Замглавы ДИТ Москвы разделил для электронной медкарты полезные предложения аптек и запрещённую вредную рекламу БАДов

в 5:37, , рубрики: api, Владимир Макаров, Госвеб, госуслуги, ДИТ Москвы, здоровье, Интернет-реклама, кейсы, Москва, Текучка, метки: , , , , , , , , ,

Темой вчерашнего дня стал открытый доступ интернет-компаний к медкартам москвичей (с санкции пациента). Такие рекламные гранды, как Яндекс и Mail.ru поспешили заявить, что они не готовят рекламных размещений в медкартах. Яндекс вообще не работает в области проектов о здоровье и с историей болезни в частности, а для Mail.ru проект некоммерческий:

Мы просто предоставляем москвичам удобный доступ к разработанному ДИТ сервису на привычном для них портале Mail.Ru […] мы не имеем доступа к личным данным пользователя и не можем использовать их в коммерческих целях,

— открестился руководитель «Здоровья@Mail.ru» Евгений Паперный на страницах theRunet.com.

Позднее, вечером 24 марта, заместитель руководителя столичного департамента информационных технологий ДИТ Владимир Макаров дополнительно объяснил агентству «Москва», как будет регулироваться реклама, подключённая к электронной истории болезни.

Мы будем ограничивать возможности по навязыванию рекламы. Рекламных предложений «попейте вместе с этим лекарством вот еще это, пять других и еще БАДов» не будет. Понятно, что с этим мы не согласимся.

При этом Макаров уточнил, что полезные сопутствующие сервисы допустимы:

К примеру, врач назначил пациенту определенный лекарственный препарат, и, если интернет-компания сразу подскажет, в каких ближайших аптеках его можно купить, то очевидно, что данный сервис полезен для граждан. Такие вещи мы ограничивать не будем.

Следует оговориться, что «мы», ДИТ Москвы — не занимается надзором и регулированием в области рекламы, и не может приостанавливать рекламные компании — это делает ФАС. ДИТ столицы не похож на Минздрав и Роспотребнадзор — поэтому не может обследовать и классифицировать непрофильные ведомству услуги или БАД-товары: еду из сои и безопасных ароматизаторов, или лекарства.

Основной закон страны допускает ограничения на оборот товаров и услуг с целью защиты здоровья. Но вредные БАДы, плохую еду и псевдомедицинские услуги выявляют силами Минздрава/Роспотребнадзора, а не ДИТ. Коммерческие справки об ассортименте аптек легальны — просто они, скорее, находятся под надзором ФАС, чем кого либо ещё. Вопросы в области здравоохранения требуют, по основному закону страны, координации между субъектом РФ и федеральными властями, поэтому история не может быть внутримосковской или чисто ведомственной.

С человеческой точки зрения любая фильтрация возможна и на глазок, она работает, в основе своей, до тех пор, пока в дело не вступит злоумышленник. Из истории Рунета известно, что даже интернет-гранды, с их огромным опытом, регулярно получают от ФАС замечания и штрафы за нарушения их клиентов в рекламе — неприятных ситуаций больше чем ноль.

Решение того же Mail.ru не использовать подключение к данным ДИТ для подбора рекламы, не только благородное, но и снимающее с холдинга ненужные риски. Хотя сценарий поиска лекарств по рецепту, о котором упомянул замглавы ДИТ, выглядит достаточно безопасно в любом смысле.

Владимир Макаров, ДИТ Москвы

© PC Week, Владимир Макаров

В своих последних репликах для агентства «Москва» Владимир Макаров не называл описываемую им интернет-систему государственно-частного партнерства никаким конкретным именем.

Известно, что город работает над «Единой медицинской информационно-аналитической системой». ЕМИАС курируется ДИП, департаментом здравоохранения Москвы и Правительством города. Над проектом работает порядка 4 с половиной тысяч специалистов, из более чем 30 российских ИТ-компаний (официальный сайт не упоминает названий этих предприятий). Система прошла тестовый этап, сейчас развёртывается, с 24 по 26 марта ЕМИАС демонстрируется на московской выставке MedSoft-2015 в Экспоцентре.

В списке возможностей ЕМИАС нет подключения электронной истории болезни к сторонним сайтам, но есть множество полезных для больниц административных модулей — за февраль 2015 они отработали 6 миллионов обращений.

История болезни упомянута на инфографике проекта. ЕМИАС публикует его на своём сайте, но схема выполнена на стороне, в РИА.

О том, как создаётся ЕМИАС заместитель главы Департамента информационных технологий Москвы и генеральный конструктор городской ЕМИАС в одном лице, Владимир Макаров подробно рассказывал профессиональному журналу Vademecum. Конкретно устройство электронной амбулаторной карты Макаров описал изданию PC Week, интервью вышло в начале марта 2015.

PCWeek: Как только амбулаторная карта будет заведена, сможет ли пациент открыть ее дома?

В. М.: Нет. Существуют определенные ограничения в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями регуляторов. То, что связано с медициной, является особо охраняемой информацией. Есть понятия врачебной тайны и персональных данных. Поэтому все, что называется ЕМИАС, реализуется в закрытом защищенном контуре без прямого выхода в Интернет. Другое дело, что будет абсурдом, если мы и дальше будем развивать систему в том же ключе. Тогда на ней можно сразу ставить крест. Поэтому в будущем мы предусматриваем возможность доступа пациента к своей карте. Для этого потребуется подать заявление через портал госуслуг с просьбой открыть доступ к своей карте через указанный интернет-сервис.

Теперь о том, как он будет получать этот доступ. Вы знаете, что запись к врачу сегодня работает не только через портал госуслуг, но и более чем через десяток интернет-сервисов. То есть при соблюдении определенных правил, которые обозначены в соглашении, мы готовы предоставить доступ к системе заинтересованным организациям для последующей реализации ими соответствующего сервиса. Точно так же мы хотим поступить и с электронной картой. Наша задача предоставить возможность, доступ, интерфейс взаимодействия открытому рынку. То же касается мобильных приложений.

Схема ЕМИАС в инфографике РИА:

Схема ЕМИАС в инфографике РИА

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js