Мне нравится водить автомобиль. Но у меня нет дачи, я не занимаюсь автотуризмом, мне не нужно каждый день ездить на работу, и живу я в 400 м от станции метро. В последние годы в Москве общественный транспорт работает всё лучше; а кроме того, я и велосипед люблю, и в период с мая по сентябрь съездить на 5-10 км от дома проще на двух колёсах. Получается, что автомобиль мне не и нужен.
Тем более, что по моим расчётам он мне обходился примерно в 7000 р/мес, с учётом как бензина, так и периодического техобслуживания, страховки, мойки, смены резины, платных парковок и ремонтных работ (а ещё платные парковки добрались до моего дома). На такую сумму вполне можно и проездной купить, и на такси по необходимости периодически кататься.
Но на самом деле, какие-то маршруты по Москве на автомобиле проехать получается быстрее. Иногда нужно смотаться по делам в два-три разных места, и на метро с автобусами на это может уйти целый день. Так что я с удовольствием обнаружил, что в Москве не только появился каршеринг, но и активно развивается.
Только в конце 2014 года московские власти объявили о намерении развивать каршеринг, а на сегодняшний день в городе уже работают уже шесть таких частных компаний. Это Anytime, Делимобиль, YouDrive, Car5, BelkaCar и Rentmee.
Каршеринг в идеале – дело полезное. Он уменьшает количество автомобилей на улицах, при этом краткосрочные поездки оказываются в среднем дешевле, чем такси.
Сейчас в сумме по Москве ездит 2500 автомобилей каршеринговых компаний. Властям, судя по всему, эксперимент показался удачным – они уже рассказывают о планах увеличить это количество минимум вдвое. В 2015 году озвучивалась цифра в 10000 штук.
В статье я буду рассматривать коммерческий B2C каршеринг, в котором компания покупает автомобили, а затем сдаёт их в аренду. Существуют и другие разновидности каршеринга – например, когда компания арендует у людей, чьи машины простаивают, их автомобили, и сдаёт в аренду другим людям (P2P каршеринг). Ну и карпулинг, конечно.
Как это работает
В целом условия и метод использования автомобилей у всех описываемых каршерингов одинаковый. Сначала нужно скачать мобильное приложение выбранной компании и зарегистрироваться. Для регистрации необходимо кроме контактных данных сделать фотографии документов (паспорта и водительского удостоверения). Некоторые компании требуют подписывать документы вживую – либо в своих офисах, либо в офисах партнёров, либо через курьера.
После успешной регистрации можно пользоваться сервисом. Открываем приложение, и на карте видим расположение всех автомобилей. Выбираем понравившийся, и бронируем его. Практически у всех компаний срок бесплатного бронирования составляет 20 минут. За это время нужно успеть добраться до авто и осмотреть его на предмет наличия внешних повреждений. Если не успели – включится счётчик платного ожидания.
Дальше через приложение отправляем сигнал на открытие авто. Проверяем состояние салона, наличие необходимых документов (в бардачке, как правило, лежит страховка, СТС и топливная карта). Подтверждаем, что всё в порядке, и приложение отправляет сигнал на разблокировку автомобиля. Можно заводиться и ехать. Практически у всех каршерингов машины оборудованы АКПП (бывают и роботизированные КПП).
Если ваш маршрут состоит из нескольких переездов с небольшими перерывами, то автомобиль во время стоянки ставится в режим ожидания – вы выключаете двигатель, выходите из машины, и через приложение отправляете нужную команду. Закрываются двери и включается сигнализация. Машина ждёт повторного открытия, а стоимость минуты использования при этом существенно ниже.
Если в машине заканчивается топливо, то заправить автомобиль можно на разрешённых АЗС, с которыми у компании есть договор. За потраченное время обычно на счёт зачисляются деньги или дополнительные минуты.
Во всех протестированных мною машинах были USB-разъёмы, подключенные к мультимедийной системе – можно послушать свою музыку с флешки, а можно подзарядить смартфон. Второе – нужнее, ибо с разряженным смартфоном ни завершить аренду авто, ни позвонить в поддержку не получится. К сожалению, мой смартфон во всех машинах отказывался заряжаться с включённым экраном (когда на нём работал навигатор) – у штатной системы слишком малые токи зарядки.
