Предлагаем вашему вниманию тезисное изложение трёх докладов, представленных на пресс-конференции, организованной Mail.Ru Group совместно с компанией Nielsen.
Выступление Мэтью Хестера, директора по потребительским исследованиям телеком-группы Nielsen в Европе
Сегодня я хотел бы представить вам результаты наших исследований по использованию мобильного интернета и развития смартфонов в целом.
В последние годы мы пережили две своеобразные революции: сначала массовое распространение мобильных устройств, а вскоре большой рост пропускной способности мобильного интернета и производительности гаджетов. В результате мобильные технологии кардинально изменили наши способы общения и потребления информации. Характерной иллюстрацией этих изменений является сравнение современного концерта и концерта, скажем, 90-х годов.
Раньше на концерты приходили послушать живую музыку и пообщаться друг с другом, сегодня люди стараются записать выступление и поделиться с другими в сети.
Сегодня для активных пользователей мобильных технологий характерны следующие особенности:
- Рассеянное внимание. В США около 80% потребителей пользуются планшетом во время просмотра телевизора.
- Жизнь в социальных сетях. В Великобритании 35% владельцев смартфонов заходили на Facebook в последние 30 дней.
- Эффективность использования. В США около 25% владельцев смартфонов сканируют штрих-коды для экономии времени.
- Разобщенность. Современные потребители зачастую владеют несколькими устройствами. Мы получаем информацию из разных источников, например 20% просмотров Youtube осуществляется через смартфон.
- Использование СМАРТ технологий. Около 20% владельцев смартфонов в Китае хотя бы раз в течение месяца используют мобильные кошельки и другие подобные услуги.
- Использование геолокации. В Германии около 33% владельцев смартфонов в течение месяца хотя бы раз пользуются геолокационными сервисами.
Также я хочу проиллюстрировать ещё ряд характерных тенденций на примере владельцев Android-смартфонов из Великобритании:
- В среднем смартфон используется в течение 83,5 минут в день (из них порядка 24,3 минут уходит на общение в социальных сетях).
- На телефонные звонки тратится менее 7 минут в день. Смс + звонки – это лишь 14% от общего времени.
- 73% времени занимает работа с различными приложениями, 11% — использование браузера.
Общение в социальных сетях, развитие всевозможных мобильных сервисов и рост возможностей смартфонов требуют всё большего увеличения мобильного трафика:
Текущая динамика и прогноз роста трафика на ближайшие годы требуют от мобильных операторов существенных инвестиций в развитие инфраструктуры и расширение мощностей. Важное уточнение — львиная доля мобильного трафика проходит через Wi-Fi. Ещё одна иллюстрация на примере пользователей из Великобритании (Android-смартфоны):
Как видите, пик использования 3G-трафика приходится на вечер, когда люди возвращаются с работы. Однако пик Wi-Fi-трафика приходится на полночь, когда англичане добираются до своих домашних роутеров.
Несмотря на победное шествие смартфонов по миру, их распределение по странам сильно разнится.
Общее население трёх выделенных стран, в которых доля смартфонов ещё невелика, составляет 2 млрд человек, так что потенциальный объём рынка очень велик.
С ростом доступности смартфонов многие пользователи могут позволить себе иметь несколько мобильных устройств. Для чего эти люди их используют? Ответить на этот вопрос можно на примере Италии. Проникновение ноутбуков остается значительным, но его рост замедлился, в то время как проникновение смартфонов увеличилось в два раза, а проникновение планшетов – в три.
Несмотря на то, что ноутбуки в целом являются всё ещё доминирующим классом мобильных устройств в Италии, однако уже 25% владельцев планшетов используют свое устройство для онлайн-шоппинга (в сравнении с 8% для ноутбуков).
В целом распределение предпочтений пользователей сильно усложняет процесс маркетингового продвижения. Ранее процесс принятия покупателем решения о приобретении техники выглядел примерно так:
На потенциального покупателя можно было воздействовать через три канала: печатные СМИ, через ТВ и радио. Также можно было стимулировать импульсивный спрос с помощью акций в магазинах. Сегодня процесс сильно усложнился:
Теперь на потребителя влияет огромное количество медиа каналов. Огромное значение в процессе принятия решений играют социальные сети, в которых мы можем найти отзывы о товарах и больше узнать об их характеристиках. Уже придя в магазин, потенциальный покупатель может получить новую информацию или отзывы с помощью мобильного телефона, что также может стать решающим моментом в принятии окончательного решения. Например, в Германии 24% пользователей смартфонов сканируют штрих коды в магазине, а в Великобритании 18% сравнивают онлайн-цены.
