Мы много раз слышали: «Сидите вы тут в своем Томске и не знаете, что творится на передовой. Вот приедете в Кремниевую Долину — вам откроют глаза на мир». Раз говорят, нужно ехать. Мы запланировали поездку на январь одновременно с открытием бета-версии нашего сервиса. Чуть менее, чем через два месяца мы вернулись в Россию.
И действительно, мы открыли для себя много нового. Самым интересным открытием было то, что сегодня Кремниевая Долина — это долина CEO, маркетологов, менеджеров, и кого угодно, но только не разработчиков. Для нас это было большим преимуществом, ведь мы технари. Мы даже умеем вставлять видео в WordPress.
Со звуком проблема, рекомендуем его отключить. Зато Долина неплохо вышла.
Все лучшие и просто хорошие специалисты завербованы в Google, Facebook, DropBox, LinkedIn и еще сотню топовых компаний. Там им обеспечены максимально комфортные условия по всем критериям. При этом зарплата для большинства инженеров — далеко не самый главный мотиватор, хотя низкими зарплаты тоже не назовешь. В большой степени такая ситуация относится именно к web-разработчикам.
В результате простые компании без громкого имени, глобальной миссии и хороших финансовых возможностей хорошего разработчика найти не могут. Зарплата начинающего web-специалиста приближается к $100 тыс. в год, при условии что ему понравится ваш коллектив и проект покажется интересным.
Всем, кто собирается в Калифорнию: не пишите у себя в LinkedIn CEO или что-то в этом духе. Тут четыре CEO в одной коммуналке живет. Напишите просто «web-developer» или просто «Python». И будет вам счастье.
Чтобы приехать в Долину, не нужно спецприглашение
До нашей поездки мы читали много статей про то, как очередной стартап приехал в Долину на конференцию или выиграл серьезный конкурс и тому подобное. Конкурсов мы никаких не выигрывали, а побывать там очень хотели. Поэтому, не мудрствуя, мы сделали визы, купили билеты и, как говорил Гагарин, поехали. Хотя, как и он, на самом деле мы полетели.
Визу B1/B2 можно самостоятельно получить, не зная никого в США. Приглашение можно сделать практически от любой компании, все равно в посольстве этого проверять не станут, потому что дорого. Бюрократия и в Америке бюрократия, а основная ее концепция в близкой к нулю скорости движения информации.
Реально важна хорошая подготовка к собеседованию. Все ответы должны быть логичными и непротиворечивыми, взгляд честным и невинным. Требование, по сути, одно: нельзя, чтобы консул догадался принял вас за потенциального эмигранта. Более детальные советы в избытке предоставляют Гугл и Яндекс.
Есть еще политическая сторона вопроса, на которую мы с вами влиять не можем: иногда америкосы «обижаются» (впрочем, есть за что) и начинают отказывать всем подряд.
Удивительный Витя
Жили мы в основном у друзей. Один из них работает в известной на хабре конторе, реализует на Cuda быстрое преобразование Фурье. Компания снимает ему двухкомнатный номер в Hilton. И хотя в это сложно поверить, девок он туда не водит. Впрочем, не так уж это и удивительно, потому что в Долине никаких девок практически нет. Один раз мы посетили местную дискотеку/тусовку: две скромных китаянки на 20 стеснительных парней.
Если друзей у вас в тех краях пока нет, это нестрашно. Квартиру в самой Долине можно быстро снять за $1300 в месяц, чуть дешевле жилье в Сан-Франциcко. Нормальный хостел в центре Сан-Франциско стоит 25 долларов в сутки.
Добрая Ангелика
Нам было интересно попробовать услуги легендарных силиконовых эдвайзеров. Мы решили улучшить наши презентации, договорившись о консультациях ($125 в час) с Ангеликой Блендстроп. Уже на второй встрече выяснилось, что Ангелика нуждается в помощи по своему сайту (технические мелочи типа вставки embed-видео). Третью консультацию мы получили бартером: первый час Ангелика помогала нам, а второй час — мы ей. Ангелика многому нас научила, особенно по части коммуникации в местной культуре. Кроме того, мисс Блендстроп представила наш проект одному из инвестиционных фондов, что вылилось в ценный контакт. Нельзя не отметить ее личные качества: Ангелика компетентный специалист, добрый и отзывчивый человек.
