По мере развития технологий увеличивается как размер экранов, так и плотность пикселей. Казалось бы, качество изображений должно расти, утомляемость при длительной работе — уменьшаться, но в какой-то момент всё пошло не так. И да, если взять современный совсем большой монитор и навороченную среду разработки с тысячей панелей – не факт, что будет комфортно. Попробуем разобраться почему.
Давным давно в одной далёкой галактике размер мониторов был 14", стандартный текстовый режим — 80*25 и работать было вполне приятно. Когда появилась Windows и графический режим 800*600 то буквы в средах разработки, меню, полях ввода и т.п. стали существенно меньше — ведь так их гораздо больше влезет на экран! Потом появились большие разрешения, стандартный монитор вырос до 17”, потом соотношение сторон стало 16*9, разрешение и размер всё росли… В какой-то момент я понял, что стандартная схема Windows 7 даже с масштабом в 125% как-то мелковата что ноутбуке 14” c FullHD, что на большом мониторе, уже не говоря о настройках по умолчанию в IDEA.
– Это старость, подумал Штирлиц.
– А я то тут причём ?? подумал агент Старость.
Вооружившись ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003, рулеткой и школьным курсом алгебры с геометрией, я решил проверить, так ли я неправ, выбирая крупные шрифты для кодирования (сейчас мой фаворит – Roboto Mono Light 20 от Google), и сильно увеличивая масштаб документа при работе с офисными пакетами.
Исходные данные: в соответствии с ГОСТ комфортный угловой размер символа по высоте – 20’-22’ (угловые минуты). Угловой размер – штука универсальная, но неудобная. В том же ГОСТе приведена номограмма зависимостей расстояния от монитора – размер символа – комфортный размер, но пользоваться ей в реальности тяжело – символы мелкие, линейка крупная, картинка нечёткая. Наш путь – простой калькулятор, куда можно ввести легко доступные и общеупотребительные меры и понять, правильно соответствует ли размер символа требованиям стандарта.
Для расчёта необходимы диагональ монитора, его разрешение по X и Y, расстояние, с которого смотрим и высота контрольного символа в пикселах. Все данные, кроме расстояния, можно получить не отходя от того же самого монитора, с расстоянием тоже не сложно – лист А4 имеет размеры 21*29,7 см, так что можно прикинуть с достаточной точностью. Высоту пикселя монитора можно рассчитать исходя из его диагонали и разрешения, угловой размер символа – зная его размер в пикселях и расстояние просмотра. Калькулятор временно живёт в Excel по ссылке ниже.
Проверка 1: монитор ноутбука 14” FHD, стандартная схема Windows 125%, высота заглавной буквы в меню Excel 2010 – 9 пикселов, расстояние просмотра – 45 см, угловой размер буквы – 11’, что в два раза меньше требуемой стандартом. Проверка 2: монитор аж 27”, но уже 2560*1440, расстояние – 60 см, Результат чуть лучше – 12’, но всё равно плохо (минимум – 20’).
Чтобы стало лучше – нужно увеличивать размер шрифта либо уменьшать расстояние просмотра. Проверяем: для размера той же буквы в 21’ нужно смотреть в ноутбук с расстояния (спонсор расчёта – опция Подбор параметра в Excel) – 34,4 cм, но во первых, так болит спина, а во вторых, не забываем про минимальное расстояние из ГОСТ – 40 см. Размер комфортного для меня шрифта для кодирования в IDEA (Roboto Light 20, буква “S” 15 пикселей высотой) для большого монитора как раз вписался в стандарт, пусть и по нижней границе — 20’. Масштаб документа в Word (реально крупный масштаб), в котором я пишу эту статью, откинувшись на спинку стула, также почти попал – 75 сантиметров до монитора, символ в 18 пикселей высотой – итого 19’.
Выводы:
* ГОСТы пишутся не просто так :);
* В первую очередь нужно доверять своим ощущениям комфорта, а не настройкам по умолчанию;
* Проверяйте размеры шрифтов на устройствах, которыми вы пользуетесь подолгу.
Калькулятор (.xls) доступен по ссылке
Всем удачи!
Автор: авторитет