Раз потребители всё больше используют смартфоны для получения дополнительной информации, то это можно использовать для привлечения покупателей, то есть как на дополнительный маркетинговый канал. В США из общего времени, которое пользователи тратят на различные медиа, 12% приходится на телефоны, в то время как мобильная реклама составляет лишь небольшой процент от общего рекламного бюджета. На телевидение приходится 42% времени, на интернет — 26%. Таким образом, рынок мобильной рекламы имеет большой потенциал роста. Для этого мобильные операторы должны формировать и поддерживать базу лояльных потребителей.
Во многих европейских странах при покупке нового телефона многие пользователи также меняют своего мобильного оператора. Одной из причин этого явления является насыщенность рынка и придирчивость пользователей при выборе тарифов.
Чтобы удержать потребителей, операторам необходимо подстраиваться под меняющийся спрос и перераспределять свои усилия на растущие области.
Это были все основные тенденции, о которых я хотел сегодня рассказать. В качестве новых направлений развития мобильных технологий я вижу развитие доступа к гаджетам через автомобильные интерфейсы, расширение услуг геолокации, широкое внедрение технологий «умного дома», а также расширение спектра гаджетов, использующих мобильные технологии.
Выступление Александра Горного, директора по информационным технологиям Mail.Ru Group
Своё выступления я хотел бы посвятить мобильному интернету в России. В первой части я расскажу о рядовых пользователях, а во второй части представлю точку зрения веб-специалистов о мобильном интернете.
Часть 1
Своё видение пользователей мобильного интернета мы строим на основе данных сервиса Рейтинг Mail.Ru. Это система сбора статистики, которая собирает информацию о поведении посетителей ресурса. Рейтинг Mail.Ru — это более 850 тысяч счётчиков на сайтах (более 1% всех сервисов в мире), более 80 млн посетителей в день и более 2 млрд просмотров в день.
На сегодняшний день уже почти 30% посетителей рунета — это мобильные пользователи. Давайте посмотрим, как между собой различаются «традиционные» (стационарные) пользователи и мобильные.
Мобильные пользователи в целом моложе, поскольку старшему поколению труднее осваивать гаджеты и приспосабливаться к переменам. Однако это говорит о том, что в будущем доля пожилых будет расти за счёт сегодняшней молодёжи, привычной к мобильным устройствам. Кроме того, люди более старшего возраста хоть и медленнее, но всё же осваивают новые технологии. Так что разительной возрастной дифференциации уже не наблюдается.
В течение суток активность мобильных и стационарных пользователей различается:
Несмотря на возможность использования служебных компьютеров в течение рабочего дня, активность мобильных пользователей также велика. То есть люди активно выходят в интернет с телефонов и планшетов также и на работе, и во время уроков и лекций. Вечером и ночью соотношение изменяется в пользу мобильных устройств, но разрыв получается тоже незначительным.
Пока что мобильные пользователи проводят в мобильном вебе существенно меньше времени. Это связано со стоимостью трафика, покрытием сотовой связи, длительностью работы устройств и другими причинами. Но это различие постепенно сглаживается.
Также наблюдаются изменения активности обоих сегментов пользователей в зависимости от дня недели, но эти колебания незначительны.
Ниже представлено деление пользователей в зависимости от региона России.
В тех регионах, где хуже всего развита проводная инфраструктура, доля мобильных пользователей выше, чем в среднем по стране. Наименьшее количество мобильных пользователей наблюдается в регионах с умеренным доходом населения и достаточно развитой проводной инфраструктурой.
Чем, в основном, люди занимаются в мобильном интернете? Безусловно, наивысшая активность приходится на работу с различными приложениями. Если же говорить о самых посещаемых сайтах, то первые места занимают социальные сети, почта, новостные ресурсы и онлайн-издания.
Самой популярной мобильной платформой в России является Android. Приятная новость для веб-мастеров: доля старых устройств существенно снизилась. Наиболее популярным разрешением экрана стало разрешение iPad.
Итак, немного подытожим. Портрет современного типичного пользователя мобильного интернета в России таков: это молодой мужчина, в интернете больше времени проводит вечером и в выходные. Пользуется устройством на Android, но с разрешением экрана, типичным для iPad.