Также, к сожалению, ни в одной из машин опробованных мною компаний не было предусмотрено держателя для смартфона – а ведь его часто приходится использовать в роли навигатора. Надеюсь, кто-нибудь до этого додумается.
Их общих недостатков можно отметить, что в машинах часто оказывается пустым бачок омывателя. Если вы стартуете от дома, можно взять с собой водички и долить. В других ситуациях это может стать проблемой – а зимой она станет ещё острее.
Найти свободный автомобиль можно по карте приложения, а можно зарегистрироваться сразу в нескольких компаниях, и пользоваться услугами приложений-агрегаторов – так количество доступных вам машин и вероятность найти авто поблизости увеличится. Недавно, кстати, в приложении Яндекс.Транспорт также добавили отображение доступных автомобилей – эту опцию нужно включить в настройках. Яндекс знает почти обо всех каршерингах, кроме YouDrive.
Стоимость сервиса
Цены на использование у всех сервисов примерно одинаковые: порядка 8-10 рублей за минуту использования, и 2-2,5 рублей за минуту ожидания. Ездить можно, как правило, в пределах бетонного кольца. В режиме ожидания автомобиль может ждать вас где угодно, а вот завершать аренду можно только в разрешённой зоне. Как правило, это территория в пределах МКАД, и разрешённое для парковки место. Автомобиль можно оставлять и на платной парковке – главное, чтобы она была открытой. При этом в режиме ожидания за парковку вам платить не придётся – все фирмы работают по договору с Москвой.
На самом деле, разные фирмы рекламируют цену сервиса как 6-8 рублей за минуту – но это только для тарифов без страхования КАСКО. Ещё года полтора назад страхование предлагали не все фирмы, но потом случился очень неприятный скандал. Один из клиентов «Делимобиль» попал в ДТП, и компания потребовала с него оплату в размере почти 600 тысяч рублей. После широкой огласки в СМИ и соцсетях требования компании резко снизились – но осадочек остался. Теперь все компании предлагают либо сэкономить на оплате и ездить только с ОСАГО, либо перейти на КАСКО, подстраховаться, но платить дороже.
Но у каждой компании, конечно, есть свои нюансы работы, о которых я и хочу рассказать подробнее.
Anytime
Первый сервис каршеринга, появившийся в Москве – он работает ещё с апреля 2013. Парк машин довольно обширен — KIA Rio, Hyundai Solaris, Skoda Octavia, и BMW 116i. Всего сейчас в парке чуть более 500 автомобилей. В этом месяце планируют добавить ещё Audi Q3 – хотя зачем каршерингу, сервису «дёшево доехать из точки А в точку Б», нужны люксовые марки, я так и не понял. За люксовые марки, кстати, парковку нужно оплачивать.
Кроме того, единственная среди конкурентов, компания предлагает брать в аренду Renault Kangoo для перевозки грузов – это может быть удобным в случае небольшого переезда. За неё тоже надо оплачивать парковку.
Для регистрации вживую документы подписывать не надо, достаточно загрузить фото документов. Ездить можно по Москве и на расстояние до 200 км от МКАД, а завершать аренду – в пределах МКАД, в аэропортах и в нескольких подмосковных городах.
Разработчикам предлагается API с информацией о доступных автомобилях.
Опыт использования
Регистрация прошла довольно быстро и без проблем. А вот аренду начать и закончить оказалось не так просто, как у других компаний – после использования авто, необходимо сделать две его фотографии, со стороны водителя, и со стороны пассажира, при этом, как написано в инструкции – на фото обязательно должны быть видны номера. Как сделать фото автомобиля со стороны, чтобы были видны номера, я так и не понял. Поэтому к двум фотографиям с двух сторон добавил третью – с номером.
Все остальные компании просят сделать фото только в случае наличия повреждений, и только перед поездкой. Если вы куда-то торопитесь, эта фотосессия оказывается весьма некстати. А перед арендой автомобиля можно ознакомиться с последними фотографиями от предыдущего арендатора, и если они совпадают с реальностью, то новые фото можно не делать.
