После того, как у гитариста Пэта Мартино удалили часть мозга, он смог вернуть себе музыку
Восемь лет назад, когда нейрохирург Марчело Галарза увидел МРТ-снимки
Только в 2007 году Мартино сделал МРТ, и лишь совсем недавно нейробиологи опубликовали свой анализ этих изображений. Удивление Галарзы, а также учёных-медиков и музыкальных фанатов, было вызвано тем, что Мартино восстановился после операции, несмотря на то, что лишился значительной части
Сейчас Мартино 73, он выпустил более 30 альбомов. Он продолжает выступления по всему миру, и, согласно многим джазовым критикам и музыкантам, играет так талантливо и творчески, как никогда ранее. А в его случае это чего-то, да стоит. С подросткового возраста гитарист был известен своими быстрыми пальцами и неожиданными импровизациями. Обладатель «Грэмми», гитарист Джордж Бенсон, рассказал корреспонденту, что считал себя молодым феноменом Нью-Йорка в 60-х, пока не увидел однажды вечером в Гарлеме, как играл Мартино. «Я был в шоке, чувак!» С годами, сказал Бенсон, Мартино «не выходил у меня из головы, потому что я знал, что существует другой стандарт, который должны признать все гитаристы, и он этот стандарт назначал. Он показал нам, что в гитаре есть гораздо больше, чем мы слышим».
Мартино удивил и нейрохирургов. Его случай демонстрирует нейропластичность, замечательную возможность
Мартино родился и вырос в Филадельфии, где живёт и сегодня. Хотя у него бывали галлюцинации и припадки с 10 лет, психиатры и психологи ставили ему неправильные диагнозы в течение более чем двадцати лет. Они постоянно говорили ему, что он страдает от маниакальной депрессии, биполярного расстройства или шизофрении. Только в 1980, когда ему было 35, Мартино узнал по первому снимку компьютерной томографии, что причиной всему была артериовенозная мальформация, АВМ – ненормальный комок вен и артерий, сформировавшийся в регионе
АВМ могла присутствовать там с рождения, и мешать нормальному развитию функций левой височной доли – в основном, возможности сохранять и извлекать воспоминания. И тем не менее, Мартино может вспомнить лишь один пример того, когда приступ настиг его на сцене, в 1976 году. Это было недалеко от Марселя во Франции, на фестивале «Ривьера Джаз», который играли в горах под открытым небом перед аудиторией в 200 000 человек. «Прямо посреди тяжёлой, жгучей секции, я перестал играть и стоял неподвижно порядка 30 секунд, — писал Мартино в своей автобиографии 2011 года „Здесь и сейчас!“. – Во время приступов мне кажется, будто я падаю в чёрную дыру» [Martino, P., with Milkowski, B. Here and Now! The Autobiography of Pat Martino Backbeat Books, Montclair, NJ (2011)]
Четыре года спустя, когда он в Лос-Анджелесе преподавал в Гитарном технологическом институте, он пережил почти смертельный приступ, из-за которого попал в больницу. Джон Малерн, друг Мартино, впоследствии возглавивший департамент записи института, был с ним, когда случился приступ, и помнит, как Мартино лежал на кровати, «подпрыгивая вверх и вниз, будто кукла». В госпитале Лос-Анджелеса доктора поставили диагноз АВМ, у которой, по их мнению, произошло кровоизлияние. Мартино рассказали, что ему осталось жить два часа. Но урождённый филадельфиец пожелал отправиться домой, чтобы ему сделали операцию там.
Операцию проводили в два этапа: сначала хирурги удалили сформировавшийся сгусток крови. Затем они провели церебральную ангиографию, при которой в кровоток вводится окрашивающее вещество, чтобы на рентгеновских снимках врачам было видно, где делать надрез. Чтобы удалить «комок червей», Симеон вырезал Мартино 70% височной доли.
В своей автобиографии Мартино писал, что после операций он чувствовал себя, как зомби. Он не знал, как его зовут, не узнавал родителей, не знал, что он музыкант. У Мартино была сильная ретроградная амнезия, неспособность вспомнить события, предшествовавшие его приступу. В недавнем интервью Мартино рассказал, что тьма и лимб, испытанные им после операции, напомнили ему фильм, выпущенный в том году, The Lathe of Heaven [Резец небесный]. Это была экранизация антиутопического НФ-романа Урсулы ле Гуин, в котором мужчина с ужасом обнаружил, что его сны способны изменять прошлое и настоящее реального мира. «Это было ужасное место», — сказал Мартино.
