследованием, мы обнаружили, что возможности человека читать уменьшались на 40% просто из-за перемещения по городу с нормальной скоростью. Однако мы обнаружили, что для борьбы с этой проблемой могут подойти технологические решения.
Укачивание происходит из-за конфликта между сигналами от разных органов чувств. Когда наши глаза обозревают окружающее, наши внутренние уши могут чувствовать движение. Когда эти два сигнала не совпадают, вероятность появления морской болезни повышается.
К примеру, когда вы читаете в машине книгу, ваши глаза видят нечто неподвижное, а уши сообщают
Укачиванию подвержены все люди кроме совершенно глухих или людей с очень плохо работающим вестибулярным аппаратом. Степень симптомов может зависеть от возраста, этнической группы, пола и прошлого опыта. К примеру, китайцы обычно более чувствительны к укачиванию, чем белые европейцы, женщины чувствительнее мужчин, а наибольшей чувствительностью обладают 11-летние дети.
Водители не страдают от морской болезни, поскольку им известно вероятное движение автомобиля в ближайшем будущем, как и рулевым на лодках. В результате они совершают такие действия, как наклон головы в противовес повороту автомобиля, что препятствует силам движения (пассажиры, наоборот, склоняют голову в сторону поворота).
Основной метод решения проблемы с укачиванием – смотреть не неподвижный объект в направлении передвижения, чтобы ваши глаза отправляли те же сигналы в
Для минимизации укачивания может помочь и другая информация, сообщающая о передвижении робомобиля. Это могут быть голосовые подсказки спутниковой навигационной системы, подсветка, подсказывающая направление поворота, виртуальные горизонты, демонстрирующие местонахождение реального горизонта.
Противодействие укачиванию
Возможно, мы сможем разработать робомобили так, чтобы изначально уменьшить шансы на возникновение укачивания. Мы с коллегами продемонстрировали технологию, способную надёжно предсказать появление симптомов укачивания у пассажира на основании его показателей жизнедеятельности, позы и данных о прошлом и предполагаемым будущим движением робомобиля. На основе этих данных мы можем создать персонализированную программу восстановления, зависящую от человека и его конкретных действий. После этого мы можем адаптировать настройки управления машиной так, чтобы минимизировать нежелательное движение и максимизировать комфорт пассажира.
Мы также проводили исследования на тему того, как небольшое вибрирующее устройство, располагающееся за ухом, способно продлить период времени до тех пор, пока даже наиболее чувствительные люди начнут ощущать симптомы морской болезни в робомобиле. Такое устройство, по крайней мере, в небольших поездках, могло бы помочь вам избежать симптомов укачивания без необходимости выглядывать в окно и без побочных эффектов от лекарств.
Будущие исследования сконцентрируются на том, как можно тренировать людей постепенно привыкать к поездкам и заниматься разными вещами в автомобиле, в меньшей степени страдая от морской болезни. Мы также хотим собирать биометрические данные пассажиров удалённо и неявно, а также использовать ИИ для оценки этой информации, чтобы понимать, насколько хорошо они справляются с тренировками, и соответствующим образом их подстраивать. Надеемся, что научив пассажиров заниматься своими делами во время движения, мы избавимся от неприятных ощущений наличия препятствий на пути к революции робомобилей.
Автор: SLY_G