Часть 2
Мы провели опрос среди обычных веб-мастеров, пользователей сервиса Рейтинг Mail.Ru. Это не элитные специалисты, а представители наиболее массового сегмента, так сказать «соль земли». Целью опроса было выяснить мнение веб-мастеров о российском мобильном интернете. Выяснилось, что большинство сайтов не имеют мобильной версии. Более того, многие и не планируют её создавать.
Получается не слишком приятный разрыв: около 30% пользователей уже используют для выхода в интернет мобильные устройства, однако 28% веб-мастеров это совершенно не волнует. На то есть и объективные причины. Одной из них является отсутствие на конкретном сайте мобильного трафика, в результате у веб-мастера нет стимула к созданию мобильной версии. Однако такой подход имеет обратную сторону: мобильный трафик может отсутствовать как раз по причине отсутствия мобильной версии сайта, то есть посетители просто заходят на более дружелюбные к ним ресурсы.
Хочу ещё раз подчеркнуть важную мысль: мобильный трафик уже имеет большой объём. Поэтому целесообразно озаботиться созданием адаптированных версий сайтов, чтобы в ближайшем будущем не лишиться существенной доли аудитории. Наиболее востребованные мобильными пользователями ресурсы сегодня таковы:
В этом списке пока отсутствуют онлайн-магазины, но это дело времени.
Среди тех сайтов, что уже обзавелись мобильной версией, есть своеобразные передовики, у которых функционал обычной версии даже хуже.
Возвращаясь к вопросу о том, что многих веб-мастеров не волнует отсутствие мобильной версии сайта: как они видят поведение мобильных пользователей на их неадаптированных ресурсах?
Я считаю, реальная картина будет несколько иной: первый и последний вариант поведения будут встречаться гораздо чаще.
Сегодня мобильный интернет в России переживает некий переломный момент: с одной стороны, трафик уже весьма велик, но с другой — многие веб-специалисты всё ещё недооценивают мобильных пользователей. Конечно, в конце концов они неизбежно придут к необходимости адаптации своих ресурсов, и это станет еще одним драйвером роста мобильного интернета.
Выступление Екатерины Петровой, руководителя телеком-практики Nielsen в Северо-Восточной Европе
Я хотела бы рассказать вам об исследовании, проведённом нами совместно с компанией OMI (Online Market Intelligence). Мы опросили 500 пользователей смартфонов, которые приобрели свои устройства в течение последнего года. Нас интересовало, как россияне используют смартфоны. И вот что нам удалось выяснить.
В среднем, наши респонденты владеют ещё 4 устройствами, и собираются купить ещё 2. Это могут быть ноутбуки, настольные компьютеры, mp3-плееры, коммуникаторы, игровые приставки.
С одной стороны, это хорошая новость для производителей электроники. Однако современные смартфоны уже способны заменить собой подавляющее большинство перечисленных устройств. Поэтому со своей стороны мы порекомендовали бы производителям смартфонов больше внимания уделять обучению пользователей и акцентировать внимание на универсальности своей продукции.
Итак, для чего же пользователи смартфонов используют свои устройства? Оказалось, что 90% из опрошенных как минимум раз в неделю отправляют sms. Причём женщины делают это гораздо чаще мужчин. Таким образом, отправка sms на сегодня является наиболее популярным видом использования смартфона.
Далее по популярности следуют электронная почта и различные мессенджеры. Здесь уже лидируют мужчины, 18% женщин вообще не пользуются почтой через смартфоны и 28% не используют мессенджеры.
На веб-серфинг пользователи смартфонов тратят не так уж много времени, хотя 91% из опрошенных хотя бы раз в неделю заходит в интернет через браузер. В среднем же частота использования браузера — 1 раз в день.
Мэтью Хестер уже упоминал о том, что Wi-Fi доминирует в качестве средства доставки мобильного интернета, и наше исследование подтверждает это. Однако у мобильного интернета есть большой потенциал. Операторам необходимо развивать доступность мобильного интернета и его скорость. После домашнего использования наиболее популярными местами использования мобильного интернета являются общественный и личный транспорт, а также общественные места, такие как кафе, рестораны, торговые центры. Это полезная информация для мобильных операторов, которые могут использовать её для продвижения тарифных планов, которые могли бы привлечь пользователей к использованию мобильного трафика вместо Wi-Fi.