И ещё это было неприятное место для его отца, Микки, который тоже был музыкантом. Мартино сказал, что мальчиком он хотел быть джаз-гитаристом, потому что любил своего отца, и считал, что таким образом заставит его городиться собой. Так и получилось, и для Микки было тем борее горестно смотреть, как его сын забыл свою любовь к музыке. Когда Мартино вернулся домой в Филадельфию после операции, его отец, надеясь вернуть ему воспоминания, начал ставить джазовые записи его сына в доме, чтобы тот их услышал. «Я лежал в своей постели наверху, и слышал, как они просачиваются сквозь стены и пол, напоминая о том человеке, кем я не знал, что должен был быть, или вообще когда-то был», писал Мартино.
Его отец, расстроенный тем, что Мартино ходил мимо своей гитары и не интересовался ею, попросил Малерна прийти и сыграть для него. Малерн брал уроки гитары у Мартино, и часто, к раздражению последнего, играл большой мажорный септаккорд, когда Мартино просил сыграть малый нонаккорд. Просматривая книгу старых упражнений для гитары Мартино, Малерн сыграл мажорный септаккорд. «Подвинься-ка!» – сказал Мартино. Он схватил свою гитару и начал играть со своей прежней энергией. В последующие месяцы боль и страдания из-за его амнезии и постоперационной депрессии начали отступать.
«Я продолжал работать с инструментом, и внезапные вспышки памяти и мускульной памяти постепенно начинали появляться у меня – формы на грифе, различные лестницы к различным комнатам дома, — писал Мартино. – В доме есть секретные двери, о которых знаешь только ты, и ты ходишь туда, потому что это приятно. Именно так и вспоминаешь игры; вспоминаешь удовольствие от этого». Через семь лет после операции и 10 лет с момента выхода его последнего альбома с пугающим названием «Exit» [Выход], Мартино выпустил «The Return» [Возвращение].
До и после операции
Возвращение Мартино в виртуозы, говорят нейробиологи, демонстрирует наличие в
Галарза пояснил, что левая височная доля «напрямую связана» с вербальной аудиопамятью, разговорами и пониманием речи. Набор когнитивных тестов 2007 года обнаружил, что Мартино было тяжело понимать смысл некоторых абстрактных и редких слов и определять более распространённые. Когда ему, к примеру, показали изображение штопора, он смог лишь выдавать: «Это используется для сверления… бутылки вина». Когда его спросили, когда Beatles приезжали в Америку, Мартино сказал, что где-то между 1961 и 1963 (он почти угадал, это был 1964). Но когда его попросили назвать песню Beatles, он не смог вспомнить ни одной.
Случай Мартино подчёркивает наличие трёх ключевых уровней памяти. Семантическая память, хранящая не относящиеся к личности знания и факты, вроде имён и данных, связана с височными долями. Лобэктомия Мартино может объяснить, почему он не мог вспомнить названий песен Beatles, поскольку возможно что при хирургии ему удалили возможность обращаться к семантической памяти.
Эпизодическая память, вид автобиографической памяти, связанной с опытом, которую Уильям Джеймс однажды сравнил с «прямым ощущением, наполненным теплом и близостью», в случае Мартино явно была затронута [James, W. The Principles of Psychology Henry Holt and Company, New York, NY (1890)]. Он ведь не мог вспомнить, что был музыкантом, вспомнить его семью и друзей, опыт его общения с ними. Такой отказ может показаться странным, поскольку эпизодическая память связана с гиппокампом и префронтальной корой
Процедурная память, ещё один уровень, объясняет самый невероятный аспект истории Мартино – его способность играть на гитаре с такой ловкостью и умением после удаление части
Нейробиологи считают необходимым отметить, что укоренившиеся воспоминания, будь они эпизодические или процедурные, нельзя пробудить одной мыслью или действием. Слои памяти не унифицированы, но взаимосвязаны.
Линн Надел, психолог, специализирующийся на памяти в Аризонском университете, прочёл отчёт о Мартино, и просмотрел свои когнитивные тесты. Он объявил, то дефекты памяти Мартино делают некорректным заявление о том, что гитарист полностью восстановился после хирургии. «Всё свидетельствует о том, что у него наблюдаются малозаметные, а иногда и заметные дефекты, присущие человеку с подобным повреждением мозга», — сказал Надел. Однако, добавил он, «очень интересно» разобраться в том, как Мартино смог вспомнить, кто он, поскольку может быть так, что Мартино стал экспертом в джазе заново, не зная, что он был таким до этого. Возможно, он смог восстановить свою личность, сказал Надел, «потому что эти навыки и всё, что с ними связано, было так сильно вплетено в его жизнь».
