Когда обучение становится ловушкой: почему некоторые так и не начинают действовать

в 16:16, , рубрики: Вечный ученик, Иллюзия прогресса, мотивация, Самосаботаж, Страх неудачи
В конце статьи прилагается ссылка на небольшой рассказ, написанный мной по синдрому вечного ученика. 

В конце статьи прилагается ссылка на небольшой рассказ, написанный мной по синдрому вечного ученика. 

Введение

Эта статья написана как ответ для тех, кто стремится воплотить свою мечту в реальность, будь то стать знаменитым музыкантом, создать стать востребованным специалистом или создать нечто уникальное. Однако последние месяцы или даже годы они тратят на подготовку, обучение и освоение навыков, считая, что без них не смогут достичь цели. Несмотря на то, что они работают больше других, результат остаётся недостижимым, а взамен приходит лишь нарастающее чувство тревоги, неудовлетворения и вины.

Она поможет тем, кто застрял в вечном процессе подготовки, и чувствует, как каждый день уходит в пустую тревогу и неуверенность вместо того, чтобы двигаться вперёд. Она покажет, как важно начать действовать и делать хотя бы маленькие шаги, чтобы преодолеть свои страхи и наконец приблизиться к исполнению задуманного.

1. Проблема курсов

В наше время люди, родившиеся в период с 1984 по 2000 год и с 2001 по настоящее время, именуемые поколением Y и Z, растут в окружении цифровых технологий, быстрого доступа к любой информации и интернета. Они (и я в том числе) имеют то, что не имело (по крайней мере так выражено) ни одно другое поколение - время для выбора того, чем заниматься по жизни.

И, конечно, молодые люди активно пользуются возможностью, и большинство из них задумывается о важности реализации своего потенциала в этом мире, а потому пробуют новое и стараются сферу, которая станет их руслом.

Подкрепилось это всё тем, что в последнее десятилетие появилось ещё множество программ, курсов, пособий, руководств и книг о том, как стать тем, кем ты хочешь. Люди просто взяли и собрали воедино ту информацию, которую человечество изучало на протяжении всего времени, и предоставило в понятном, сжатом и удобном для изучения формате.

Казалось бы, изучай да становись тем, кем ты хочешь — всё на блюдечке с золотой каёмочкой. Ты просто берешь, изучаешь и делаешь.

И люди, независимо от возраста, сферы деятельности, прожитой до этого жизни, просто берут и записываются на эти курсы. Знакомятся с кураторами, другими участниками. Это похоже на детский лагерь. А задания специально построены так, чтобы ученикам было не слишком сложно их выполнять, и при этом всегда видя результат, которого они достигли, и то, куда хотят прийти.

Можно сравнить с компьютерной игрой: если только что появившегося игрока закинуть на последнего босса, то новичок, конечно, проиграет. Но если вести продуманно, постепенно повышая уровень сложности, чтобы тот справлялся с более и более сложными задачами, то этот, казалось бы, большой путь от первого до последнего уровня кажется не таким уж невыполнимым. Особенно если игрок наглядно видит прогресс и карту, по которой придёт к цели.

Эту же идею переняли создатели курсов. И всё бы хорошо, только проблема в том, что игрок, в отличие от реальности, УЖЕ играет игру и знает, что она ему нравится, а если бы не нравилась, то он бы в неё и не играл. Ему не нужны долгие подготовки для того, чтобы начать играть. Он просто нажимает пуск на своей консоли и в пару кликов оказывается в мифическом мире приключений. А на курсах люди ещё не могут понять, будет ли им нравится то, чему они учатся.

Здесь важно сказать, что-то, как они относятся к обучению, ещё не означает то, будет ли им нравится работать с реальными задачами. Это работает и в обратную сторону. Например, ребенку в школе не нравился предмет, но через много лет, попробовав его же из-за какой-то потребности, отношение к нему может измениться на положительное.

И если, окончив курс, человек не примется сразу за практику и не поймет, что ему это нравится (а поймет он это только если будет делать много работ), то, скорее всего, он просто продолжит снова обучаться, вернувшись в состояние комфорта, к которому он привык. Ведь сложно принять тот факт, что обучение и реальные полевые условия — это разные вещи.

2. Несоответствие ожиданий и реального результата

После прохождения курса, пособия, прочтения книги с постепенными заданиями и т. п. идет пробовать создавать что-то самостоятельно. Например, пройдя курс по созданию музыки, он отправляется писать собственные песни. Но в процессе создания ожидания, как правило, отличаются от того, что имеет на момент написания. В голове он представляет себе одну композицию - она имеет какие-то мелодии, переходы, сложные цепочки эффектов, а перед собой видит другую.