Актуальный в зимнее время пункт «прогреть»
Приложение работает без сбоев. Использует нормальные карты от Яндекса и рисует кратчайший маршрут до забронированного автомобиля. Но в остальном функциональность по сравнению с другими конкурентами, у него хромает. Нет возможности помигать фарами и подать звуковой сигнал – а это очень помогает искать автомобиль. Однажды я никак не мог найти забронированный автомобиль – обошёл весь квартал кругом, и почти отчаялся, но только потом увидел, что машина запаркована рядом с подъездом дома, стоящего на высоком холме – так высоко, что к нему вела эстакада. По звуку найти автомобиль было бы легче.
Кроме того, оно слишком медленно работает. Слишком. Медленно. Так медленно, что обычно не видно анимации на тех элементах, на которых она должна быть (например, на ползунках), а после нажатия на кнопку две-три секунды ничего не происходит, и непонятно, нажал ты на неё или промахнулся.
Тарифы
Автомобили разделены на экономные, средние и люксовые марки – в зависимости от этого меняется и тариф. Самые дешёвые – корейцы. Кроме того, каждый тариф предлагается в двух вариантах – «всегда в движении» и «комфортная парковка». Первый вариант чуть выгоднее, если вы больше едете, чем ждёте на парковке, второй – наоборот: сейчас езда/ожидание стоит 8 р/2 р у первого и 9 р/1,5 р у второго.
Ночной тариф ожидания действует с 0 до 9 часов – в это время ожидание бесплатное. Как пробьёт двенадцать раз, можно найти себе автомобиль, поставить у подъезда, перевести его в режим ожидания, и уехать на нём не позднее 9 часов утра без оплаты стоянки.
Все машины застрахованы по КАСКО, причем, если верить компании, без каких-либо франшиз и выплат со стороны водителя в случае ДТП. На аренду действует очень сложная система скидок в зависимости от рейтинга, в которую даже и вникать не хочется.
Заправку автомобилей необходимо осуществлять по топливной карте, лежащей в бардачке вместе с остальными документами, на авторизованных АЗС.
Делимобиль
Все автомобили — Hyundai Solaris седан. 1200 штук в Москве, а ещё у сервиса есть филиал в Санкт-Петербурге, где пока трудятся 100 машин.
Опыт использования
1200 автомобилей (то есть, примерно половина от общего числа всех каршеринговых авто) — но с ними происходит какая-то магия. Каждый раз, когда мне нужно было взять авто в аренду, я обнаруживал, что ни одного «делимобиля» поблизости нет. Минимум – соседняя станция метро. Больше десяти раз в различные дни я пытался взять авто в аренду, но удалось мне это только однажды. При этом, когда они не нужны, то постоянно попадаются на глаза.
Убогая карта
Не знаю, как это объяснить – даже если это самый популярный сервис и автомобилями часто пользуются, должны же они по статистике периодически оказываться и рядом со мной. Так что эта особенность данного сервиса осталась загадкой. У компании больше всего автомобилей, зарегистрировался я в ней раньше других — а пользовался я её парком меньше всего.
Орфографические ошибки на элементах интерфейса? Серьёзно?
Приложение жутко глючное. Постоянно вылетает – по меньшей мере, один раз за одну аренду. При его использовании создаётся видимость того, что пользователь всегда остаётся залогиненным; но как только пытаешься забронировать авто, приложение пишет, «ошибка авторизации». Приходится нажимать «выйти», потом заново вводить пароль, а если забыл его – пользоваться напоминанием. Этот призрачный логин очень раздражает – пока ты возишься с паролем, автомобиль могут забронировать. Кроме того, в приложении используется совершенно невнятная карта.
В случае обнаружения повреждений при приёмке автомобиля нет возможности сообщить об этом через приложение – приходится звонить оператору и словами их описывать.
Тарифы
8 р/мин без КАСКО и на целых 3 р больше в случае с подключением КАСКО. Ожидание – 2,5 р/мин. Также возможна посуточная аренда – 2000 р/сут, что выгодно, если вы собираетесь ездить более трёх часов. Правда, в посуточный тариф входит всего 150 км пробега, а дальше действует тариф 8 р/км. Ездить можно в пределах Московской области, завершать аренду – в пределах МКАД либо за её пределами, но на расстоянии не более 1 км от ближайшей станции метро.