Возможно, что следы личности Мартино, оставшиеся после операции, были связаны с его процедурной памятью игры на гитаре. После того, как они активировались во время игры, стало возможно восстановить эпизодические и семантические воспоминания. Галарза отметил в отчёте, что у оставшейся в
Однажды вечером в начале 2000-х, после концерта Мартино в клубе Blue Note в Нью-Йорке, за кулисами его посетил актёр Джо Пеши. Мартино был польщён и сказал, как ему понравились фильмы My Cousin Vinny, Goodfellas и Raging Bull. «Ты меня, видимо, не помнишь?» – сказал Пеши. «Я сейчас тебе расскажу, что ты пил в 1963-м в клубе Small’s Paradise». Коктейль "Кузнечик".
«Как только он описал напиток, у меня в голове пронеслась серия картинок»,- писал Мартино в книге Here and Now! «Я тут же снова оказался в Small’s Paradise, я вспомнил бармена, сцену, расположение инструментов, стоявших там между выступлениями». Тогда Пеши был певцом и гитаристом, и тусовался в Small’s Paradise, гарлемском клубе, с Мартино, где они стали близкими друзьями. Но, писал Мартино, «Я забыл обо всём этом – пока он не использовал это слово, название напитка, ставшее спусковым крючком для возвращения этих воспоминаний».
Взаимодействие воспоминаний – не единственный свет, проливающийся на работу
Успешные музыканты могут рассчитывать на то, что их моторная и слуховая кора, а также мозолистое тело – связующее звено между левым и правым полушариями – наполнятся серым и белым веществом, отвечающими за нейроны
Хотя Мартино никогда не играл на гитаре в МРТ, можно сказать наверняка, что мастерство джазовой импровизации, которой он занимается более 50 лет, усилило его нейропластичность. В отчёте от 2014 года, «Джазовая импровизация, творчество и пластичность мозга» Дуффо предположил, что языковые и музыкальные функции Мартино, скорее всего, переместились из левого полушария и стали более размытыми, задействовали часть внутренней затылочной доли, которая обычно занята обработкой визуальной информации. Дуффо даже предположил, что «джазовая импровизация приняла участие в реорганизации
И это не настолько фантастично, как кажется. Исследование от 2014 года в Neuropsychology Review подтвердило, что «изменения, связанные с тренировками, происходящие в
Диана Омиджи, ведущий автор исследования, и научный сотрудник Института Макса Планка, пояснила, что увеличение объёмов серого вещества в регионах
Омиджи имеет в виду, что
Некоторые нейробиологи утверждают, что, возможно, пластичность ненормального
Какие бы механизмы
Сегодня беседовать с Мартино – одно удовольствие. Он обладает дзенским спокойствием, что придаёт его замечаниям, которые иногда становятся настолько же витиеватыми, как одно из его гитарных соло, тихую мудрость. И это тяжело ему далось. Его восстановление после операции до полного психического здоровья, «великое очищение», как писал он в книге, заняло 19 лет.
В сцене документального фильма Мартино смотрит на МРТ своего
Когда его попросили подробнее рассказать о разнице при игре на гитаре до и после операции, он сказал: «Мои изначальные стремления, до операции, по большей части были связаны с мастерством, с восхождением по лестнице узнавания другими. Это было желание достичь пяти звёзд вместо двух звёзд оценки альбома. А после операции это уже не имело для меня значения. Меня больше волнует реальность момента, наслаждение моментом. Меня больше волнуют музыканты рядом со мной, их чувства, выражение соучастия и другие достоинства, разделяемые нами в процессе. Эти вещи мне кажутся гораздо более полезными, чем мои достижения в качестве знаменитого музыканта. Теперь это только наслаждение и дружба и соучастие и волнение. Наслаждение всеми вещами, а не наслаждение чем-то конкретным».
У Мартино, возможно, навсегда останутся провалы в памяти. На самом деле, как сказал эксперт по памяти Надел, признания Мартино о жизни в текущем моменте разделяют и другие пациенты, страдавшие от амнезии из-за повреждения
«Величайшая и самая правдивая суть творчества – это радость, — сказал Мартино. – Это радость, которую видят окружающие. Они уже наблюдают не за ремесленником, а за человеком, счастливым тем, что живёт, проецирующим эту ауру». Сейчас во время выступления, говорит Мартино, он почти не чувствует гитары в руках. Импровизация пассажа в песне стала духовным путешествием. «Мозг – забавная штука, — сказал он. – Это часть машины, но не часть того, куда эта машина едет. Машина доставит тебя, куда надо, но она – не ты».
Автор: SLY_G