Вы никогда не думали о звуках, которые издает ваш компьютер, когда приходит сообщение, садится батарея или появляется напоминание о встрече? А вот Мэттью Беннетт думал. Много думал.
Беннетт сочинил, исполнил и обработал более 900 версий звука оповещения календаря Windows 10, прежде чем выбрал идеальную.
«Это было долго, зато хорошо получилось», — вспоминал Беннетт, пожав плечами, во время недавнего визита в свою студию звукозаписи в Редмонде. В звукоизолированной комнате, освещенной свечами, расположены микшер, несколько высококачественных студийных мониторов и больших ЖК-экранов, а в центре — полнооктавная клавиатура синтезатора.
Как композитор и звукорежиссер, работающий над многими приложениями и устройствами Microsoft, Беннетт уже 15 лет играет важную роль в звуковом дизайне компании. У него твердые убеждения и сложившаяся философия относительно звука, и он отлично владеет профессиональной терминологией для обсуждения этих вопросов.
Эта статья на нашем сайте.
Обобщая свою роль, он размышляет: «Наша ответственность перед потребителями заключается прежде всего в том, чтобы не наносить вреда. Создавать звуки, которые не режут ухо и не раздражают. Кроме того, звук должен быть функциональным и красивым. Красота и функциональность идут рука об руку. Чем красивее звук, тем позитивнее он будет влиять на общее ощущение от продукта, которое мы хотим вызывать у людей».
Беннетт говорит, что целый год вместе с четырьмя помощниками делал семейство звуков для Windows 10, чтобы довести свою работу до совершенства. «Я как безумный перебирал эти звуки. Меня немного смущает, сколько времени это заняло. Я зациклен на контроле».
53-летний Беннетт, поклонник джаза, играющий на клавишных и интересующийся западноафриканской музыкой, имеет степень магистра в области музыкальной этнографии — науки о социальных и культурных аспектах музыки. В начале 2000-х он на 10 лет ушел из Microsoft и работал композитором-фрилансером, создавал звуковой дизайн и писал музыку.
За это время он записал несколько саундтреков для фильмов и компаний из списка Fortune 500, но в конце концов эта работа перестала его удовлетворять.
В поисках нового вдохновения он бросил композиторство и начал изучать средневековое пение и музыку Западной Африки, Индии, Ближнего Востока и Индонезии. Постепенно начав писать снова, он стремился создать персональный музыкальный язык — «звуковой мир, с которым я мог бы жить», как он сам это описывает. Приведенные примеры показывают результаты этих поисков.
Вернувшись в Microsoft, Беннетт с головой ушел в работу. Теперь его творения можно услышать не только в Windows, но и в операционной системе Xbox, а также в приложениях и других продуктах, таких как Office, Кортана и Skype. Он создает звуковой ландшафт, который должен унифицировать звуковой профиль Microsoft, так же как разработчики дизайна пользовательского интерфейса стремятся добиться визуальной и функциональной последовательности во всех продуктах компании.
Мы хотим добиться гармонии между устройствами и чувствами
Кроме этого, Microsoft создала среду разработки Fluent Sound and Sensory Design, чтобы влиять на звуки, используемые вне компании.
«С помощью звуков мы формируем ритм и эмоциональную структуру пользовательского интерфейса, — говорит Беннетт. — Звуки становятся элементами, которые согласуются с другими ощущениями пользователей — от касаний, графической текстуры и динамики. Мы меняем отношение к звуковому дизайну в Microsoft, и, надеюсь, за пределами Microsoft. Мы хотим добиться гармонии между устройствами и чувствами».
Рик Сенешаль, архитектор медийных решений Microsoft, работает с Беннеттом уже 20 лет. Сенешаль руководит международной музыкальной службой, которая каждый год подбирает около 4000 композиций для мероприятий, видео, подкастов и продуктов разных компаний и агентств.
Сенешаль говорит, что Беннетт не торопится и очень разборчив.
«Мэттью — самый сфокусированный человек, с которым я когда-либо работал, — говорит Сенешаль. — Он может бесконечно уточнять и совершенствовать то, над чем работает. Он обладает глубоким и широким видением своей области и очень хорошо все обдумывает. Он не просто создает звуки и говорит: «Да, звучит неплохо». За звуками и текстурами, которые он создает, стоят логика и разум»
За звуками и текстурами, которые он создает, стоят логика и разум
Беннетт сразу сказал, чем не являются звуки от Microsoft.
«Это не звуковые эффекты, не игровые звуки, не какофония вроде гудков, воя собак и рева труб, не футуристические звуки, не заполняющая все вокруг музыка, не речь и не сигналы тревоги, — говорит он. — Мы не записываем фрагменты звучания настоящих инструментов, таких как конга, лютня или скрипка, потому что они могут перенести вас в определенное культурное место и время, а иногда и в ваше собственное прошлое, и отвлечь вас от того, чем вы занимаетесь».
