Краткий перечень «граблей» и не совсем очевидных истин, с которыми мне пришлось столкнуться за почти 12 лет удаленной работы техническим и научным журналистом.
Советы фрилансерам* обычно фокусируются на проблеме прокастинации и организации учета задач. Не спорю, самоорганизация вообще и, тем более, самоорганизация вне офисного пространства – тема важная, но далеко не единственная, которую следует принимать во внимание, решаясь уйти на «вольные хлеба».
* Здесь и далее я употребляю определение «фрилансер», хотя не очень люблю ассоциировать себя с этим понятием. Фрилансер воспринимается рынком, как разовый исполнитель, временщик. А моя статья – о постоянной удаленной работе.
Нужна правильная мотивация
Нельзя построить удачную карьеру, мечтая заменить скучный офис на якобы «пляжную» работу с ноутбука через Интернет (вспоминаем классический штамп). Перед тем, как заработать имя и позволить себе иногда работать не целый день, а несколько часов в сутки над действительно интересными задачами, придется довольно долго «пахать» по 12 и более часов, порой сожалея о впустую потраченном времени. Посему мотивация не должна строиться на замысле «как не работать». Работу, как ни странно, надо любить и желать. Это и в офисе очень помогает, а в удаленном режиме – просто необходимо.
Но вовсе не обязательно заставлять себя стремиться к невозможному, придумывая экзотические мотивационные слоганы. Можно найти вдохновение и в банальном. В моем случае сработало (и продолжает работать) понимание, что ни за какие коврижки я не хочу провести остаток жизни в офисе. Возможно, причиной такого решения стала моя первая «офисная» работа – оператор умирающей тогда пейджинговой связи. Честно говоря, платили там копейки, так что в коллективе преобладали женщины пенсионного возраста и молоденькие мамы без образования. От неимения нормальных собеседников за месяц работы я прочла от корки до корки книгу про LaTeX (систему оформления научных публикаций… тогда подобные знания пришлись очень в тему), а под конец – просто уволилась. Позже я работала в более удачных коллективах, но курс на удаленку уже был задан.
Специализация – и благо, и зло, но она необходима
Мой опыт работы на рынке «свободных художников» свидетельствует о том, что заработать сколько-нибудь ощутимые деньги можно, только имея узкую специализацию. Чем шире сегмент рынка, где вы работаете, тем больше там игроков и, соответственно, ниже цены. Чтобы называть свои цены, необходимо сформулировать некую востребованную рынком, но уникальную услугу, которую конкуренты не потянут. Это снизит потенциальный объем рынка, но при правильном позиционировании практически уберет конкуренцию.
Проблема в том, что перед тем как начать зарабатывать, это самое направление деятельности необходимо осознанно выбрать. К примеру, решить, что следует продолжать деятельность в роли исключительно «технического писателя» для ТЗ к мобильным приложениям. И, несмотря на глубокое знание рынка, такой «осознанный выбор» почти всегда будет «тычком пальцем в небо», ибо всего учесть невозможно. Фактически, это лотерея, где ставки – успех или провал карьеры. Та же проблема, кстати, у производителей гаджетов, да и у малого/среднего бизнеса. Хочешь спроса – придумай уникальную «фишку» и будь готов к тому, что она может «не выстрелить». Чем дальше «фишка» уводит продукт от уже освоенного рынка, тем больше возможные прибыли (а заодно и риски убытков).
Моя текущая специализация – технический журналист в области телекоммуникаций и ИТ-бизнеса — некий результат сотен маленьких шагов, на которые чаще всего толкали обстоятельства, а не собственноручно сформулированный «карьерный план». То текущий заказчик попросит освоить «смежное» поле деятельности, то случайно предложат близкий по роду деятельности (и, самое главное, интересный мне лично) проект. Осознанно, тем более 12 или даже 10 лет назад, я бы к такому самопозиционированию себя вряд ли пришла. Так уж сложилось…
Стабильный доход дают только постоянные прямые клиенты, но активные продажи никто не отменял
Биржи фриланса, обеспечивающие поток заказов, — это хорошо. Но минимального уровня финансовой стабильности можно добиться, только получив клиентов «на обслуживание» (которым необходим некий объем работы в месяц). Лучше, чтобы заказчики были прямыми, это защитит от непредсказуемой политики развития бирж заказов (а заодно от их глюков).
Подборка хороших заказчиков нарабатывается годами, и при неудачном стечении экономических обстоятельств теряется за пару месяцев. Так что в каком-то смысле это тоже риск, как и обсуждавшийся выше выбор специализации. Чтобы уменьшить риск остаться у разбитого корыта, поиском клиентов стоит заниматься непрерывно, т.е. переговоры с новыми заказчиками и постоянные попытки «продать себя» — это не разовый процесс, а неотъемлемая часть работы фрилансера.
«Активные продажи» отнимают время, которое иногда очень хочется потратить на что-то оплачиваемое. Но это один из способов инвестиций в будущее, к слову, как и самообразование.
«Яйца в разных корзинах» — многогранная концепция для организации всей работы
Как известно, все яйца нельзя держать в одной корзине. Это значит, что лучше иметь несколько разных клиентов, оплачивающих услуги в разных валютах и по разным принципам, на разные счета. Еще лучше, когда у них различается задержка оплаты (время, которое проходит с момента сдачи работы до фактического получения денег на счет).
