Новогодние праздники — особенный период. В это время страна дружно гуляет, отдыхает, безудержно тратит деньги на пиротехнику и всякие вкусности, включая ингредиенты для Оливье. Взлетают продажи всевозможных товаров и услуг, люди ходят друг к другу в гости, а в новогоднюю ночь поздравляют всех своих родных и близких. В том числе, посредством мобильных телефонов. И в преддверии Нового Года мы решили рассказать о том, как меняется нагрузка на нашу сеть на рубеже смены календаря, и как мы к этому готовимся.
«Широка страна моя родная» — это не хвастовство, а констатация факта. Россия столь велика, что наша территория поделена на 11 часовых поясов, такого нет больше ни в одной стране мира. И первыми в Новый Год входят регионы, живущие по «Камчатскому» времени. И далее по стране идёт волна новых годов, так что к тому моменту, как европейская часть России начинает отсчитывать бой курантов, утомившаяся Камчатка давно спит крепким утренним сном.
В обычные дни показатель нагрузки на сеть (TPS — transactions per second, количество голосовых вызовов в единицу времени) составляет около 600 тысяч соединений ежесекундно (из них 53% исходящие соединения, 47% — входящие).
Поздравлять друг друга с Новым Годом люди начинают заранее. Кто-то опасается, что потом не сможет дозвониться, кто-то не хочет потом отвлекаться, кому-то просто не терпится поздравить. Поэтому нагрузка на сеть начинает возрастать примерно с 22:00. К 23:00 она достигает своего пика и держится на этом уровне примерно два часа, после чего начинается спад активности клиентов. В период пика количество голосовых вызовов увеличивается иногда в 10 раз, SMS – до 15 раз. И вскоре после 1:30 активность клиентов быстро падает почти до нуля: ведь нужно отдать должное праздничному столу, отправиться на прогулку или в гости.
В новогоднюю ночь количество голосовых соединений вырастает на 80-100%, количество отправляемых SMS вырастает на 300-400%. При этом любопытно, что объём мобильного трафика в новогодние каникулы даже несколько уменьшается. При чём потребление мобильного трафика остаётся низким на всём протяжении новогодних праздников. И это, пожалуй, правильно — в эти дни лучше уделять внимание семье и друзьям, а не гаджетам. Что же касается самого контента, то благодаря безлимитному интернету для наших пользователей подавляющая доля приходится на потоковое видео: фильмы, сериалы, онлайн-трансляции, ролики.
Итак, после 1:30 люди почти перестают звонить и писать друг другу SMS. Кто-то гуляет на всю катушку до утра, кто-то выпивает шампанское, съедает салатик и идёт спать. Утром снова начинается медленный рост нагрузки на сеть, и к 9-10 часам показатели выходят на уровень выходного дня. В эту новогоднюю ночь мы прогнозируем существенный рост трафика мессенджеров.
Очевидно, что максимальная нагрузка в новогодний период приходится на системы, обслуживающие пользователе в режиме реального времени. Поэтому для экономии их ресурсов применяются различные методы оптимизации. Например, временно отключается тарификация заведомо бесплатных вызовов (внутри сети Yota и т.д.). Данные о них кэшируются и отправляются в систему биллинга с задержкой, а не в режиме реального времени.
Основная подготовка к Новому Году заключается в расширении количества голосовых присоединений. Необходимое увеличение рассчитывается исходя из текущего значения стандартной нагрузки и прогнозного значения на новогоднюю ночь. При этом, в отличие от других мобильных операторов, чья абонентская база давно стабилизировалась, после новогодних праздников мы не отказываемся от этих дополнительных мощностей, поскольку количество наших клиентов постоянно растёт. И расширение количества голосовых присоединений лишним не будет. В первую очередь расширяются зоновые присоединения (звонки на местные стационарные телефоны), и МГ/МН присоединения (междугородние/международные), через которое у нас идут вызовы на других операторов, за исключением «МегаФона».
Если раньше существовала определенная мода – поздравлять друг друга именно в 00.00 — в последние годы пользователи начинают отправлять поздравления еще до 00.00. Трафик 1 января соизмерим с нагрузкой в обычный выходной день. Затем, в период новогодних каникул, традиционно наблюдается небольшое снижение активности клиентов – примерно на 30% по сравнению с обычным уикендом.
* * *
Желаем вам активно встретить 2016 год, вдруг старая примета — как встретишь, так и проведёшь — существует не просто так!
С наступающим вас!
Автор: Yota