Он не называет бренды, но говорит, что звуки от крупных производителей смартфонов совершенно не продуманы в этом отношении.
«Послушайте все эти рингтоны. Вы слышали, чтобы хотя бы один из них использовался в реальной жизни?» Версия By the Sea в цифровой обработке, арпеджированные минорные гитарные аккорды, синтезированное пение птиц с драматическим оттенком. «Поначалу они забавляют, и лет 15 назад, возможно, были бы интересны, но в наши дни они оставляют желать лучшего».
Беннетт отмечает, что звуки в старых версиях Windows значительно отличались от тех, что появились в Windows 10. Во-первых, их было намного больше. «Триумфальные звуки, обозначающие успешную загрузку, больше не нужны, — говорит он. — Почему мы должны праздновать, когда компьютер включается? Сейчас мы уже должны принимать это как должное, что, в общем-то, мы и делаем».
Сегодняшние звуки гораздо короче. Прежние звуки, такие как сигнал выключения в Windows NT Workstation 4.0 (1996 год), могли длиться до 8 секунд — бесконечность по сегодняшним стандартам, требующим менее навязчивых звуков, измеряемых долями секунды. Звуки запуска системы, как и звуки отключения, ушли в прошлое и теперь считаются очередным ненужным источником технологического шумового загрязнения.
Мэттью Беннетт в студии Microsoft Production Studios со звукооператором Дэном Шареттом.
Современные звуки далеко не так грандиозны, как их предшественники. Звук запуска в Windows 2000 длился почти 12 секунд: казалось, что взлетает эскадрилья истребителей, после чего вступают переливающиеся маримбы. «Сегодня мы используем максимально органичные, спокойные, тихие и ненавязчивые звуки, — говорит Беннетт. — Мы создаем звук, помня о тишине».
Исчезли звуки, которые специалисты называют скевоморфными: копирующие звучание реальных объектов, например, скомканной бумаги при удалении документа или клавиш пишущей машинки при наборе текста.
«Такие звуки помогали людям познакомиться с новыми технологиями, но они больше не нужны, они уже не несут никакой пользы. Теперь это просто бессмысленные побрякушки», — говорит Беннетт.
В сегодняшнем минималистичном дизайне бессмысленные звуки не приветствуются.
«В мире визуального дизайна около пяти лет назад началось отсечение всего лишнего, например, теней, широких рамок, эффектов освещения и больших шрифтов, — добавляет Беннетт. — В звуковом дизайне происходит то же самое».
Мы создаем звук, помня о тишине
В Windows 7 было примерно 40 звуков. В Windows 10 — около восьми, хотя старые звуки оставлены «по непонятным техническим причинам». Беннетт говорит: «Когда я начинал, было семь разных звуков для сообщений об ошибках, и никто не знал, что они означают. Не было никаких четких правил ни для партнеров, ни для нас самих. Мы избавились от всех этих звуков и заменили их двумя: один для некритичных ошибок, другой для более важных».
В работе Беннетту помогает сравнение интонационных контуров — изменяющихся по высоте голосов людей, произносящих одно и то же на разных языках. Вопрос Ready to go? произносится с почти одинаковым изменением высоты на английском, французском, японском, китайском, испанском и русском языках: «Вверх, вниз, вниз, резко вверх».
Беннетт воплотил такую интонацию музыкальными средствами, и у него получился звук длительностью 2,5 секунды, который можно услышать при появлении оповещения календаря Windows 10. Это один из тех звуков, которыми он гордится.
Интонационные контуры можно услышать и в мелодии нового сообщения (фраза «Message for you!» — «Вам сообщение!»), и в мелодии общего оповещения («Everything’s good» — «Все хорошо»).
Беннетт считает, что звуки операционной системы должны учитывать особенности тех действий, с которыми они связаны. Например, сообщения в мессенджере обычно требуют более срочного ответа, чем электронные письма, поэтому в Windows 10 звук получения сообщения в мессенджере, по словам Беннетта, «более напряженный и больше побуждает пользователя к действию». При получении нового письма «вы все еще хотите знать, что что-то пришло, но звук более спокойный».
Называет ли он свои творения музыкой?
«Они подобны музыке в том смысле, что в них есть мелодия, ритм и гармония, — говорит Беннетт. — Они звучат богато и музыкально, не будучи музыкой как таковой. Мы не хотим, чтобы пользователи представляли себе музыканта, исполняющего электронную музыку и вкладывающего в нее какие-то эмоции, как в Windows 8. Тогда это было большим шагом вперед по сравнению с Windows 7, но еще не зрелостью. А теперь, хотя звуковой стиль остается электронным, вам уже не кажется, что внутри компьютера сидит человечек. И при этом у компьютера чувствуется душа, и только в моменты звуков он как бы оживает. Это одна из наших главных идей».
Музыкальные концепции, безусловно, играют важную роль в работе Беннетта.
