Вступление
В прошлой статье я поделился личными впечатлениями о полученном мною наборе и запрограммировал контроллер демонстрацонным проектом с помощью MT-LINK (так же был предоставлен). Теперь, когда мы детально рассмотрели весь комплект, настало время начать его осваивать.
Для нетерпеливых — итог.
Создаем пустой проект в Keil 5 для К1986ВЕ92QI.
Для начала следует создать чистый проект. Можно конечно использовать демонстрационный проект как основу, но проект с номером «2» так и не запустился, а в проекте «3» почему-то в меню выбора контроллера чистый лист. Это меня как-то насторожило. Проекта с номером «1» нет в принципе.
- 1. Заходим в Project -> New uVision Project…
- 2. Создаем папку для проекта (в пути не должно быть русских букв), пишем имя (так же на английском) и сохраняем.
- 3. Выбираем наш контроллер.
- 4. В появившемся окне просто жмем «Ок». Честно сказать, мне никогда не удавалось настроить проект через этот редактор так, чтобы все скомпилировалось с 1-го раза. Всегда приходилось что-то менять. Чаще всего оказывалось, что проще сделать самому.
- 5. В левом верхнем углу появилось дерево проекта. Теперь нам нужно создать необходимые подкатегории. Для этого по самой верхней папке жмем правой кнопкой мыши и выбираем «Manage Project items…»
- 6. В данном меню 2 раза нажимаем левой кнопкой мыши на папку, название которой хотим изменить и пишем то, что хотим. Опять же, лучше на английском. Для добавления новый папок служит иконка слева от «красного крестика».
Нам понадобятся минимум 4 папки:- 1. Под пользовательские данные (наши файлы).
- 2. Под драйвера LCD (те, что в комплекте).
- 3. Для кода работы с Flash (пока что не имел с ней дело, но все равно добавлю).
- 4. Под SMSIS и подобие SPL.
- 7. После того, как переименовали все папки, жмем «ОК». Каталог должен иметь примерный вид.
- 8. Далее нам нужно достать все эти файлы. Брать мы их будем из рабочего демонстрационного проекта. Кстати. Только сейчас заметил, что проект был написан под keil 2. Это меня немного поразило. Еще одним интересным фактом стало то, что между демонстрационным проектом «2» и «3», судя по информации последнего изменения — прошло 3 месяца. Причем к нашему времени ближе работающий проект. Из него и будем брать файлы (где достать этот демонстрационный проект – сказано в предыдущей статье-обзоре). Скопировать нужно выделенные файлы. Причем main.c (как и любые свои файлы) лучше убрать в отдельную папку. Я для этого создал папку User и туда поместил main.c (его мы изменим и будем базироваться на нем).
- 9. Далее нам нужно часть этих файлов добавить в проект. Сознательно не удаляю ту часть файлов, которую не использую, потому что некоторые важные файлы, хоть и косвенно, но ссылаются на них. Поэтому лучше скопировать все. Весят они не много и проект, если их не использовать, не нагружают. Добавление происходит следующем образом. Щелкаем правой кнопкой по нужной папке в дереве проекта и выбираем «Add Existing Files to Group ‘Имя группы’…».
В открывшемся окне нужно выбрать тип файлов «All files (*.*)». После чего выбрать 1 или выделить несколько файлов.
Добавить нужно:
- 1. В папку User -> «User -> main.c». Это наш самый главный файл. Чуть изменив его, мы начнем писать свой код именно в нем.
- 2. В папку Flash -> «flash -> MilFlash.c». Предполагаю, что здесь хранится библиотека для работы с Flash контроллера. Мне пока без надобности, но так как не мешает – пусть остается.
- 3. В папку LCD -> «mlt -> mlt_lcd.c». А вот тут, как понятно из названия, библиотека работы с LCD, который установлен на плате. С ней мы разберемся в следующей статье.