Заправку автомобилей необходимо осуществлять по топливной карте, лежащей в бардачке вместе с остальными документами, на авторизованных АЗС. За потраченное время компания компенсирует вам 15 бесплатных минут.
YouDrive
Автомобильный парк состоит из двухместных Smart, четырёхместных Smart, и Mercedes-Benz A-Class. Правда, любыми машинами вам пользоваться сразу не дадут – уже модели Smart Turbo могут брать пользователи только с достаточно высоким рейтингом. Рейтинг нужно набирать по сложной системе, по сути – часто и помногу пользоваться сервисом. В Москве по данным на 2016-й год в YouDrive трудилось 300 автомобилей, также у компании действует филиал в Санкт-Петербурге.
Опыт использования
Smart – несуразный автомобиль. Я впервые столкнулся с ним вплотную, и был несколько обескуражен какой-то общей игрушечностью и несерьёзностью. Ключа в нём нет, включается и заводится он с кнопки. Но чтобы завести его, необходимо держать педаль тормоза нажатой – об этом я не знал и случайно догадался после пары минут бесплотных попыток, когда уже собирался звонить в поддержку. Я пробовал посмотреть в инструкции, которая висела в кармашке за сиденьем водителя – к сожалению, она оказалась на турецком (!) языке.
На заднюю полочку с лёгкостью влезут две небольшие дамские сумочки, сквозь вентиляционные отверстия заднего бампера проглядывает теплоизоляция мотора. А на светофорах глушит двигатель, поэтому после нажатия газа приходится ждать, когда двигатель снова заведётся и мы, наконец, поедем. А Smart на четверых – это вообще загадочное явление. «Давайте сделаем автомобиль как можно меньше, а потом его увеличим».
Зато, конечно, есть и преимущества. Знаменитая «перпендикулярная» парковка, и радиус разворота как у велосипеда. Ну и с ощущением габаритов нет никаких проблем. А ещё, да – люк в крыше, но не открывающийся, а панорамный. Кроме того, в парке есть кабриолеты Smart – пока не актуально, но к следующему лету будет как раз.
Но перейдём к сервису. Порадовало, что у компании оказалась самая быстрая и простая регистрация. Скачал приложение, отправил фото документов – в течение нескольких минут вас одобрили, можно пользоваться.
А вот разработчикам нужно поставить двойки. Во-первых, функциональность приложения очень бедна. Можно забронировать автомобиль, посмотреть его положение на карте, и открыть двери, чтобы начать пользоваться. Ну и закончить аренду. И всё. Маршрут до автомобиля приложение не рисует. Помигать и погудеть нельзя. Если при приёмке автомобиля вы увидели повреждения – нужно выбрать вариант «повреждения», после чего вас перенаправляет в Telegram. То есть, у вас обязательно должен быть на телефоне этот месенджер (сотрудничают они, что ли, с Дуровым?) При этом, что делать дальше, не очевидно – в Telegram только туповатый бот. А если вернуться назад, то единственный вариант – отметить галочку «не вижу повреждений» и следовать далее.
Оказалось, что боту нужно отправить фотографию повреждения. А потом – вернуться назад, отметить галочку «не вижу повреждений» и следовать далее. Очень неряшливо.
Разработчикам бэкенда – твёрдая двойка. Нельзя воспользоваться приложением, хотя бы раз не увидев сообщения о том, что «сервер не отвечает». Через раз бывает так, что ты пытаешься открыть двери авто, они открываются, но сообщение об этом до приложения не доходит (теряется где-то на пути приложение – сервер – автомобиль). Поэтому двери открыты, а в приложении ещё не начата аренда. А однажды произошла обратная ситуация – я хотел поставить автомобиль в режим ожидания с моими вещами внутри, закрыл его – а на деле двери не закрылись. Хорошо, что я перестраховался и подёргал ручку двери. Пришлось звонить в поддержку, и консультант каким-то образом, отправив повторную команду, двери таки закрыл (не с первого раза!).
Тарифы
От 8 р/мин за поездку и 2,5 р/мин за ожидание. Стоимость зависит от модели автомобиля и даже от типа коробки передач (максимум – 12 р/мин). По умолчанию КАСКО не подключено – при его подключении тарифы увеличиваются на 1 р/мин. КАСКО подключается с франшизой в 15000 р.
