МегаФон уже писал обзорный пост о том, как работает инсталляция «Лица Олимпиады» в Сочи.
Однако видимая глазу часть — от силы 20% всей инфраструктуры проекта.
Хотелось бы рассказать немного о том, кто и что стоит за «Лицами».
Приготовьтесь, под катом много букв и некоторое количество картинок.
Прежде чем углубляться в техническую часть, стоит отметить, что МегаФон собрал для этого проекта сразу несколько лучших компаний в своих областях. Каждая из них отвечала за разные стадии и этапы проекта.
Только благодаря плотному и дружелюбному взаимодействию всех сторон проект удалось запустить в рекордные сроки.
«Вот эти ребята»:
- Асиф Хан, самое известное лицо в проекте, придумал идею инсталляции и спроектировал павильон.
- Маркетинговое агентство AXIS, во-первых, выступило посредником между Асифом и компанией МегаФон, а во-вторых, взяло на себя всю реализацию проекта на местах: как в Сочи, так и в 29 других российских городах.
- Швейцарские разработчики iart реализовали всю часть проекта, связанную с 3d — инсталляцию в Сочи и будки для сканирования.
- Digital-эксперты из Deluxe Interactive продумали логику «поддерживающей» части проекта и спроектировали её элементы: планшетный софт для промо-персонала, API для всех участников проекта, а также обеспечили модерацию 3d-моделей и приём/трансляцию видео.
- Специалисты из MegaLabs обеспечили часть серверных мощностей проекта, SMS-гейт, и выделенный интернет-канал «Сочи → Москва».
- Обитатели Москва-Сити AdWatch отвечали за сайт faces2014.megafon.ru и конкурсную механику на нём.
- А питерцы 2Nova обеспечивали в Сочи работу плазменных экранов, где можно было посмотреть расписание ближайших показов.
Но начнём по порядку.
Одним прекрасным днём «в нашу дверь постучали».
Агентству Deluxe Interactive, где я работаю, МегаФон предложил поучаствовать в проекте, размах которого охватывал три десятка российских городов и огромный павильон в Олимпийском Парке Сочи.
Сроки были непростыми: на 26 ноября уже была назначена пресс-конференция, где проект должен работать в полную силу, ведь сканироваться придут олимпийские чемпионы!
А еще к этому моменту стоило протестировать систему на надежность и обучить промо-персонал. Так что в действительности времени было даже меньше.
Но это лишь делало проект интереснее!
Конечно, мы согласились.
Началась кропотливая и, вместе с тем, оперативная работа.
Первым делом нужно было общее понимание проекта. Ребята из AXIS создали огромный spreadsheet с зонами ответственности, а мы набросали простенькую, но в меру наглядную схему в Visio:
Хронологически проект был разделен на два этапа:
- Первый начинался 26 ноября в Москве. 8 будок с 3d-сканерами начинали своё турне по городам и весям. Олимпийский павильон в это время еще только строился, а пользовательские данные собирались и накапливались, но отображались только на сайте.
- Второй этап стартовал 7 февраля в Сочи, за несколько часов до церемонии открытия Олимпийских Игр. К этому моменту работать должно было всё, включая видео-трансляцию на сайте.
Первый этап состоял из сбора 3d-моделей пользователей и их персональных данных. Механика была примерно следующей:
- Абонент приходит в салон компании МегаФон, где персонал предлагает ему поучаствовать в акции.
- Ему выдается карточка участника с QR-кодом.
- Промо-персонал считывает QR-код планшетным приложением и в нём же вводит пользовательские данные.
- После этого абонент успешно зарегистрирован и может отправляться в будку для сканирования.
- В будке пользователь показывает QR-код, который линкуется с только что созданным профилем; и сканируется.
- Софт в будке генерирует 3d-модель и отправляет её модераторам на проверку корректности.
QR-коды |
Очевидно, QR-код нужен не только для взаимодействия планшета и будки. В нём сразу зашита ссылка на персональную страницу пользователя на сайте http://faces2014.megafon.ru/ Поскольку не стоило давать случайному пользователю возможность получить список всех участников акции простым перебором IDшников, и в то же время хотелось, чтобы ссылка для просмотра не требовала авторизации, — было решено перед ID зашивать 6 символов «соли»: http://faces2014.megafon.ru/contest/qr/1A0B7A034378 По прикидкам МегаФона, за весь период в акции должно было поучаствовать около 70,000 человек, но памятуя из институтского сопромата, что всему на свете не помешал бы тройной запас прочности, мы решили сгенерировать в три раза больше. К сожалению, типография, печатавшая карточки, отказалась работать с PNG-форматом, в котором генерирует коды большинство программных пакетов. IrfanView на обычном рабочем ноутбуке справился с конвертацией двух с лишним сотен тысяч файлов в отдельные PDFки заданного формата за несколько часов. |
Так как всемирным партнером Олимпийских игр является Samsung, было решено снабдить промо-персонал планшетами именно этой компании. Из двух доступных на тот момент больших планшетов: Galaxy Tab 3 8.0 и Galaxy Note 8.0, был в итоге выбран первый, не требующий стилуса вариант.
