Все началось с этого поста и продолжилось вот этим. Их краткое содержание:
- признание существования проблем в процессе общения клиента и дизайнера, а также некоторые предложения по их профилактике и решению;
- последовательное освещение основных этапов работы над дизайном сайта (нетипичным дизайном типичного сайта) с точки зрения рекламщика.
Таким образом получается трехсторонний конфликт интересов:
- дизайнер хочет красивенько;
- клиенту важно реализовать свое видение, передать свои ценности;
- маркетологам нужны продажи.
Казалось бы, каждая сторона имеет разумные притязания, отчего разрешить конфликт в пользу одной из них представляется затруднительным. Как правило, этого и не требуется, поскольку обычно в готовом продукте эстетическая привлекательность гармонично сочетается с эффективной коммуникацией между брендом и его аудиторией.
Другими словами, дизайнер в силах выдать красивенький продукт, который удовлетворит амбиции клиента и обеспечит продажи. В общем-то, это, вроде как, входит в его непосредственные обязанности.
Хотя, как справедливо было замечено авторами предшествующих постов, для успешной работы дизайнеру на фрилансе недостаточно знаний теории дизайна и уверенного владения базовым набором графических пакетов. Было предложено повышать уровень развития, если он недостаточно высок, изучая литературу по психологии, статистике, маркетингу (и другим дисциплинам).
Я же предлагаю под катом ознакомиться с еще одним мнением о том, как можно организовать свой рабочий процесс и избежать пререканий с клиентом по поводу уместности выбранной палитры.
Работа над проектом
Для эффективной работы всегда неплохо понимать:
- что от тебя требуют и
- как это можно сделать.
То есть нужна ясная цель и отличный план.
Если не вдаваться в детали, целью проекта всегда является решение проблемы коммуникации между клиентом и аудиторией. Ну, или донести послание клиента потребителям на понятном им языке.
Доносят послание дизеры обычно в несколько этапов. Схема тоже достаточно общая, однако смысл уловить можно:
Подробно на ней останавливаться смысла нет, особенно учитывая развернутый рассказ рекламщика почти о том же самом только другими словами. Тем не менее некоторые пояснения могут оказаться полезны:
В начале разработки клиент должен предоставить дизайнеру исчерпывающий бриф. Конечно, грамотно составить бриф – это целая наука, а, возможно, даже искусство. Однако это стоит того, чтобы приложить все усилия обеим сторонам. Ведь тем больше времени, денег и нервов удастся сохранить.
Планирование. После знакомства с брифом можно определить срок разработки, бюджет, средства работы, выявить всякие технические ограничения проекта.
Анализ. Не помешает собрать всю доступную информацию о клиенте, его продукте, аудитории, конкурентах. Во многих случаях следует уделить время на изучение особенностей бизнеса клиента. Кроме этого еще неплохо разобраться что к чему во всех этих вопросах и понять как это поможет в работе.
Разработка. Вот теперь можно взять карандаш, наштурмить идей, развить концепций, набросать эскизов. Когда время придет можно и прототип сделать, а потом и обстоятельно проработать продукт.
Обратная связь. Довольно часто клиент включается в процесс только на этом этапе, когда дизайнер проводит презентацию проделанной работы. Также сюда можно отнести тестирование. Получив обратную связь, дизер возвращается на этап разработки и проводит необходимые усовершенствования, согласно комментариям клиента или итогам тестирования. Иногда проект проходит довольно много итераций на этой стадии, что частенько находит отражение в фольклоре.
Согласование. Заключительный этап, на котором финальный вариант утвержден и продукт готов к производству.
Мониторинг. Ну, иногда еще проводят различные исследования, вроде, как отреагировала публика, чтобы было что анализировать в следующих разработках.
Как придти к соглашению с клиентом?
Здесь вариантов, казалось бы, немного: общение с клиентом определяется во многом личностными характеристиками.
Следовательно, можно ожидать, что контактное лицо окажется (по довольно условной и субъективной классификации дизайнера)
- адекватным либо
- неадекватным.
С первой категорией все просто: бриф – работа – результат.
Во втором случае есть варианты:
- сразу отказаться от проекта (обычно, после получения брифа все становится очевидным);
- отказаться от проекта после определенного этапа (как правило, после правок 35-го варианта);
- мужественно довести проект до конца ни о чем не жалея.
Еще есть вариант, когда решение принимает не только контактное лицо, но и другие персоны, чье мнение проигнорировать нельзя. Появляются, кстати, они обычно внезапно. Зачастую в тот момент, когда макет отправлен, например, в типографию. В общем, в этом варианте хорошего тоже мало.
Конечно, не все гладко бывает и с полностью адекватными клиентами.
А бывает тормозят и дизеры.
Однако многих неприятностей можно избежать, если, к примеру,
- добросовестно потрудиться над составлением брифа,
- составить договор, соответствующий текущему проекту,
- тщательно спланировать работу,
- аргументировать свои решения и действия,
- прислушиваться к клиенту,
- обеспечить достаточное участие клиента в проекте,
- комментарии клиента принимать только в письменной форме,
- объяснять клиенту несостоятельность предлагаемых им решений,
- убедиться, что клиент все правильно понимает,
- убедиться, что дизайнер все правильно понимает,
- сначала думать.
Таким образом, работая самостоятельно, дизайнеру совсем неплохо было бы освоить и азы некоторых других специальностей для эффективной работы. Еще лучше разбираться в схеме работы на фрилансе хотя бы на базовом уровне еще до начала собственной деятельности. Хотя, пожалуй, нет ничего страшного поучиться и на своих ошибках.
Необходимость коммуникации с клиентом не является бременем. Это не привносит в работу никаких сложностей. Наоборот, интенсивно работая вместе с ним над проектом, можно найти более эффективное решение. Однако следует также учитывать возможность не самого благоприятного развития отношений с клиентом и иметь соответствующую стратегию на этот случай.
Автор: czaroot