Существует уникальный режим «передача автомобиля другому клиенту» – его можно включить вне зоны завершения аренды, и пока автомобиль не заняли, со счёта списывают по 0,5 р/мин.
Ночная парковка, без оплаты ожидания, у YouDrive работает с 20 до 8. Но есть неприятный нюанс – в будние дни она бесплатна только вне «зелёной зоны», в которой можно завершать аренду автомобилей. Где угодно стоять ночью бесплатно можно только в выходные.
Уезжать на YouDrive можно до 250 км от МКАД (в Питере – 250 км от КАД).
Обеспечение машин топливом у YouDrive особенное – можно оставлять машину даже с пустым баком. Специальные люди ездят с канистрами и заправляют их прямо на месте (хотя бак у Smart — 38 литров). Если совсем беда, можно заправиться и прислать через Telegram фото чека – деньги вернутся на счёт.
Car5
Неожиданное разочарование ждало меня при попытке регистрации в этом сервисе. Я загрузил фото всех документов через сайт, и у меня попросили распечатать и подписать вживую два соглашения, после чего отсканировать их и добавить в личный кабинет (альтернатива – подпись в офисе компании или через курьера).
Я всё это проделал, после чего в течение пары дней ничего не происходило – а потом вдруг система перестала пускать меня в личный кабинет. Пароль был верным, но при его вводе страница сайта перезагружалась, и я опять оказывался в статусе «не вошёл». Неделю я атаковал звонками службу поддержки, в которой говорили «а у нас всё работает» и обещали «передать информацию менеджерам». Только через неделю при очередном звонке мне сообщили: мою регистрацию… не одобрила служба безопасности!
Так что у меня осталось два вопроса – почему меня, собственно, отвергли (на этот вопрос у поддержки ответа не было), и нельзя ли было придумать менее оригинальный и более информативный способ сообщать об этом. К сожалению, более ничего о приложении и работе сервиса я, по понятным причинам, сообщить не могу.
Я не уникален – сообщения об отказах можно найти в интернете. Судя по всему, компании не очень нужны новые клиенты. Всем им служба поддержки рассказывает о том, что причины отказа никому не раскрываются, и советует «попробовать ещё раз позднее». Но ещё Эйнштейн говорил, что идиот – это человек, надеющийся получить другой результат от повторения того же действия. Смысла в утаивании причин отказа и в повторных попытках я не увидел.
По информации из сторонних источников, парк компании состоит из автомобилей Datsun mi-DO, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo.
Тарифы
Самый низкий тариф у компании – на автомобили Datsun Mi-Do. Аренда – 5 р/мин, ожидание – 1,5 р/мин. Ночное ожидание с 23:00 до 7:00 – бесплатное. Также компания предлагает тарифные пакеты – на 1, 6 и 24 часа, с небольшой скидкой. Суточный тариф предусматривает ограничение в 200 км пробега.
Автомобили застрахованы по КАСКО с франшизой в 15000 рублей, а в случае угона, кражи или гибели ТС компания взыскивает с клиента 90000 р.
Заправку автомобилей необходимо осуществлять по топливной карте, лежащей в бардачке вместе с остальными документами, на авторизованных АЗС.
BelkaCar
Автомобильный парк состоит из Kia Rio в кузове хэтчбек. Это очень удобно – можно перевезти какой-нибудь груз, открыв багажник и разложив задние сиденья. Туда вполне поместятся, допустим, пара лопат и скрученный свёрток размером с ковёр.
Опыт использования
Ужасная карта
Самое удобное и богатое функциональностью приложение. Его главный и огромный минус – убогая карта (хуже только у Делимобиля). После карт Яндекса бывает очень сложно сориентироваться на местности в карте этого приложения. Я бы на месте разработчиков не стал изобретать велосипед и взял бы готовое, удобное решение (либо это и есть готовое решение – просто оно убогое).
Зато всё остальное продумано хорошо. После бронирования автомобиля приложение показывает кратчайший маршрут прохода к нему. Все шаги при использовании сервиса очевидны. При приёмке автомобиля каждый вид повреждений отмечается своей галочкой, и при необходимости можно делать фотографии недостатков. Чтобы легче было найти автомобиль, нажатием кнопки можно заставить его помигать и погудеть.