- 4. В папку SMSIS_and_Drivers -> «Libraries1986BE9x_StdPeriph_Driversrc -> все файлы .c». Тут хранится аналог SPL у STM32. Проще говоря, это «обертки», которые позволяют не вдаваясь в структуру контроллера управлять его периферией (выводы, uart и т.д.).
- 5. В папку SMSIS_and_Drivers -> « LibrariesCMSISCM3DeviceSupport1986BE9xstartuparm -> startup_1986be9x.s». Это файл «стартап». Тут прописаны все «вектора переходов». Иначе говоря, по любому прерыванию (к примеру, нажатие кнопки) контроллер возвращается к этой таблице и смотрит, куда ему перейти, чтобы выполнять код дальше.
- 6. В папку SMSIS_and_Drivers -> «LibrariesCMSISCM3DeviceSupport1986BE9xstartuparm -> system_1986BE9x.c».
Итогом должно стать такое дерево.
- 10. Далее нам нужно немного почистить файл main.c. Для этого кликаем на него щелчком левой мыши в дереве каталога. Удаляем все, кроме оболочки функции main и #include файлов. Должно остаться так.
- 11. Как можно было заметить, около самого верхнего #include файла стоит крестик. Keil просто не видит данного файла. Для того, чтобы исправить это, мы должны указать ему, где ему брать этот файл. Для этого жмем Alt+F7. В открывшемся окне переходим во вкладку C/C++. Маленькое отвлечение. В будущем я часто буду использовать приемы, которые keil не будет понимать по умолчанию. Для того, чтобы исправить это, нужно нажать галочку около надписи «C99 Mode». Это даст возможность писать на более совершенном стандарте языка Си, чем это можно было делать изначально. Далее следует нажать на прямоугольник с «…» внутри. Справа около строчки с подписью «Include Paths».
- 12. В открывшемся окне нажимаем на иконку с прямоугольником, слева от крестика. Это создаст пустую строку. В правом углу созданной строчки жмем на «…». После чего указываем нужную папку, в которой лежат интересующие нас файлы. После этого жмем «ОК». Папка будет добавлена. Необходимо добавить все эти пути. Если вы заметили, то все ссылки кроме одной – относительные. То есть идут от корневого каталога. Но 1 идет начиная от «C:». Это ссылка на сам каталог с проектом. Его тоже следует указать.
Жмем «ОК» и переходим в файл main.c.
Компилируем простейшую программу.
Вставим в функцию main бесконечный цикл с увеличением счетчика на 1. Теперь наш файл должен выглядеть так.
Не забываем о том, что в конце каждого файла должна быть пустая строка. Keil считает это как предупреждение, которое частенько действует на нервы. Конечно компилироваться будет, но сам факт предупреждения – настораживает.
На этом настройка закончена. Мы можем перекомпилировать наш проект нажав F7. Если все прошло хорошо, ты мы увидим это.
Теперь осталось лишь в настройках настроить J-LINK и можно заливать. О том, как его настраивать – было подробно рассказано в предыдущей статье.
Кстати. J-LINK видит чип и без подключения дополнительного питания, а так же позволяет отлаживать чип. Так что внешнее питание не особо нужно. При переходах по строкам кода видно, как мелькает подцветка экрана.
Настраиваем ножку контроллера для работы со светодиодом
Пробежавшись по оглавлению документации, я не увидел ничего про тактирование переферии, поэтому сразу же принялся настраивать ее. Вспоминая обо всех ужасах SPL в плане настройки портов ввода-вывода в STM32, мысль об использовании библиотек, шедших в комплекте, отпала сразу же. Да и не хорошо это, вот так сразу, не успев поиграться с регистрами, прятаться за библиотеками, в которых, кстати, не исключены ошибки.
Для начала поймем, какой именно порт нам нужно настроить. В «Отладочная плата 1986ВЕ92У, К1986ВЕ92QI (MDR32F9Q2I)Печатная плата 1986EvBrd_LQFP64» есть файл 1986EvBrd_64_Rev2.pdf, в котором приведена схема платы. На ней мы можем увидеть, что 2 светодиода подключены к пинам PC0 и PC1. Отлично. Не придется мучиться со смещением.
