Если на любое предприятие направить ревизора, который начнет измерять эффективность работы его сотрудников, то на большинстве таких предприятий его заключение будет неутешительным — это факт.
А вы задумывались, почему так происходит? Как часто
Диджитализация, автоматизация, интернет вещей в целом, а промышленный интернет в частности призваны убрать рутину из нашей жизни. Под рутиной я понимаю набор регулярно повторяющихся механических операций. Как это связано с заголовком данной статьи? А очень просто — ваши сотрудники, наконец-то, смогут направить усилия своего
Пример первый — «Условия хранения»
Дано:
- предприятие N с большим количеством помещений для хранения замороженной продукции;
- целый «зоопарк» холодильного оборудования;
- бригада обходчиков, в обязанности которых входит контроль всех помещений и слежение за параметрами воздуха и среды (температура, влажность, давление, концентрация различных газов, освещенность и т.д.) во избежание нарушения условий хранения продукции.
Собственнику нужно контролировать режим хранения в помещениях, поэтому обходчик должен записывать показания в журнал, каждый день, 2 раза в день в одно и тоже время, потом готовить отчеты и сдавать их.
Решение. В этом случае есть несколько способов для совершенствования процесса контроля:
- Можно всегда быть в курсе того, что происходит в подконтрольных вам помещениях через смартфон или экран компьютера в режиме онлайн.
- Для упрощения использования можно просто получать уведомления в удобный вам канал (e-mail, мессенджеры) при достижении установленных пороговых значений.
Бонусное решение — а ведь еще можно научиться экономить на электричестве. Как? – Довольно просто! Можно обогревать или охлаждать помещения только тогда, когда это необходимо. И делать это также без непосредственного участия ваших сотрудников. А сотрудников можно перепрофилировать на более сложные и интеллектуальные задачи.
Пример второй — «Доверяй-но-проверяй»
Дано:
- предприятие N c большой производственной площадью;
- большое количество сотрудников на предприятии.
Интересно ли собственнику понимать как часто его сотрудники находятся вне рабочего места или, например, заходят в определенные помещения? Интересно ли понимать, реально ли они производили определенные действия, а не просто отметились в журнале? – Однозначно, да.
Решение. При помощи соответствующих датчиков, персональных карт-пропусков сотрудников и оборудования предприятия, собираются необходимые данные и передаются на платформу для агрегации, анализа и визуализации. В результате использования решения отпадает необходимость собственнику тратить длительное время на мониторинг и сведение полученных данных. Решение позволит отследить и разбираться в моменте с внештатными ситуациями, выходящими за обозначенные нормы.
Пример третий — «Всегда доступно»
Дано:
- предприятие N c установленным оборудованием в помещениях подвального или полуподвального типа, разбросанных по всей стране, где нецелесообразно проводить проводную связь;
- необходимость получения данных с оборудования;
- необходимость отслеживания работоспособности оборудования.
Решение. Большим преимуществом здесь будет использование для передачи данных связи с бОльшим проникновением, чем обычные 2G/3G/4G. В Республике Беларусь это NB-IoT (Narrow Band Internet of Things), запущенный в диапазоне 900 МГц в 2017 году. Помимо проникновения, к несомненным плюсам данной технологии можно отнести низкое энергопотребление. Последний факт делает возможным создание портативных устройств с внушительным сроком автономной жизни. NB-IoT обладает полным спектром возможностей для передачи небольших пакетов от датчиков к платформе. В итоге — не нужно «тянуть» провода для передачи данных и не нужно «тянуть» дополнительные провода для обеспечения питания. Вы просто устанавливаете портативное устройство и начинаете использовать полученные с него данные. Элементы питания можно использовать самые различные – от АА до промышленных аккумуляторов. Здесь важно просто помнить, что от выбора элемента питания будет зависеть конечный размер устройства и длительность работы без подзарядки/замены питания.
Пример четыре — «Мониторь удаленно»
Дано:
- предприятие N с большим количеством удалённых устройств, требующих получение данных об их жизнедеятельности (например, теплицы в нескольких различных областях или стойла животных).
Руководителю предприятия необходимо проверять влажность почвы, освещенность и температуру на поле или количество корма/воды, а количество работников, которые могут потратить день на объезд территории, близится к нулю. И, естественно, ездить по полям/фермам для контроля требуемых параметров тоже удовольствие «так себе».
Решение: здесь козырем будет возможность устройств с NB-IoT «впадать в спячку». Можно настроить любой сценарий отправки данных – раз в час, раз в 12 часов, раз в сутки и так далее, что приведет к увеличению срока службы батареи/аккумулятора без его замены. Экономия времени, топлива, получение онлайн-информации об интересующих параметрах и другие «плюшки» – вот только очевидные плюсы.
Накапливая информацию, добавляя внешние данные, подключая механизмы машинного обучения можно получать прогнозы и действовать предиктивно. Это экономит время и деньги на предотвращение последствий «незнания», забывчивости или халатности сотрудников и поможет сохранить урожай и быть уверенным, что скот накормлен и содержится в соответствующих условиях.