Принцип хорошо работает и в заполнении заказами доступного времени. Лучше иметь разнородные заказы, требующие немного разных навыков и допускающие те или иные вольности в ходе исполнения (что-то можно сделать в дороге, а что-то – нельзя; одна работа допускает фоновые шумы, другая – нет и т.п.; в одном случае нужно постоянное подключение к интернету, в другом — нет).
Все это сложно строить и учитывать, но в сложные времена вы скажете себе спасибо за такую предусмотрительность.
«Бесплатное» тоже приносит доход, но редко
Практически любой специалист сталкивается с просьбами от друзей и знакомых «быстренько посмотреть кое-чего». Системные администраторы лечат от вирусов компьютеры родственников, дизайнеры рисуют поздравительные открытки и т.п. Традиционное мнение фрилансера – «надо изначально поставить себя так, чтобы бесплатной работы не сваливалось», т.е. работать исключительно за деньги. Но не все, что делается бесплатно, не приносит в итоге никакого дохода. Иногда таким образом и приходят хорошие клиенты.
Правда, ломать голову, оценивая возможные перспективы, тоже бесполезно. Как и с выбором специализации, тут слишком много факторов, учесть которые невозможно. Путь, который выбрала я, — жестко зафиксировать долю «бесплатной» работы в общем объеме (в часах), и выбирать только то, что вызывает личный интерес.
Уважительных причин для нарушения договоренностей меньше, чем кажется
Фрилансеров не любят за то, что они часто затягивают проекты или исчезают вовсе по якобы уважительным причинам. И, честно говоря, не зря. Мне доводилось выступать в роли заказчика, которому рассказывают, почему работа не сделана. Неприятное, надо сказать, ощущение. Главное, что в этой ситуации озвученная причина не имеет никакого значения: работа либо выполнена, либо нет. Третьего не дано.
Практика показывает, что действительно прочные взаимоотношения с заказчиками можно построить, только если пытаться предусмотреть практически все, имея: запас времени, резервирование работы, интернет-канала и оборудования, а заодно план «Б» на любой непредвиденный случай. Да, разные обстоятельства бывают у всех. Но прощают их заказчики, только если сбою предшествовало длительное сотрудничество без подобных ошибок. Выражаясь терминами SLA, необходимо обеспечить высокий уровень доступности своих услуг.
Отдых мозгам нужен не меньше, чем техобслуживание автомобилю
На квалифицированных специалистов на рынке довольно высокий спрос. И фрилансер, выбирающийся из нищеты в люди, первым делом стремиться взять все свалившиеся на него заказы. И совершенно зря. Усталый
Негативный отзыв – не конец света, но повод задуматься
Скажу честно, этот совет я «подсмотрела» в одной из видеолекций (то ли по UI/UX, то ли по дизайну), которые за ужином смотрит супруг. Услышанная мельком фраза отлично резюмировала давние размышления на эту тему. Действительно, негативный отзыв заказчика о проделанной работе никак не связан с вашими личными качествами в целом и с профпригодностью в частности.
На восприятие результата работы влияют не только личные качества исполнителя, но и полнота выданного ТЗ, личные взгляды заказчика и его коллег, даже особенности взаимоотношений внутри коллектива. Т.е. негатив не надо воспринимать близко к сердцу, но анализировать его необходимо. Так или иначе, вина исполнителя обычно присутствует, но чаще совсем не там, где ее ищут обиженные фрилансеры. Не работа выполнена плохо, а неудачно подобрана специализация, не учтены особенности взаимоотношений с клиентами, не заданы необходимые вопросы на предварительной встрече, не объяснено использованное решение.
Имя надо беречь смолоду. Имя, но не портфолио
Единственное, что нельзя отнять у фрилансера – его репутация. Но понятие репутации часто путают с портфолио – помойкой из ранее созданных «шедевров». Здесь надо провести четкую грань.
Проблема портфолио в том, что оно не несет никакой информации о пригодности его обладателя к исполнению нового заказа. Работы в портфолио бывают двух типов: предыдущие заказы и некие абстрактные «шедевры», придуманные исполнителем с нуля, чтобы показать «я так могу». В первом случае работа создается по ТЗ с применением некоторых исходных материалов от заказчика, который часто определяет стили, тезисы статей, оформление и т.п. (степень влияния заказчика на результат – штука новому работодателю не известная). Во втором – работа выполняется без учета рыночных факторов и аудитории. И то, и то делает результат совершенно бесполезным новому заказчику (хотя не все потенциальные работодатели это понимают). Портфолио помогает показать технические навыки: набор текста, умение пользоваться основными функциями фотошопа и т.п.
Репутация – это о другом. Это о деловых качествах специалиста, позволяющих использовать «сарафанное радио» для поиска новых клиентов.
Несмотря на такое отношение к портфолио, я храню подборки ссылок на свои работы. Этого требует рынок. И я пока не могу себе позволить игнорировать эти требования.
Вместо заключения: все меняется
Экономическая ситуация и потребности рынка очень быстро меняются, поэтому нет смысла тратить много сил на проработку концепции развития карьеры или навсегда закрывать для себя какие-то двери. Сегодня вы успешный специалист с очередью заказов, а завтра грянет новый кризис, и вы вынуждены будете уронить ценовые ожидания и пойти подрабатывать в макдональдс. Но нет ничего непоправимого.
Автор: ekatarios