История добровольных пожертвований такая же долгая, как история всего человечества. И скальд в X веке, и уличный музыкант в XXI преследуют одну цель – получить оценку своего таланта в виде добровольного вознаграждения. Люди жертвуют на культурные и исторические памятники, общественные библиотеки, театры, а государства «золотого миллиарда» безвозмездно помогают бедным странам третьего мира.
Сегодня человек больше не ограничен своей общиной, селением, городом или страной. Интернет стирает границы, и добровольные пожертвования тоже эволюционировали. Люди могут жертвовать не только своими деньгами, но и другим, не менее ценным ресурсом – временем.
Мы в Ackuna решили познакомиться ближе с современными крауд-технологиями и посмотреть, чем они могут быть полезными для ИТ-предпринимателей.
Немного истории
Трудно сказать, с чего начался современный виток крауд-технологий – возможно, если поискать, то окажется, что сам сэр Тим Бернерс-Ли собирал деньги в свежепридуманной им Всемирной паутине. Тем не менее, принято считать, что одним из первых мероприятий в сфере краудфандинга был сбор средств, организованный фанатами группы Marillion в 1997 году. Деньги были нужны для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Тогда удалось собрать 60 000 долларов.
Первым из массовых краундфандинговых сайтов считается ArtistSahare. Эта платформа для финансирования и поддержки творческих проектов работает с 2003 года. По сути, именно её создатели открыли миру краундфандинг. За время существования платформы 9 проектов из запущенных на ней получили Грэмми, и ещё 18 были номинантами.
Успех ArtistSahare породил множество поледователей: SliceThePie, IndieGoGo, Pledge Music… На сегодняшний день самым большим игроком на рынке краундфандинга является Kickstarter. Появившийся в 2009 году, он стал набирать популярность за счет того, что охватывал огромное множество проектов, от творческих до технологических и откровенно безумно-футуристических. Пожалуй, именно яркие проекты вывели Kickstarter в лидеры рынка.
Началась история этого знакового для всего мира проекта в далеком 2002 году. Один из основателей, Перри Чен, жил в Новом Орлеане, и мечтал о музыкальной славе. Когда он решил организовать концерт, то понял, что денег у него на это нет. Даже если он вложит все свои сбережения, то не вернет их, и может попрощаться с мечтой – вернуться в город своего детства Нью-Йорк. Именно тогда ему и пришла в голову идея «Кикстартера», которой он поделился спустя три года с Янси Стиклером. Тогда фабула проекта выглядела так: если человек хочет что-то организовать, но у него нет на это средств, он может рассказать о своей идее в интернете. А те, кто эту идею разделяет, помогут ему её воплотить. За это они получают бонусы в виде книг, билетов и т.п.
Янси был неизвестным музыкальным критиком, публиковавшим свои рецензии в сети. Он сразу отнесся к проекту довольно скептически. По его мнению, там, где мы предоставляем человеку возможность выбора, не получится «великого искусства». Но Чен заметил, что никому неизвестный скульптор из маленького городка не сможет попасть в известную галерею. А значит, его творчество тоже никто не оценит, а Сеть поможет ему стать известным. Этот довод оказался убедительным. Четыре года спустя, вместе с третьим партнером Чарльзом Адлером, они запускают рабочую версию сервиса Kickstarter. Что интересно, деньги на запуск проекта они собрали, фактически, тоже с помощью краудфандинга среди друзей и знакомых.
После бума краудфандинговых сервисов в США, появление отечественных аналогов было делом времени. Одним из первых сайтов подобного рода стал Planeta.ru, чуть позже появился Boomstarter.
Как устроен краудфандинг?
Конечно, стоит понимать, что краундфандинговые организации работают не безвозмездно. Обычно они берут процент от собранных средств, который варьируется в зависимости от того, будет ли платформа иметь права собственности на объект краундфандинговой компании.
Сегодня, в сети стала расти критика краундфандинговых платформ. Известно, что каждый проект проходит модерацию, и в последнее время наблюдается тенденция, что проходят её потенциально наиболее успешные, с точки зрения самой площадки, проекты.
Мотивы площадки в этом случае предельно понятны: если проект не собирает в отведенное время необходимую сумму, то все средства возвращаются пользователям. Но это, к сожалению, лишает средств к развитию многие интересные проекты, ориентированные на нишевую аудиторию.
Краудинвестинг
Но что, если ваша идея или стартап требует действительно больших вложений? Может быть, вы хотите строить автомобили, а не записывать новые песни? Для этого существует другой инструмент – краундинвестинг.