Пример пять — «Упредительный»
Дано:
- предприятие N с парком различных дорогостоящих устройств, работающих круглосуточно;
- при простое каждого из устройств ремонт занимает длительное время, поскольку детали необходимо заказывать издалека;
- каждый простой оказывает финансовое влияние на экономику предприятия.
Решение. В данном случае встраивание в систему предприятия датчиков для мониторинга состояния износостойких деталей и обучение нейросети возможности предупреждать критические и предкритические состояния позволит обеспечить руководству предприятия беспрерывный производственный процесс. Это проявится в проведении профилактических работ и заблаговременном заказе необходимых новых деталей и узлов, а также в повышении срока службы уже установленных устройств и дорогостоящих деталей.
Примеров можно приводить сколь угодно много, но даже исходя из озвученных можно увидеть, что все решения лежат на поверхности — достаточно просто взять и воплотить их в жизнь. Сейчас на рынке много компаний, которые пытаются создавать нечто подобное. Их объединяет одна черта – они создают некое универсальное шаблонное решение, но не стараются вникнуть в суть проблемы заказчика и обеспечить максимально удобный и недорогой способ решения его вопроса – ту самую автоматизацию рутинных процессов, о которой шла речь в начале.
Вот, как мне кажется, необходимо выстраивать коммуникацию с заказчиком. Каждый проект состоит из нескольких этапов:
1. Встреча с заказчиком
Как правило, для первой встречи необходим собственник или управляющий, знающий боли и нужды компании. Если стороны отправляют на первую встречу специалистов, которые знают только технологический процесс, задание для автоматизации с большОй вероятностью не будет решать задачи собственников. Это повлечет за собой невозможность достижения нужных целей и напрасную трату времени обоих сторон.
2. Экономический эскиз
После формулирования управляющим целей и задач автоматизации, очень важно сформулировать экономику процесса, чтобы не получалась автоматизация ради автоматизации.
3. Встреча с техническим специалистом
Только после «экономического эскиза» можно проводить встречу с «технарями». Это делается для постижения нюансов взаимодействия будущего устройства с системой клиента. Здесь важно наладить качественную коммуникацию, поскольку всё за одну встречу сложно оговорить. Для достижения лучшего результата обычно необходимо проведение нескольких встреч с техническими специалистами.
4. Согласование стоимости и сроков
После оценки проекта в «крупную клетку» следует повторная встреча с собственником, где согласовывается стоимость конечного решения и сроки по реализации проекта. Чтобы в конечном итоге не получилось, как в сказке — когда руководители, технические специалисты и производитель устройств окажутся «у разбитого корыта», потратив к этому моменту уже кучу усилий, времени и средств, и не получив результата.
5. Разработка прототипа
Предфинальная фаза. Как правило, необходимое устройство уже присутствует среди парка устройств компании-производителя в окончательном варианте или частично. При необходимости оно доукомплектовывается необходимыми клиенту датчиками, дорабатывается программное обеспечение. На платформе создаётся личный кабинет клиента с необходимыми ему настройками.
В некоторых случаях для выполнения всех требований клиента требуется разработка устройств «с нуля». Но, как правило, задачи все типовые, а принципы/механизмы решения не носят кардинально отличный от других характер. Например, необходимо изучить работу нового протокола или функции неиспользуемого до этого модуля. Такие задачи даже повышают лояльность сотрудников компании-производителя, а количество потенциально созданных в будущем уникальных решений для клиентов увеличивается в разы.
6. Этап тестирования
Данный этап, если время позволяет, лучше проводить на своих мощностях. Но, если время не ждет, а клиент желает протестировать возможный эффект от применения – можно тестировать прототип в «боевых условиях». На этапе тестирования прототип финализируется, вносятся необходимые изменения и исправления и, если результат устраивает стороны — пускается в производство.
Конечно, здесь описан общий процесс работы с клиентом, ведь в каждом случае есть свои нюансы. Например, если затрагиваются критически важные процессы клиента, то стоит подписать договор о сотрудничестве и сразу оговорить вопросы технической поддержки (SLA), чтобы подобные вопросы в последствии не стали неприятным сюрпризом для сторон.
Итог
Вряд-ли когда-нибудь будет создан механизм, который способен будет заместить человека в области принятия решений. Все суперсовременные нейросети могут действовать только в рамках созданных человеком условий. Проекты по промышленной автоматизации направлены на сокращение рутины, ускорение и облегчение работы человека с повторяющимися процессами. Так давайте же максимально облегчим сотруднику жизнь в этом! Мы можем давать возможность работникам автоматизируемых предприятий проявить себя в более сложных и разнообразных задачах, позволяя оттачивать свои навыки и снижая возможность «выгорания».
Лёгкие, простые и прозрачные автоматизированные процессы могут ускорить бизнес, привнести в него простоту и надежность. Удалённый контроль экономит время и ресурсы, благодаря чему можно развернуть угол бизнеса в неочевидной плоскости, а даже небольшие вложения в модернизацию производства позволяют сделать бизнес современным, гибким и конкурентоспособным.
Если у вас есть подобные примеры автоматизации и экономического эффекта от внедрения, было бы интересно почитать в комментариях.
Автор: Sokolova_E