На его основе будет создана платформа автопилота для автомобилей
Несколько часов назад вечером в Лас-Вегасе в рамках пресс-конференции нулевого дня Международной выставки потребительской электроники 2015 года глава nVidia Жэнь-Сунь Хуан вышел на сцену и рассказал о новом мобильном решении «система на кристалле» под названием Tegra X1.
X1 — это логическое продолжение Tegra K1, в котором впервые для nVidia была проведена унификация архитектур мобильных и настольных устройств. X1 уже производится, вероятно, скоро появятся планшеты на его основе.
Может показаться, что этот анонс будет интересен только геймерам, использующим высокопроизводительные и дорогие портативные устройства. Но это далеко не так. Большая часть конференции была посвящена автомобильным системам.
Tegra X1
Самое главное для мобильных устройств — это энергопотребление. И технические характеристики X1 впечатляют: микросхема способна предоставить в 1,7—2 раза больше вычислительной мощности, чем процессор A8X, установленный в iPad Air 2. В то же время затрачивается примерно то же количество энергии и используется тот же техпроцесс — 20 нм.
Для большего эффекта nVidia-овцы даже разобрали 8 штук iPad Air 2 и замерили токи. Они также понизили частоты X1 до той степени, чтобы производительность упала до уровня A8X. Планшет Apple потреблял 2,6 ватта, X1 — полтора.
На конференции была показана работа демки Elemental на Unreal Engine 4, и картинка смотрелась вполне неплохо для процессора планшета. Было заявлено, что при рендеринге сцен X1 потреблял всего 10 ватт.
nVidia гордится фактом производства первого в мире мобильного процессора с мощностью более терафлопса. Эта цифра достигается при использовании формата 16-битных чисел с плавающей запятой. 15 лет назад, в 2000 году, такой производительностью обладали лишь суперкомпьютеры (в частности, мегаваттный ASCI Red), теперь эта мощь умещается в кармане.
В чипе стоит 256 ядер Maxwell GPU (прямо как в GeForce 830M) и 8 64-битных ядер ARM. Вообще, Maxwell — это архитектура видеоускорителей для настольных компьютеров. Именно поэтому портировать игры на мобильные устройства может быть легче.
Используется комбинация из A57 и A53, четыре ядра A53 будут обрабатывать лёгкие задачи, четыре ядра A57 — производительные. Как видно, nVidia отказалась от архитектуры Denver.
Мощности хватает на проигрывание 4K-видео частотой 60 кадров в секунду, закодированного VP9 или H.265. Это неплохой задел, пусть и контента такого разрешения пока мало.
Производительность X1 примерно вдвое выше предшественника Tegra K1, в бенчмарках BasemarkX 1.1 и 3Dmark 1.3 Icestorm Unlimited было показано примерно полуторакратное превосходство. Поддерживаются DirectX 11.2 и OpenGL 4.5, после выхода API появится поддержка DirectX 12.
nVidia X1 | Google Nexus 9 | Планшет nVidia Shield | iPad Air 2 | |
---|---|---|---|---|
AndEBench-Pro | 12,401 | 12,047 | 10,363 | нет данных |
3DMark IS Unlimited | 43,769 | 24,256 | 30,970 | 21,659 |
GFXBench 3.0 Manhattan Offscreen (кадров в секунду) | 65 | 31 | 31 | 32,4 |
CF-Bench | нет данных | 31,695 | 43,033 | нет данных |
Drive CX
nVidia говорит, что для планшетов в X1 слишком много мощности. Поэтому одним из первых продуктов, в котором будет стоять новый процессор, станет nVidia Drive CX. Как следует из названия, это ядро информационно-развлекательных систем автомобилей. Поддерживаются все основные операционки — Android, QNX и Linux.
Если не брать исключения в виде Tesla, то сегодня даже в люксовых автомобилях стоят экраны с относительно маленьким разрешением. Хуан считает, что в ближайшие годы ситуация изменится.
Drive CX специально создан для машин, у которых есть несколько активных экранов. Вычислительной мощности хватает на отображение 16,6 мегапикселей. Это 4 FullHD или 2 4K экрана.
Платформа поставляется с ПО Drive Studio для симуляции приборной панели. Автомобильное устройство nVidia также нацелено на распознавание речи и изображений.
Пока Google и Apple только думают над своими продуктами Android Auto и CarPlay, nVidia действует. На сцену выходил Рики Худи, руководящий развитием электронных компонентов в Audi. Он рассказал, как nVidia помогла ускорить разработку технических средств: за год Audi достигла того, что планировалось сделать за пять.
Drive PX
Наконец, было рассказано о nVidia Drive PX, компьютере автопилота автомобиля. Судя по всему, это пока что не платформа для полностью беспилотного автомобиля, это ADAS, система помощи водителю. Но здесь, в общем-то, решаются те же задачи: распознавание объектов на дороге и построение пути.
В Drive PX стоит сразу два процессора Tegra X1 общей мощностью 2,3 терафлопса. В пике может обрабатываться 1,3 гигапикселя. К платформе можно подключать до 12 отдельных HD-камер для полного кругового обзора.
Именно с помощью камер строится и анализируется модель окружающей среды. В nVidia считают, что от радаров и сонаров постепенно отказываются в пользу технологий компьютерного зрения.
Нейросеть распознаёт другие машины, пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов, знаки и прочую информацию. Благодаря тому, что на конференции было названо «глубоким обучением», система может начать реагировать соответствующим образом на автобусы с детьми, машины с проблесковыми маячками или кареты скорой помощи — на тех участников дорожного движения, на которые должен обращать внимание водитель.
Вся собранная информация используется для автоматического поиска пути и помогает водителю избегать столкновений. Сегодня подобные системы уже используются в дорогих автомобилях, но Хуан надеется, что Drive PX позволит значительно удешевить технологию.
По материалам официального пресс-релиза nVidia, ArsTechnica, Engadget (1, 2, 3), TechCrunch (1, 2), Cnet, The Verge (1, 2) и The Register.
Автор: FakeFactFelis