Принципиальное отличие краудинвестинга от краудфандинга заключается в том, что инвесторы получают долю в акционерном капитале компании, со всеми неприятными бонусами в виде рисков потери вложений. Краундинвестинг отличное решение для тех предприятий или стартапов, которые не имеют достаточной кредитной истории или убедительного бизнес-плана для банков и венчурных инвесторов. Это, в первую очередь, маленькие предприятия, которым нужны небольшие инвестиции для расширения своего дела. Из-за специфики их рынка, нет оснований надеяться на экспоненциальных рост их бизнеса, а значит, и на венчурные инвестиции.
Миру известны успешные краундинвестинговые проекты. Например, пикопроектор Touchpico с сенсорным изображением. Этот гаджет, размером с внешний жесткий диск, может выводить на поверхность изображение диагональю до 80 дюймов. Проектор снабжен стилусом, движения которого отслеживает интегрированная в TouchPico инфракрасная камера. Кроме этого, есть аудиоразъём, HDMI-порт и Wi-Fi-модуль, который позволяет проецировать на любую поверхность любое изображение с мобильных устройств и ПК.
Другой пример — первый в мире социальный робот Jibo. Своеобразный домашний помощник, который может стать полноценным домашним любимцем. Увидеть его можно в ролике на YouTube.
Краудлендинг
Еще одной формой краундфандинга можно назвать P2P-кредитование, или краундлендинг. Эта альтернатива банкам и микрофинансовым организациям позволяет получать кредиты физическим лицам от физических лиц. С помощью интернет-сервисов кредитор и заемщик могут найти друг друга и условиться обо всех тонкостях договора финансирования.
Получить деньги с помощью кранудлендинга довольно просто. Все, что нужно сделать, это оставить заявку на сайте и дождаться её подтверждения. Сервис может подтвердить её автоматически, если ваши параметры и параметры кредитора совпадают. Либо кредитор сам находит вас и подтверждает заявку вручную.
Несмотря на всю простоту оформления, никто не обещает, что деньги дадут всем и сразу. Сервис всегда запрашивает данные соискателя в бюро кредитных историй. На её основе соискатель получит кредитный рейтинг, опираясь на который будет назначена ставка по кредиту. Диапазон ставок обычно колеблется от 8 до 35 процентов в год, а срок предоставления не превышает двух лет.
Особенностью краундлендинга является то, что в роли кредитора выступает не финансовая организация, а физическое лицо или группа лиц. Но договор займа заключается именно с системой, за процент от суммы кредита. Кстати, кредиторы, которые получают доход на P2P-сервисах, обязаны платить налог на доходы физических лиц.
Но даже учитывая все вышеизложенное, краундлендинг — выгодное вложение средств, так как процентные ставки по сравнению с банковскими депозитами ощутимо выше.
По сравнению с микрокредитами, процентные ставки в которых бесконечно высоки, краундлендинг является более выгодным для заемщика.
Краудсорсинг
Последний «краунд» термин максимально отражает всю философию безвозмездной помощи. Краудсорсинг – это совместное создание проектов разрозненными людьми, или передача некоторых производственных функций неопределённому кругу добровольцев. Не нужно путать этот способ работы с аутсорсингом, когда задачи отдают за пределы компании, профессиональным исполнителям за сдельную плату. В краундсорсинге оплата деньгами обычно не практикуется, или используются другие методы поощрения.
Краундсорсинговые сервисы привлекают специалистов-любителей, или тех, кто хочет попрактиковаться в определенных сферах, координируя их через интернет. Это дает заказчикам доступ к талантливым кадрам по всему миру.
Этим мы в Ackuna , кстати, и занимаемся.
Что такое краудсорсинг в переводческом деле? Это, в первую очередь, асинхронное предоставление переводческой работы целому ряду людей, где все они работают одновременно над одним проектом.
Люди к нам приходят, чтобы улучшить другой язык. Язык улучшится, если им заниматься. А чтобы им заниматься, нужно стараться что-то переводить. Учеба посредством выполнения заданий — перевода маленьких частей текста, в то время когда другие «переводчики» могут проголосовать за лучший перевод. Хороший перевод — плюс! Плохой — ну, вы сами понимаете. Перевод с наибольшим количеством плюсов используется в окончательной версии.
Итак, в современном мире крауд-технологии стали мощным аккумулятором ресурсов, которые предприниматели могут применять на благо своих проектов. С их помощью запустить свой стартап может действительно любой человек, и это действительно замечательно. Кто знает – может, именно в это время в одном из российских общежитий на Boomstarter «заливают» новый Uber?..
А вы уже использовали крауд-технологии в своих проектах? Поделитесь опытом в комментариях!
Автор: Ackuna, Inc.