Вместо того чтобы принять несовершенства и сделать «достаточно хорошо», что означает баланс между качеством и эффективностью (затраченными ресурсами), человек создаёт не имеющим конца погоню за наилучшим результатом. Поэтому открывает «Ютуб» и начинает искать обучающие ролики на эту тему и/или записывается на ещё один курс/начинает читать ещё одну книгу и т. п.

Он может понимать, что не нужно стремиться сделать идеально, но даже так несоответствие ожиданий и реального результата приводит его к бесконечному циклу возвращения к обучению.

3. Комфорт нахождения в зоне обучения

Пока человек учится, ему не нужно на самом деле воплощать ту идею, ради которой он это всё делает. Он словно ставит забор с дверью между собой и конечной целью, говоря, что открыть её и приступить сможет только когда «будет готов». Или человек может ненадолго приступить выполнять цель, но, обнаружив несоответствия ожиданий и реального результата, прийти к выводу, что всё ещё недостаточно способен и нужно вернуться обратно к процессу обучения, как описывалось во второй главе.

Это даёт ему постоянное чувство комфорта и иллюзию движения вперёд.

Похоже на то, как если бы человек решил пробежать большую трассу вокруг парка, но вместо реального кросса ставит в начале пути беговую дорожку и бежит по ней. Затем, пробегая определённый километраж, останавливает двигатель и идёт домой, чтобы, отдохнув, на следующий день начать снова бежать по полотну. При этом, вспомнив о своей конечной цели, он начинает чувствовать себя виноватым за то, что до сих пор не пробежал трассу, и выставляет значение скорости на устройстве ещё больше, как бы подталкивая себя больше трудиться и ещё больше изнуряя, оставляя всё меньше и меньше сил на реальный успех.

С каждым новым уроком, с каждым новым просмотренным видео, прочитанной книгой или пройденным курсом он чувствует, что стал на шаг ближе к своей цели, однако в реальности обучение — это лишь подготовительный этап, который сам по себе не приводит к результату.

Ирония состоит в том, что этот процесс подготовки бесконечен.

Как говорил Сократ: «Чем больше мы знаем, тем больше понимаем, что ничего не знаем». Я бы выразился по-другому: чем больше мы познаём, тем больше понимаем, сколько ещё предстоит узнать.

На самом деле, ученик не приближается к своей цели, ведь конечная цель — создать определённый продукт — всё ещё стоит на месте. Он просто убегает от реальной проблемы в среду «подготовки, обучения», ведь там ему ещё не нужно сталкиваться с реальными задачами, не нужно беспокоиться о проблемах, он ещё «учится».

4. Тревога, неудовлетворения и вина.

Человек вкладывает огромное кол-во времени в обучение, но не видит реального продукта — той цели, ради которой он обучается, например, создание песни. При этом мозг воспринимает вложенные усилия как важные, то есть получает временное удовлетворение и чувство значимости своих действий, но отсутствие реальных достижений вызывает фрустрацию от пустоты результата в конечной цели.

Несколько пройденных курсов, десятки пройденных руководств, кратно умноженные на сотни просмотренные видео и столько же, помноженным на три, получается время, которое среднестатистический ученик с этой проблемой тратит на обучение, что вызывает следующее чувство: постепенно нарастающее и постепенно крепнущее, никуда не уходящее, сколько бы он не проходил курсов, ощущение тревоги, неудовлетворения и вины.

Вечный ученик создаёт ощущение движения вперёд, но это движение остаётся цикличным, ведь конечная цель не достигается. И с каждым новым кругом учиться становится всё сложнее, ведь человек помнит, ради чего всё это делает, и его начинает сдавливаться чувство вины за неудовлетворение задуманного, что создаёт тревогу и порождает сомнения в своих силах.

5. К чему всё это приводит?

В конечном итоге человек чувствует, что цель становится только дальше, а он настолько сильно истощает себя морально и физически, что уже не может думать об этом занятии. В лучшем случае это приводит к эмоциональному выгоранию и потере интереса к работе, при которой человек переключается на другую сферу.

Но часто дело обстоит гораздо хуже. Если же тревога и неудовлетворение берут вверх, то человек продолжает заниматься этим делом, но уже подсознательно, из-за чувства вины, которое пожирает его всё время. С этого момента он теряет контроль над собой, ведь процесс становится остановить всё сложнее. Любой отдых, любые посиделки с друзьями и даже семейные встречи — любой фактор, отвлекающий его от своего дела, вызывает в нём чувство вины за то, что он не «идет к цели». Мозг начинает уводить его из дискомфортной зоны и всячески отвлекать на незначительные вещи — в итоге человек совсем не может сконцентрировать даже на обучении, тратит время без видимых результатов и снова винит себя за это. Получить эфемерное чувство спокойствия и разрешить отдохнуть получается лишь тогда, когда ученик почувствует удовлетворение от продуктивного дня.