Тарифы
Всё немного проще, чем у конкурентов – 8 р/мин поездка, 2 р/мин – ожидание. Кроме того, есть ограничение по пробегу – после 70 км в сутки включается тариф 8 р/км. Эти тарифы действуют при стандартном КАСКО с франшизой в 30000 рублей. Если желаете уменьшить франшизу вдвое – в приложении можно перейти на другой тариф, но он уже будет стоить 10 р за минуту поездки. Кроме того, с клиента обещают списывать не более 2000 р в сутки (но при превышении лимита в 70 км плата за километраж будет списываться всё равно). Ездить можно по всей Московской области.
Заправку автомобилей необходимо осуществлять по топливной карте, лежащей в бардачке вместе с остальными документами, на авторизованных АЗС.
Rentmee
Новый участник на рынке каршеринга. Появился совсем недавно, и парк автомобилей пока очень небольшой. Автомобили — Hyundai Solaris. Вот вроде бы и тарифы выгодные – но есть нюансы. Много. Большие.
Опыт использования
К сожалению, мне не удалось дождаться окончания регистрации. После загрузки всех документов прошло уже несколько дней, а статус «в обработке» так и остался. Заметно только, что приложение очень сильно напоминает таковое от BelkaCar.
На главном экране есть кнопка, по нажатию на которой идёт звонок оператору сервиса – видимо, все проблемы автомобиля, как и у «Делимобиля», нужно описывать голосом. Кстати, тут я впервые столкнулся с примером использования бесплатного номера 8-804-…
Тарифы
Казалось бы, если ты появляешься на рынке, на котором уже есть несколько конкурентов – изучи их предложения и сделай лучше. Но зачем делать лучше, если можно делать хуже – видимо, так подумали организаторы сервиса.
Тарифы, конечно, чуть более выгодные, чем у конкурентов. 7 р/мин за поездку и 1,5 р/мин за ожидание. Очень большой лимит пробега – 1000 км. Есть посуточная аренда – 1900 р/сутки. Правда, во втором случае топливо вам не оплатят, а пробег ограничен 300 км. Ну и бесплатное ожидание перед началом бронирования – всего 10 минут, а не 20, как у всех остальных.
С системой оплаты – беда. Компания настолько не доверяет своим клиентам, что на начало бронирования баланс счёта должен быть не просто положительным – он должен быть не менее 500 р. (Добираем до 100 000 зарегистрированных пользователей, собираем по 500 рублей с носа, итого имеем 50 млн рублей на счету в любой момент времени. Неплохо).
Интересно, что по правилам использования сервиса, во время аренды баланс не должен уходить в минус. Как поведёт себя автомобиль при обнулении баланса – остановится посреди дороги, заблокирует руль или начнёт орать сигнализацией? Из правил это неясно. В техподдержке сообщили, что «пока у них нет безакцептного списания, необходим положительный баланс счёта», а в случае его полного расхода вам будет звонить оператор, а мультимедийная система автомобиля будет предупреждать об этом голосовыми сообщениями.
С заправкой тоже не всё прозрачно. Если вы используете тариф, где топливо вам оплачивает компания, то при заправке компания учитывает показания датчика наполненности бака и среднее значение стоимости бензина. Если сумма, поступившая вам на счёт за бензин, кажется вам несправедливой – вам придётся доказывать это компании, отправляя ей фото чека. При посуточной аренде вы оплачиваете топливо сами, но после окончания аренды учитывается разница в объёме топлива в баке до и после аренды. Если его осталось меньше, с вас спишут за бензин, если больше – компенсируют.
Ещё один недостаток – не для всех автомобилей оплачена платная московская парковка. При бронировании автомобиля система сообщает, оплачены ли для него парковки — нужно не забывать каждый раз это отслеживать. Ещё этот факт обозначается на самом авто соответствующим значком. Он есть – парковка оплачена. Нет – кроме ожидания будь добр и за парковку внести. Жутко неудобно.