«В мелодии сообщения об ошибке используется минорный нонаккорд (m9), из-за чего она немного диссонирует и как бы говорит: на эти слова действительно надо обратить внимание», — объясняет он.
Лишь немногие ИТ-компании привлекают к работе композиторов-звукорежиссеров, таких как Беннетт. Не существует профессионального объединения или большой группы специалистов-единомышленников, которые общались бы и обсуждали актуальные вопросы.
«Звуковой дизайн немного отстает от промышленного, аппаратного и графического, — говорит Беннетт. — У звукорежиссеров нет тесной связи с группами, занимающимися дизайном продуктов, кроме игр. Microsoft стала одной из первых компаний, подключивших звукорежиссера к прямой работе с продуктами».
Беннетт считает, что звуковой дизайн должен влиять не только на Microsoft и другие ИТ-компании, но и на весь мир в целом. 9 февраля 2018 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья, в которой говорилось о какофонии, создаваемой вездесущими современными электронными устройствами: «Грохочущие, требующие внимания, неорганичные шумы становятся нормой; отвлекающие звуковые сигналы вырабатывают у нас рефлексы, как у собаки Павлова».
Беннетт слышит это.
Мэттью Беннетт в студии Microsoft Production Studios
«Одни только звуки Windows звучат сотни миллионов раз в день, — говорит он. — Это много звуков, и они влияют на жизнь многих людей, даже если длятся меньше секунды. Они влияют на настроение и самочувствие и могут нести пользу или вред».
Всемирная организация здравоохранения признала, что неожиданные громкие звуки могут вызывать в организме опасные скачки кортизола. К тому же лишние звуки и чрезмерная громкость — это одна из форм шумового загрязнения.
«В тропическом лесу много звуков, несущих информацию — птичьи трели и шум ветра. Но это органичные звуки, которые легко воспринимаются. Это мощная метафора, показывающая, как мы должны относиться к звуковому дизайну».
К концу нашего разговора я признался Мэттью, что на своих компьютерах с Windows отключаю системные звуки с 1990 года или около того. По-моему, они не нужны и лишь раздражают.
Я спросил его, потерял ли я что-то от этого — быть может, остались незамеченными какие-то неочевидные аспекты работы с операционной системой?
Он ответил: «Звук может добавить глубины и красоты во взаимодействие. Мы хотим сказать людям, что теперь можно снова включать звуки. Мы будем почтительны, не будем будить ваших детей, не будем нарушать тишину, когда вы в библиотеке или на встрече. Это больше не случайный шум. Это несколько тщательно отобранных звуков, которые будут органично звучать в вашем окружении».
Мягкое напоминание (вместо послесловия)
Мэттью Беннетт о создании звука оповещения календаря Windows 10
Многих людей раздражают звуки, которые издают их календари, ведь каждый такой звук означает, что нужно что-то делать. Кто-то даже считает, что эти звуки похожи на пожарную сигнализацию, из-за которой нужно куда-то бежать, но не один раз, а целый день. Мы хотели, чтобы звук оповещения был достаточно бодрящим, но не вызывал беспокойства. Нам нужно было найти правильное количество оптимизма и энергии, побуждающее к действию, но без переживания по этому поводу.
Такой звук должен быть слышен на небольшой громкости, и при этом должен скорее ощущаться, чем слышаться. Если прислушаться, можно понять, что это семь тонов с равными интервалами. Мелодия начинается очень тихо и плавно, а длится достаточно долго для пользовательского интерфейса — 2,5 секунды. Но при обычной громкости вы в действительности услышите не больше половины, потому что первые три тона едва слышны. Они звучат как дыхание, как музыкальный намек, сообщающий о том, что сейчас что-то произойдет. После этого громкость увеличивается и звук становится более слышимым. В конце идет затухающая реверберация, какую можно услышать, находясь вдалеке от источника звука.
Это длительный звук, но очень открытый. Он вызывает достаточно долгое, но не беспокоящее ощущение. Он легкий, приятный и красивый.
Через наушники или динамики с хорошим разделением стереоканалов можно услышать движение слева направо. Звучит очень убедительно и естественно.
Этот цельный звук состоит из нескольких слоев: есть передний, средний и задний планы. На переднем плане — электронные щипковые и тональные перкуссионные звуки. Они не напоминают настоящие музыкальные инструменты, но и не кажутся совершенно чуждыми. Их не записывали, а смоделировали с помощью цифровых технологий.
В этой короткой мелодии (как и во многих других из Windows 10) ощущается триоль. Все те мелодии, которые кажутся самыми гармоничными и успокаивающими, имеют в своей основе триольный ритм, к которому мы так привыкли за долгие годы.
Мы стараемся, чтобы наши звуки не напоминали ни компьютерную программу, ни человека. Они должны быть утонченными и естественными. Как дыхание нашей операционной системы. Без этих звуков в ней не было бы такого ощущения гармонии.
Фото: Брайан Смэйл (Brian Smale) / Microsoft
Автор: Лев Буланов