Инвесторы с Фэйсбука
Найти инвестора в этой поездке мы не планировали. Но хотели с кем-то из них пообщаться, чтобы лучше понять, что нам нужно будет сделать в будущем, чтобы через три месяца разговор закончился сделкой. Мы сходили на пару инвест-тусовок. Инвесторы и представители инвест-фондов всегда обрастали очередью стартаперов, которые горели желанием им что-то рассказать. В очередях стоять нам скучно с детства, поэтому мы просто тусовались и пили бесплатную колу.
Мы решили попробовать связаться с инвесторами через социальные сети. Мы просматривали интервью, читали статьи, и выбирали самых интересных, близких нам по духу инвесторов. Потом писали им сообщение в Фейсбуке, Линкедине или Твитттере. Откликались, конечно, не все, но достаточно. После каждой встречи мы получали столько новой информации, что ее только неделю нужно было переваривать. В общем, рекомендуем смелее писать людям напрямую. В Калифорнии люди очень открыты к общению. Сейчас мы понимаем, что и в России можно особо не стесняться. Видимо, нужно было поехать на другую сторону земного шара, чтобы это понять.
Земляк из Evernote
Нам нравится Evernote своим дизайном, идеологией и, главное, мы давно пользуемся им сами. Поэтому было интересно с ними пообщаться. Мы искали контакт с Evernote среди всех своих знакомых. В итоге через цепочку из 8 человек нам удалось встретиться с Дмитрием, одним из основателей компании.
Дмитрий подарил нам пару футболок с их логотипом, рассказал много интересного про рынки Китая, Японии и России. Кратко перескажу его рассказ своими словами:
- в Японии готовы пробовать новое и делают самостоятельно. То есть ваш сервис может стать популярным в Японии без продвижения, пользователи могут придти сами.
- китайский рынок почти бесконечно велик, но под жесткой цензурой. Делиться информацией нужно осторожно. По сути, любой сервис, желающий работать на китайском рынке, должен создать свою отдельную китайскую
подделкуверсию. - Россия. Умом ее не понять: рынок большой, но при этом маленький. Нашим пользователям нужны самые простые базовые вещи: интернет-магазин, поиск, новости, общение. Поэтому сервисы с новым функционалом лучше обкатывать на других рынках.
В общем у нас сложилось ощущение, что из-за русских корней менеджеры Evernote чувствуют что-то вроде отвественности за своих соотечественников: несмотря на то, что нашей идеей Дмитрий не загорелся, пообщались мы душевно и с толком.
Хипстерский Google
За три месяца до приезда в Долину мы начали переписку с Кристианом, руководителем проекта по закрытию Google Wave (проект называется Walkaround). Кристиан провел экскурсию по офису Google в Маунтин-Вью.
Создалось впечатление, что в Долине проходит конкурс на самый стильный и уютный офис, и Гугл решил опять всех победить. Воздух наполнен быстрым и беспарольно доступным Wi-Fi. Еда вкусная, представлены все основные кухни мира, да еще и бесплатно. Есть на что посмотреть-полюбоваться: много скульптур и занимательных инсталляций, прикольные горки для инфантильных. Вокруг офиса бегают живые зайцы.
Скетч, передающий атмосферу: по офису идет дамочка с открытым ноутом и с пуделем на поводке. Нужно отметить, что не все компании в долине такие. Были мы и в нескольких «конторах», от которых так и веет корпоративщиной.
Силиконовый инвайт
Читатели из Томска! В воскресенье (18 марта) в 15:00 по местному времени приглашем всех в спорт-бар BetCourt на Ленина, 174. Мероприятие проводится Rizzoma совместно с экспертами по SCRUM из РосБизнесДизайна. Каждому специалисту по JavaScript — кружка пивка для рывка бесплатно. Читатели из других городов мира, имеющие телепорт, тоже приглашены.
Автор: ddespot