С самого начала бума массовых открытых онлайн-кусов несколько лет назад, не утихают споры об эффективности такого обучения. Скептики утверждают, что никакие онлайн-курсы не могут сравниться с «настоящей» учёбой на очном отделении университета. Однако до сих пор не было достаточно авторитетных исследований, подтверждающих или опровергающих это утверждение. Теперь такое исследование есть. В сентябрьском номере журнала «International Review of Research in Open and Distance Learning» опубликована работа группы учёных под руководством профессора физики Массачусетского технологического института Дэвида Притчарда, посвящённая детальному исследованию вводного курса по механике сайта EdX и его сравнению с обычными университетскими курсами аналогичного содержания.
Учёные исследовали результаты тестов, которые студенты сдавали до и после прохождения курса EdX, с аналогичными данными по эффективности обычных университетских программ. При этом использовалась методология, которая уже давно и успешно применяется при оценке эффективности традиционного образования. Кроме того, был проведён дополнительный статистический анализ домашних заданий и промежуточных экзаменов во время учёбы.
В среднем студенты показали улучшение уровня знаний по предмету после прохождения курса на 0,31 балла по нормализованной шкале (примерно полтора балла по пятибалльной системе). Это не только не хуже, но даже лучше, чем при традиционном обучении, основанном на лекциях (0,23) хотя, естественно, хуже, чем при инновационных интерактивных методиках обучения, когда студенты активно участвуют в учебном процессе и решают практические задачи совместно с преподавателем (0,48). Таким образом, именно интерактивные практические занятия являются главным преимуществом очного образования, тогда как само по себе посещение университета и личное общение с преподавателями и однокурсниками играет второстепенную роль. Более того, анализ домашних заданий показал, что студенты онлайн-курса справляются с ними существенно лучше, чем первокурсники MIT в стенах университета.
Исследование также выявило, что онлайн-курсы улучшают знание предмета практически независимо от начального уровня студентов — все группы, начиная с тех, кто едва владеет математикой и физикой в пределах школьной программы и заканчивая преподавателями физиками и выпускниками университетов показывают примерно одинаковое относительное улучшение.
Работа профессора Притчарда с коллегами охватывает лишь один из примерно тысячи курсов EdX. Онлайн-курсы могут дать учёным такое количество данных о процессе обучения, о котором при традиционном способе оставалось только мечтать — это не только демографические данные студентов и результаты экзаменов, но и все промежуточные задания, и статистика использования дополнительных материалов, общения в тематических группах, просмотров лекций и т.д. В мае этого года MIT и Гарвард уже опубликовали анонимизированые данные по активности студентов 16 курсов на MITx и HarvardX в 2012-2013 годах. Подобная информация может способствовать дальнейшему улучшению онлайн-обучения и приближению его эффективности к эффективности обучения в малых группах в тесном контакте с преподавателем.
Автор: ilya42