Постепенно любые заслуги (прохождение курсов, пособий, улучшение навыков) начинают казаться ничтожными, ведь цель остаётся недостижимой. При этом то, что когда-то вдохновляло, становится источником тревоги и стресса. Ученик больше не получает удовольствие от процесса, любое действие начинает казаться слишком трудным, а частый феномен — отсутствие отдыха, уже приросшее, но также остро давящее чувство вины и борьба с собой приводит к упадку сил, где человек понимает, что больше не движется к цели, и начинает снова винить себя за слабость.

Круг длится до того момента, пока человек полностью не иссякнет к своему делу, потратив при этом не только силы и время, но и жизненную энергию, которую затем может и до конца никогда и не восполнить. Он может больше не захотеть заниматься чем-то другим, особенно если человек ничего другого и не умеет, потому что на обучение попросту не будет сил. Тяжелее всего становится смотреть на то, как к этому моменту другим сферам жизни наносится серьезный или непоправимый ущерб.

Иногда вечный ученик может и сам стать учителем, ведь за время обучения становится профессионалом в конкретной области. Поэтому такие люди могут косвенно удовлетворять свою потребность в создании при помощи наставления и обучения других, что создаёт ощущение значимости и причастности, сохраняя чувство собственной значимости.

Цель с создания определённого продукта (написание муз. альбома, создания фильма, приложения, стать востребованным специалистом) смещается в обучение других людей, чтобы они воплотили несбывшуюся мечту учителя.

Они до сих пор не знают, в чем была проблема их неудачи, склоняясь на внешние факторы, невезение или судьбу, поэтому могут также громоздко нагружать учащихся подготовкой и техническими, теоретическими моментами, ведь сами так обучались.

Стоит сказать, что такой подход скорее является компромиссом, поскольку собственные цели всё ещё остаются нереализованными, а внутренний конфликт сохраняется.

Можно сказать, что это ещё один способ убежать от ощущения провала — вместо того чтобы работать над своим проектом, человек обучает других, оставаясь в зоне комфорта и чувствуя себя значимым. Однако это не даёт полного удовлетворения, и такой учитель нередко испытывает разочарование в себе.

6. Что мне со всем этим делать?

1. Сконцентрироваться на достижении цели

Прежде всего, человеку, страдающему этой проблемой, нужно перенаправить внимание с бесконечного обучения на реальное воплощение цели. Важно сконцентрироваться на результате - неважно, что получится не совсем так, как вы хотели, или может результат покажется вам не тем, что вы ожидали, главное - выполнить задуманное и у вас будут трофеи из выполненных, законченных работ, или задуманное уже начнёт двигаться с мёртвой точки.

2. Держать баланс между созданием и обучением

Важно, что, если ваша цель - понять, как строиться аккорд, или узнать, чем всё-таки отличается “До-мажор” от “Ля-минор”, - совсем не обязательно учить всю теорию музыки. В этом случае, вам достаточно просто узнать то, как строиться аккорд, или отличие мажорной гаммы от минорной.

Иногда, нужно будет и просто уделить себе какое-то определённое время только на обучение. Но с тем ответом, что через этот четкий промежуток времени, снова приступить к созиданию с новыми навыками.

То есть сделать то, зачем вы и пришли, не тратя время на вещи, которые не требуют в данный момент времени. Если они понадобятся - вы уже будете знать где их искать.

3. Помните, что начальный результат всегда далёк от идеала, и это нормально

Позвольте себе ошибаться и начните делать.

4. Научитесь рисковать

Дело в том, что обучение не предполагает провалов, ошибок или оценки со стороны реальной работы, ведь вы ещё “учитесь”. Это безопасное занятие, где можно совершенствоваться без страха “сделать что-то не так”. Нужно принять несовершенство своих навыков и думать о них, как о возможности в следующий раз сделать лучше, работая над ошибками. Но главное, что эти ошибки будут.

5. Получите негативную обратную связь

Важным шагом на пути к принятию несовершенства, может стать получение негативной обратной связи. Выложите свою работу в сеть. Пусть она будет несовершенна, не гонитесь за идеалом - сделайте “достаточно хорошо” (не путать с совершенством”), что означает баланс между качеством и эффективностью (затраченными ресурсами). Выложите в сеть, опубликуйте на своей странице, или под псевдонимом, но сделайте это! Покажите людям то, что сделали, заведомо зная, что это не предел ваших возможностей, но вы уже сделаете один большой шаг на пути к цели - сделаете то, ради чего и начали учиться - пусть пока что и не так идеально, как вы этого бы и хотели, зато сделали!

Ссылка на рассказ

Автор: Daniel_Notes

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js