Как известно, цена товара определяется в первую очередь его себестоимостью, спросом, объёмом предложения и конкуренцией. То же самое можно сказать и о стоимости услуг, в том числе и на телеком-рынке. Сегодня мобильник в кармане — настолько привычная вещь, что многие уже с трудом вспоминают времена, когда он был роскошью, а уж тем более, когда их совсем не было. Да что там, многие даже не застали начало распространения мобильной связи в России. И если мы время от времени умиляемся тому, как громоздко и нелепо выглядели раньше сотовые телефоны, то уж о стоимости самой услуги связи в былые годы задумываются совсем единицы. А ведь когда-то мобильная связь считалась в нашей стране уделом лишь очень обеспеченных людей.
Первые «мобилы» начали появляться в России после распада СССР. В те времена единственным средством связи (голубей и почту рассматривать не будем) были стационарные телефоны и многочисленные таксофоны. Мобильники стоили астрономически дорого, особенно на фоне резкого падения уровня жизни в первой половине 1990-х. Мобильное покрытие было очень маленьким и ограничивалось поначалу лишь небольшими зонами в крупнейших городах страны.
Nokia Mobira MD59-NB2, 3 кг живого веса. По такому телефону в 1991 году был совершён первый в России мобильный вызов
Стоимость самой мобильной связи была просто запредельной — ежемесячные расходы абонентов могли составить не одну зарплату многих россиян (средняя зарплата по России в первой половине 1990-х не превышала $20-30). При этом в те времена не было такой вещи, как мобильный интернет (да и сам интернет, по сути, ещё только развивался). Разнообразие услуг было ограничено лишь голосовой связью и SMS. Как вы понимаете, так шикарно жить могли себе позволить лишь некоторые бизнесмены и «братки». Количество абонентов было столь невелико, что каждый новый клиент заметно влиял на финансовые показатели оператора.
Свято место пусто не бывает, и нишу более доступной мобильной связи заполнили… пейджеры. Конечно, это был компромисс, ведь связь-то получалась односторонней. Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, чтобы позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ.
Естественно, «полноценная» мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые; стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон.
В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи. К слову, в 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же самого оператора. Для сравнения вот тарифы на мобильную связь в 1996 году:
Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь:
- Появились более доступные телефоны стоимостью до $200. В 1997 году доллар стоил около 6 000 руб., среднедушевой доход составлял 940 тыс. руб., прожиточный минимум — 460 тыс. руб. (это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля). Иными словами, «доступный» телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. В январе 1998 года была проведена деноминация, а в августе разразился кризис. На конец года доллар стоил около 20 руб., среднедушевой доход в стране составлял 1000 руб./месяц.
- Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться.
- Активное внедрение GSM-технологии, позволявшей проще и дешевле наращивать абонентскую базу.
В результате цены начали падать не по дням, а по часам. В 1998 году минута разговора стоила около $0,83 (в течение года цена на доллар колебалась от 5,9 до 17,4 руб.), в начале 1999 — $0,55 (доллар был уже 20-25 руб.). А к концу года можно было поговорить уже за $0,18 в минуту (то есть при цене доллара 26,4 руб. на конец года стоимость разговора составляла в среднем 4,7 руб./мин.). Столь резкое падение было связано с тем, что «Билайн» вывел на рынок первый «коробочный» продукт — «Би плюс», стоивший всего $49 (300/1000 руб. до и после кризиса). В него входил очень дешёвый мобильный телефон с симкой и картой предоплаты (абонент получал на счёт $10 (600 руб. до кризиса, 2000 — после)). Это было гораздо дешевле пейджера с подключением. Конкурентная борьба между операторами усилилась.
Именно с конца 1999 года началась широкая экспансия операторов большой тройки в регионы, что в результате привело к сегодняшнему разделению рынка. Одним из инструментов снижения цен стало активное распространение федеральных телефонных номеров, которые были дешевле прямых в обслуживании, а следовательно — и в использовании. Другим важным моментом стало появление тарифов с посекундной тарификацией с самого начала разговора. Ранее операторы сразу снимали деньги за первые две-три минуты.
Удешевление тарифов и телефонов делало мобильную связь всё более доступной. Количество абонентов росло, сотовые сети всё шире охватывали страну. Борьба за абонентов заставляла операторов продолжать снижать цены, хотя уже и куда медленнее. В 2006 году количество SIM-карт в России превысило количество жителей. В том же году операторам законодательно запретили брать с абонентов плату за входящие вызовы.
К 2010 году минута разговора стоила в районе $0,05 (1,5 руб.). В те времена это был самый низкий показатель в Европе. Казалось бы, куда ещё дешевле? Тем не менее, рынок диктовал свои условия. У населения уже столько мобильных телефонов, что прирост абонентов естественным образом замедлился. Многие люди заимели по 2-3 аппарата с симками от разных операторов. А с 1 декабря 2013 года и это стало не столь важно, благодаря принятию закона о переносимости телефонных номеров.
Чтобы отвечать требованиям рынка, операторам приходится регулярно вводить новые тарифы и предложения, менять структуру и условия существующих. К примеру, Yota, запустившая мобильный оператор в широкую коммерческую эксплуатацию менее двух лет назад, регулярно снижает цены на связь. Ранее изменения стоимости пакетов для смартфонов вступили в силу в 39 регионах России, включая Москву и Московскую область. Эти изменения были восприняты клиентами очень позитивно. Предварительно мы оценили потребность пользователей каждого региона и провели необходимые расширения пакетов с учетом потребления клиентов на каждой территории. А с 18 апреля мы снизили цены на услуги для смартфонов в 71 регионе России в среднем на 35%. Максимальное снижение цены в отдельных регионах составило более 70%. Последняя волна изменений пакетов услуг коснулась как новых, так и действующих клиентов Yota в 33 регионах Северо-Запада, Дальнего Востока, Юга. Так что если вам кажется, что вы начали многовато тратить на мобильную связь, зайдите на www.yota.ru — возможно, найдёте там интересное предложение.
Автор: Yota