Смешная история, связанная с Дарвином, кратко описывает силу любопытства творческих людей. Когда Дарвин приехал в 1828 году в Кембридж, он стал ярым собирателем жуков. Однажды, оторвав кору с мёртвого дерева, он увидел двух жужелиц и схватил по одной в каждую руку. В этот момент он вдруг увидел редкую жужелицу, известную, как крестоносец большой. Он не хотел потерять ни одного жука, поэтому засунул одного из тех, что держал, себе в рот, чтобы освободить руку для третьего. Эта история закончилась не очень хорошо – жук во рту Дарвина выделил раздражающее химическое вещество, и ему пришлось его выплюнуть, в результате чего он потерял всех трёх найденных жуков. Но кроме разочарования эта история демонстрирует и неудержимую притягательность любопытства. Но любопытство может быть тревожным и неприятным ощущением. Существует ли оба этих чувства в
С начала 1990-х нейробиологи заполучили в свой арсенал новый мощный инструмент, позволяющий им буквально запечатлеть любопытство в процессе работы. Функциональная магнитно-резонансная томография, фМРТ – процедура, позволяющая исследователям изучать, какой из регионов
В плодотворном исследовании от 2009 года учёные из Калтеха Мин Жон Кан, Колин Камерер [Min Jeong Kang, Colin Camerer] и их коллеги использовали фМРТ с целью определить нейронные проводящие пути любопытства. Учёные провели эксперимент, в котором сканировали
Изображения фМРТ открыли, что в ответ на сильное любопытство, о котором сообщали сами испытуемые, среди явно активированных частей
Исследователи также обнаружили, что когда испытуемым открывали правильный ответ, сильнее активировались области
Необходимо помнить о существовании неопределённости, почти неизбежно затмевающей все исследования, проводимые при помощи построения изображений
Чтобы подтвердить полученные данные, Кан с коллегами провели дополнительный опыт, составленный так, чтобы различить настоящее ожидание награды и простое увеличение внимания (которое, как показали предыдущие эксперименты, также активирует левое хвостатое ядро). В новом эксперименте было две компоненты. В первой исследователи разрешали испытуемым в любое время потратить один из 25 жетонов на открытие правильного ответа на один из 50 вопросов (к изначальным 40 вопросам добавили ещё 10). Поскольку жетонов было в два раза меньше, чем вопросов, тратя жетон на один вопрос, испытуемый отказывался от другого. Во втором варианте эксперимента испытуемые могли решить подождать от 5 до 25 секунд до появления ответа, или же они могли прервать ожидание и перейти к следующему вопросу – не увидев правильного ответа на предыдущий. Оба действия, трата жетона или ожидание ответа, имели определённую стоимость – выраженную либо в ресурсах, либо во времени. Результаты показали, что трата жетонов или времени сильно коррелировали с выражением любопытства. Этот результат значительно подтвердил интерпретацию любопытства как предвкушения награды, поскольку люди обычно склонны к инвестициям в те вещи, которые, как им кажется, принесут награду.
В целом, несмотря на оставшиеся неопределённости, новаторская работа Кан и её коллег говорит о том, что эпистемологическое любопытство связано с ожиданием информации, которая оценивается, как награда. Дополнительные открытия, показавшие усиление памяти в ответ на состояние, когда людям было интересно, и они ошибались, говорят о том, что любопытство усиливает потенциал обучения. Это открытие может дать важные ключи к усовершенствованию методов обучения и к более эффективной передаче информации.
Но какой бы новаторской ни была эта работа, она оставила много вопросов без ответа. В частности, в исследовании изучался только один тип любопытства – специфический-эпистемологический – тот, что возникает в ответ на такие катализаторы, основанные на знаниях, как вопросы викторины. Реагирует ли
Сканирование
Исследователи сканировали в фМРТ
1. за размытой картинкой следует её чёткий вариант;
2. за размытой картинкой следует никак не связанная с ней чёткая;
3. за чёткой картинкой следует её размытый вариант;
4. за чёткой картинкой следует её копия.
Испытуемые никогда не знали, чего ожидать, и не знали, будет ли удовлетворено их любопытство, связанное с природой объекта на изображении.