А ведь, по информации СМИ, годовой абонемент за парковку для каршеринговых автомобилей стоит всего 20 000 рублей. При этом простому автомобилисту, который захочет купить абонемент, разрешающий ему парковаться где угодно и когда угодно, придётся выложить 250 000 р в год. К слову, абонемент на круглосуточную парковку в своём районе (если вы прописаны в квартире и автомобиль записан на вас) стоит 3000 р/год.
Самое плохое – страхования КАСКО пока нет в принципе. Правда, в правилах указано, что " Лимит ответственности Арендатора при причинении ущерба Автомобилю или его утраты в случае отсутствия нарушений Арендатором условий Договора составляет 50 000 р". Зато в правилах работы на сайте лишь гордо сообщается, что автомобили застрахованы по ОСАГО. А как, интересно, они могли бы быть не застрахованы, если это требование закона?
Уникальность сервиса не в том, что он есть и в Москве и в Санкт-Петербурге – а в том, что на арендованном автомобиле можно ездить между двумя столицами. Поминутная тарификация позволяет уехать аж на 1000 км; за 8-10 часов езды стоимость аренды набежит примерно на 4000 р, но топливо при этом будет оплачено компанией. Посуточная аренда не разрешает ездить дальше 300 км – после этого включается оплата по 5 р/км. То есть, при поездке в Питер получатся те же самые 4000 р, только и за топливо надо будет платить самостоятельно. Кроме того, в территорию использования входят столицы соседних с Московской областей. Можно доехать до Ярославля, Владимира, Рязани, Тулы, Калуги и Твери.
Carenda
Компания обещает выйти на рынок в сентябре, и стать уже седьмой каршеринговой компанией Москвы. Планирует до конца текущего года предоставить клиентам 400 автомобилей Ravon R2, Hyundai Solaris и KIA Rio. Причем, расценки на аренду Ravon будут на уровне минимальных для рынка – 5 рублей в минуту. Ravon – это узбекские автомобили (не просто узбекской сборки, а настоящая национальная марка), внешне напоминающие глубокий рестайлинг Daewoo Matiz.
Заключение
Каршеринг, по опыту использования, оказался нужным, полезным и удобным сервисом. И, судя по всему, это мнение разделяют остальные клиенты рынка. Оставленный после окончания аренды автомобиль через полчаса уже почти наверняка кто-то заберёт. Зато это означает, что если рядом с вами нет автомобилей – то через полчаса что-то может и поменяться.
В принципе, сейчас их уже практически достаточно, и почти всегда можно найти автомобиль на расстоянии не более 10 минут пешком. Но для расширения парка есть и место, и спрос; директор «Делимобиля» Станислав Грошов, например, утверждает, что оптимальное количество «общих» автомобилей составляет примерно 0,05 – 0,1% от количества жителей города. Для Москвы это 7000-15000 штук, в 3-6 раз больше, чем есть сейчас.
Каршеринг способствует популяризации коротких прогулок на свежем воздухе (это не машина, стоящая у подъезда). А, кроме того, чем больше автомобилей в каршеринге – тем меньше их на улицах и во дворах. К тому же, свой автомобиль – это мойка, ремонт, ТО, переобувка два раза в год, охрана, возня с покупкой и продажей…
Возможно, каршеринг в текущем виде вымрет лет через 10-15, когда дороги заполонят роботакси. А пока, на переходный период, это неплохой способ уменьшить загруженность дорог мегаполисов.
Для тех, кто любит цифры больше букв
Компания | Автомобилей | Регион | Мин. тариф с КАСКО | Ночное ожидание | Франшиза | Заправка |
---|---|---|---|---|---|---|
Anytime | 500 | Москва и 200 км от МКАД | 8/2 | 0:00-9:00 | 0 | топливная карта |
Делимобиль | 1200 | Москва и область | 11/2,5 | - | 10000 | топливная карта |
YouDrive | 300 | Москва и 250 км от МКАД | 9/3,5 | 20:00-8:00 за пределами зелёной зоны |
15000 | не нужно |
Car5 | 200 | Москва и область | 5/1,5 | 23:00-7:00 | 15000 | топливная карта |
BelkaCar | 850 | Москва и область | 10/2 | - | 15000 | топливная карта |
Rentmee | 100 | Москва, область, столицы соседних областей, трасса Москва-Питер | 7/1,5 | - | нет | компенсация по чеку |
Автор: Вячеслав Голованов