Распродажа активов одной из самых старых интернет-компаний в мире Yahoo! так же далека от финала, как и в сентябре 2011 года, когда впервые начались разговоры о продаже бизнеса компании, если не считать попытки поглощения со стороны Microsoft, которая произошла еще в 2008 году. В отношении Yahoo! в настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация, при которой цена акций компании на бирже упала ниже стоимости принадлежащих ей активов.
Как пишет The Wall Streat Journal, капитализация Yahoo! сейчас составляет $34,1 млрд, при том, что принадлежащие ей 15% акций Alibaba стоят около $32 млрд, еще $8,5 млрд стоит доля в «дочке» Yahoo Japan, плюс $5,9 млрд в наличных деньгах и кратковременных инвестициях.
На продажу выставлен «основной» бизнес Yahoo!, который включает сайт Yahoo.com, где находится поиск, новостной агрегатор и проч, несколько тысяч патентов, включая технологии поискового движка компании, общей стоимостью более $1 млрд. Также компании принадлежит блог-платформа Tumblr, купленный в 2013 году за 1, 1 млрд, и фотохостинг Flickr, купленный в 2015 году, а также ряд более мелких активов. СМИ называют разную оценку основного бизнеса Yahoo!, диапазон составляет примерно от $3 до $10 млрд.
История с продажей Yahoo! стала для всего рынка иллюстрацией проблем «старой» американской модели корпоративного управления, когда среди акционеров ни у кого нет явного преимущества — небольшие пакеты акций принадлежат сотням крупнейших мировых компаний и инвестфондов и борьба за власть идет в основном между миноритарными инвесторами и наемным менеджментом. С этой проблемой Yahoo! столкнулся еще в 2008 году, когда «профессиональный миноритарий» Карл Айкан развернул целую военную кампанию против менеджмента, требуя как можно скорее продать компанию Microsift. Появившиеся существенно позднее конкурирующие компании, например Facebook, просто не стали отдавать власть миноритариям, сохранив контроль в руках основателей и избежав схожих проблем.
Как пишет журнал Fortune, сейчас в борьбе за активы Yahoo! участвует более 40 крупнейших мировых компаний включая: Microsoft, Google, компанию Уорена Баффета Berkshire Hathaway (через аффилированные структуры), крупнейших американских телеком-операторов Verizon Communications и AT&T, японский конгломерат SoftBank и проч.
Основными приверженцами идеи продажи являются миноритарии, которых возглавляет компания Starboard Value, сменившая в этой роли структуры Карла Айкана. Starboard Value, хедж-фонд с общим объемом портфеля около $3 млрд, объявил о том, что приобрел «существенный» пакет в Yahoo! осенью 2013 года. Starboard Value специализируется на том, что приобретает пакеты в недооцененных по ее мнению компаниях, с помощью других недовольных акционеров продвигает своих кандидатов в советы директоров и пытается лоббировать решения, выгодные с ее точки зрения. Среди ее прошлых «жертв» — компания AOL, широко известная в США сеть магазинов Macy’s и еще несколько десятков крупных компаний.
Согласно одной из наиболее популярных на рынке теорий, ее озвучивает журнал Fortune, нынешний президент Yahoo! Марисса Майер просто саботирует сделку, чтобы не дать Starboard Value запустить распродажу активов как они это планируют. Журнал приводит мнение участников рынка, которые утверждают, что менеджмент Yahoo! намеренно усложняет процесс участия в распродаже активов компании в результате чего большинство из названных СМИ кандидатов до сих пор не ознакомились с документами о возможных условиях сделки. По официальной версии, компания собрала специальную комиссию из независимых экспертов среди которых представители Goldman Sachs и J.P. Morgan для того, чтобы выработать оптимальный сценарий продажи активов компании и исключить возможность недружественного поглощения.
По версии источников журнала, Майер использует рычаги корпоративной бюрократии, чтобы сделать любые попытки поглощения в принципе невозможными. Согласно этой версии, глава компании хочет затянуть процесс продажи, чтобы успеть провести реструктуризацию бизнеса, сократить отставание от ключевых конкурентов, в том числе Facebook и Google, в том числе и за счет поглощения перспективных интернет-компаний, и вернуться к вопросу о продаже активов уже с позиций победителя.
Пока Марисса Майер и ее коллеги внешне демонстрируют оптимизм по поводу перспектив продажи компании, так 19 апреля этого года Майер на конференции по объявлению очередных неутешительных финансовых результатов сказала, что продажа компании «остается для нее ключевым приоритетом» и обсуждение этого вопроса ведется с «ключевыми игроками». 29 мая финансовый директор компании Кен Голдман добавил «все идет, как мне кажется, очень, очень, неплохо».