Поскольку исследование Джепма было одним из самых первых экспериментов, пытавшихся продемонстрировать области
Во-вторых, исследователи увидели, что окончание любопытства активировало известные контуры, связанные с наградой. Эти открытия также совпадали с идеей о том, что прекращение такого неприятного состояния, как перцепционное любопытство, путём предоставления требуемой информации, или хотя бы уменьшения его интенсивности, воспринимается
Джепма с коллегами обнаружили и третий интересный факт: возбуждение и угасание перцепционного любопытства усиливало работу эпизодической памяти (воспоминания, формирующиеся без усилий), а также активировало гиппокамп, структуру
Особенно заставляют задуматься различия между результатами экспериментов Джепмы и Кан. Открытия Джепмы в основном совпадали (хотя и не доказывали) с тем, что любопытство – состояние по сути неприятное, а открытия Кан совпадали (хотя и не доказывали) с тем, что любопытство – состояние приятное. Как можно примирить эти несовпадающие выводы?
Во-первых, как я уже писал, исследование Джепмы было разработано так, чтобы изучать перцепционное любопытство – оно стимулируется двусмысленными, странными или озадачивающими вещами. Точнее, механизм любопытства, вызываемого размытыми изображениями, можно описать как специфически-перцепционный, поскольку испытуемым было любопытно узнать, какие именно объекты представлены на размытых картинках. С другой стороны, изучая любопытство, вызываемое вопросами викторины, Кан с коллегами изучали специфически-эпистемологическое любопытство – интеллектуальную тягу к определённому знанию. На первый взгляд, два исследования говорят о том, что различные аспекты механизмов любопытства могут включать различные участки
В случае подтверждения эта интерпретация сможет поддержать двойной сценарий Джордана Литмана [Jordan Litman]. Литман предположил о существовании того, что он назвал И-любопытство, приятного ощущения, связанного с интересом, и Д-любопытства, вызывающего отвращение чувства дефицита, лишения, связанного с отсутствием доступа к определённой информации. Комбинируя результаты нейробиологических исследований с предположениями Литмана, можно представить, что перцепционное любопытство можно охарактеризовать как принадлежащее к Д-типу, а эпистемологическое – к И-типу. Эта картина также совпадает с гипотезой когнитивистов Жаклин Готлиб, Селест Кид и Пьер-Ив Одейер [Jacqueline Gottlieb, Celeste Kidd, and Pierre-Yves Oudeyer], постулирующих, что «вместо использования одного оптимизационного процесса, любопытство включает в себя целое семейство механизмов, куда входят простые эвристические механизмы, связанные с новизной/неожиданностью, и меры прогресса обучения на больших временных отрезках». Это не обязательно означает, что различные варианты любопытства задействуют совершенно разные секции
Джепма с коллегами отметили, что не стоит делать определённых выводов как из их исследования, так и из исследования Кан с коллегами, ввиду наличия в работах нескольких неопределённостей. К примеру, поскольку в эксперименте Кан за вопросами викторины всегда шли правильные ответы, было не совсем ясно, отражала ли активация определённых компонентов
В то же время команда Джепмы признала, что раскрытие природы только половины изображений внесло дополнительную двусмысленность в интерпретацию результатов эксперимента. Например, было невозможно определить, в какой мере участники испытывали неопределённость (и, следовательно, любопытство) по поводу объекта на картинке, в отличие от, скажем, интереса к тому, появится ли соответствующая ему чёткая картинка.
Эти внутренние ограничения экспериментов служат иллюстрацией тому, насколько сложно вести исследования по когнитивной психологии и нейробиологии.
И всё же, я был настолько впечатлён экспериментом Джепмы, что мне стало очень интересно узнать, что привело её к нему и были ли у него какие-то последствия. «Почему вы решили изучать любопытство?» – спросил я её в беседе по Skype.
«Я изучала дилемму эксплуатации и исследований, – пояснила она. – Вы эксплуатируете известные вам вещи и изучаете то, о чём знаете мало. Мне было интересно, как эксплуатация и исследование направляют ваш процесс принятия решений».
Это было вполне логично, но всё же не давало полного ответа на мой вопрос. Поэтому я спросил: «А дальше?»
«Я поняла, что главной мотивацией к исследованиям служит любопытство, именно так я в это и ввязалась. К моему удивлению, я обнаружила, что на эту тему было проведено очень мало исследований со стороны нейробиологии, несмотря на чрезвычайную важность этой темы».
«Проводили ли вы дополнительную работу на эту тему, возможно, ещё не опубликованную?»
Она улыбнулась. «Как вы догадались? Я провела предварительное исследование на тему того, готовы ли индивидуумы к тому, чтобы перенести физическую боль ради удовлетворения любопытства».
«И готовы ли?»
«Не все были готовы испытывать боль, но некоторые соглашались».
Дарвин, с жуком во рту, явно принадлежал бы ко второй категории.
Марио Ливио – астрофизик, автор бестселлеров. Среди его книг – национальный бестселлер "Гениальные ошибки" и "Почему? Что делает нас любопытными".
Автор: Вячеслав Голованов