На главном рабочем столе смартфона в среднем находится около 18 приложений: игры, развлечения, социальные сети, геолокационные сервисы, погода и ряд других. В месяц пользователи смартфонов загружают в среднем 4 новых приложения, что достаточно много.
Количество загруженных приложений распределяется следующим образом: примерно по 30% приложений относятся к развлекательным и функциональным, 11% приходится на социальные сети. Однако важно также обращать внимание и на частоту, и тут значение социальных сетей возрастает.
Несмотря на гораздо меньшее количество загруженных приложений для социальных сетей, длительность и частота их использования существенно выше. В среднем, владельцы смартфонов запускают приложения для социальных сетей два раза в сутки, а в возрастной группе 16-24 года около 60% пользователей пользуются соцсетями 3 и больше раз в день. Как видите, это весьма мощный канал влияния для бизнеса и формирования мнения различными заинтересованными участниками. Например, большинство наших респондентов указали, что принимать решения о покупке высокотехнологичных товаров, о проведение досуга и отпусков они будут на основе мнений, размещённых в социальных сетях. Также 47% опрошенных отметили, что стали меньше использовать голосовую связь.
В среднем владельцы смартфонов оценили удовлетворённость своими устройствами в 8 баллов из 10. Среди тех, кто купил смартфон в течение последних трёх месяцев, эта оценка оказалась ещё выше — 9 баллов. Четырьмя самыми привлекательными функциями смартфонов оказались дизайн, большой выбор приложений, простота отправки сообщений и навигации.
Однако несмотря на такую высокую степень удовлетворённости своими устройствами, 29% опрошенных выразили готовность приобрести новый смартфон в течение ближайших трёх месяцев. Причём среди мужчин этот показатель составил 33%. Наиболее важными источниками информации при выборе нового смартфона стали обзоры и отзывы в интернете, сайты производителей, информация в интернет-магазинах и отзывы родственников и друзей.
Пример того, как современный потребитель ищет в интернете информацию для выбора смартфона был предоставлен нашим партнёром OMI:
Это женатый мужчина 34 лет, в каждом бренде выбирающий среди нескольких моделей смартфонов. Для сбора информации и анализа он активно использует несколько специализированных ресурсов и сравнивает цены и ассортимент в нескольких онлайн-магазинах.
Ещё одним важным результатом нашего исследования стала информация о том, что пользователи смартфонов не стали меньше смотреть телевизор, однако при просмотре ТВ они параллельно пользуются другими своими устройства. По результатам другого нашего исследования, в целом уровень доверия к телевидению составляет около 42%, так что об этом информационном канале также не следует забывать, особенно в деле привлечения потенциальных покупателей, ещё не имеющих смартфонов.
В заключение я бы хотела провести небольшое сравнение пользователей смартфонов, решивших купить новое устройство, и тех, кто ещё сомневается. Те, кто решил купить новый смартфон, являются наиболее продвинутой аудиторией с точки зрения количества используемых приложений, активности в использовании интернета, социальных сетей и различных гаджетов. Таким образом, для привлечения этой аудитории необходимо повысить доступность и удобство использования соцсетей и прочих сетевых развлечений.
Те, кто ещё не решился поменять свой смартфон, менее активно пользуются своими устройствами, зачастую ограничиваясь лишь самыми простыми функциями. Эти люди чаще используют Wi-Fi, а не 3G, и в большинстве своём загружают только бесплатные приложения. Поэтому для привлечения данной группы потребителей необходимо делать акцент на моду, стиль, актуальность, популярность, бесплатность каких-то программ, простоту использования.
Подводя краткий итог нашей пресс-конференции, можно отметить следующие тенденции: мобильный интернет как в мире, так и в России, не только растёт быстрыми темпами, но и уже составляет заметную долю общего трафика. Причём в ближайшие годы скорость роста хоть и снизится, но останется на значительном уровне. В большинстве стран ожидается многократный рост рынка мобильной рекламы, а в ряде государств также будут расти объёмы продаж мобильных устройств, в частности, смартфонов. На сегодняшний день мобильная аудитория не имеет какой либо выраженной гендерной составляющей. Также в последнее время существенно сгладился возрастной состав потребителей мобильного интернета за счёт вовлечения большого числа пожилых людей. Наиболее востребованными задачами в мобильном интернете являются общение в социальных сетях и всевозможные развлекательные ресурсы.
Автор: media_magnit