Очень понравилось, что у Миландра вся информация о линейке чипов в одном документе. В STM32 очень путался в документах… Взглянем на схему порта ввода-вывода. Чем-то отдаленно напоминает схему порта у STM32. Не увидев ничего, что бы бросилось в глаза, идем настраивать регистры.
Так как я не знал, как именно Миландр назвал свои порты, я полез в библиотеку настройки портов. Там увидел следующее.
Ну и чуть выше.
Убедившись, что адрес порта C совпадает с адресом в датащите, я создал новую функцию в файле main.c (Обязательно выше функции main! Иначе придется описывать прототипы функции в .h файле. А это лишние пока что заморочки.).
Начинаю писать PORTC-> (по привычке), зажимаю ctrl+пробел и вижу следующее.
Вот это уже знакомая картина. Очень обрадовался. Далее начал смотреть, какие регистры нужно изменить.
Нам нужен светодиод на порту «0», так что можем записать: PORTC->RXTX |= 1;
Этим мы переводим 0-й бит порта в 1. Тем самым зажигая диод на порту 0. Но перед его включением стоит его настроить…
Так что данное действие выполняем в последнюю очередь, а перед.
У нас выход, так что: PORTC->OE |= 1;
Оставляем без изменений, так как по умолчанию везде нули.
А вот тут нам нужен цифровой: PORTC->ANALOG |= 1;
Подтяжка нам не нужна, так что, пропускаем.
Ну и это нам тоже не надо…
А вот тут нам нужно выбрать скорость. По умолчанию – все. Выбираем медленный фронт. Для светодиода его вполне хватит: PORTC->PWR |= 1;
Ну и последний регистр. Вообще неведомая для меня ранее вещь. С этим еще предстоит разобраться.
Ну вот, с настройкой мы закончили. НО, если мы сейчас зашьем этот код, то у нас ничего не заработает. Я долго пытался понять, в чем проблема, пока еще раз внимательно не прочитал про систему тактирования. В разделе о портах нет ни слова о тактировании. Зато есть отдельная глава, в которой написано, как и что нужно тактировать. Зашел туда и увидел следующее.
Нам нужны порты. Это вполне подходит под описание «периферийные блоки». Ищем этот регистр и вот.
Оставалось только понять, как в keil называется этот регистр. Так как в библиотеках толком ничего не нашел, то пошел подбором. В итоге выяснилось, что он именуется RST_CLK. Ну а дальше нам нужно лишь записать «1» в нужный блок.
RST_CLK->PER_CLOCK |=(1<<23);
На «PER_CLOCK» вышел случайно. Когда написал «RST_CLK» нажал ctrl+пробел и после появления списка, «p». После выбрал подходящий вариант.
В итоге получился такой код.
Код компилируется и мы получаем.
Русские комментарии в keil 5
Сейчас стоит расставить комментарии по коду, но на русском этого сделать не получается. Выходят непонятные символы, для того, чтобы можно было писать русский комментарии, нужно зайти Edit -> Configuration.
И там сменить кодировку, как показано на рисунке. После чего нажать «ОК».
Мигаем светодиодом
Теперь напишем код, который будет с помощью цикла мигать светодиодом.
Зашиваем и радуемся! Скорость взята по опыту мигания светодиодом на STM32. Светодиод мигает с частотой примерно раз в секунду.
Все. Вроде бы ничего не упустил. Советую этот проект сразу же заархивировать. Чтобы потом использовать как заготовку.
Еще раз напоминаю. В настройках проекта есть одна ссылка к директории проекта относительно «C:». Так что проект будет работать лишь по тому же пути, что и в статье. Вы легко можете сменить путь и свободно пользоваться.
Автор: Vadimatorikda