Все планшеты были зарегистрированы на один и тот же e-mail для удобства отслеживания местонахождения в процессе «гастролей» акции по России.
Ни один планшет не был привязан к конкретному городу, а различать их всё же было нужно. Поэтому, благодаря программистам-анимешникам, планшеты во внутреннем реестре были названы именами шестнадцати японских школьниц, от Asuka до Yuki :)
Участвовать в первом этапе проекта могли только абоненты МегаФона, поэтому нужно было отслеживать это.
Ничтоже сумняшеся мы думали, что проверка ограничится банальным списком префиксов в формате «926» — окей, «916» — не окей. Реальность оказалась к программистам куда более жестокой.
Во-первых, далеко не все диапазоны номеров в рамках одного префикса обязательно принадлежат одному оператору. Сложно поверить, но таких диапазонов — четыре с лишним тысячи.
Во-вторых, файл с разбивкой этих префиксов еще и не высечен на скрижалях, а имеет свойство время от времени обновляться.
Что ж, сделали проверку каждого номера на сервере с возвратом ответа в планшетное приложение, и регулярно обновляли их базу.
За первый этап статистика по отсканировавшимся абонентам в городах России выглядела примерно так (Москву из списка специально убрали, чтобы не портить наглядность картины — там отсканировалось более четверти пользователей):
Труд петербуржской команды модераторов в этом проекте можно смело считать титаническим.
Как в плане объема работ, так и в его необратимом влиянии на сознание :)
При нарушении участниками правил сканирования, 3d-модели иногда принимали странные, причудливые и откровенно непонятные формы:
Да и успешно сформированные модели выглядели иногда странновато. При этом каждая отклоненная модель означала, что пользователю придётся возвращаться для повторного сканирования, поэтому случайных ошибок быть не могло.
Работу с модераторами разделили на две части:
- Ежедневно пополнявшиеся guidelines от программистов 3d-части проекта.
- База знаний на стороне самих модераторов — на основе прошлого опыта.
Второй этап в чём-то проще, а в чём-то сложнее первого.
С одной стороны, участвовать могут уже не только абоненты МегаФона, с другой — появились новые аспекты работ:
- «Город» сканирования для Сочи заменился на «Страну», гражданином которой был сканирующийся. А иностранцев было много.
- Помимо русского добавился английский интерфейс. Причём не только для планшетного приложения. Если на планшете при заполнении пользовательских данных использовался русский язык, то и экран будки 3d-сканера приветствовал посетителя по-русски.
- Для тех, кто сканировался в российских городах и не мог посетить Олимпиаду лично, на сайте появилась 24х7 видеотрансляция
- А в личные кабинеты каждого, кто успешно прошёл модерацию и был показан на фасаде, подгружалось персональное видео, где было показано именно его лицо: http://faces2014.megafon.ru/contest/qr/1A0B7A034378
- Кроме того, у фасада есть ряд событий, привязанных к пользовательским данным (например, поздравления с днём рождения) или к другим праздникам (семейные пары и просто влюбленные могли отсканироваться вместе на день Святого Валентина).
Кстати говоря, за 14-е февраля было показано аж 280 таких пар.
Видео |
Задач, связанных с видео было две: отображение Live-картинки на сайте, и накопление видеоархива с целью дальнейшей нарезки персонализированных видео для профилей пользователей.
На удивление, с «железной» точки зрения и то и другое решается одной платой за $500. Технически процесс устроен следующим образом:
|
Я уже упоминал, что иностранцев было много. Вот как разделились среди них первые места по численности (доля от общего числа отсканированных, не являющихся гражданами РФ):
- США — 16%
- Канада — 11%
- Украина — 8%
- Япония — 6%
- Белоруссия — 5%
- Германия — 3,5%
- Великобритания — 3,4%
- Республика Корея — 2,8%
- Нидерланды — 2,6%
- Швейцария — 2,5%
Одними из первых на фасаде павильона появились лица волонтёров из разных стран:
Было также множество стран, представленных, наоборот, всего одним отсканировавшимся человеком. И если от Кюрасао или Демократической республики Конго этого стоило ожидать, то наличие всего одного венгра, испанца и бельгийца показалось нам странным.
Даже из Свазиленда, Ангильи и Гернси (да-да, это всё реально существующие государства) отсканировавшихся людей было больше!
В целом через 3d-сканеры прошли представители 91 страны, что на 3 больше числа стран-участниц самой Олимпиады.
Акция близится к завершению. Сегодня — последняя возможность отсканироваться в Москве, завтра — в Санкт-Петербурге и Сочи. И в заключительные дни Паралимпиады ваше лицо будет точно так же показано на фасаде Павильона в Олимпийском Парке, и на сайте http://faces2014.megafon.ru
P.S. Ещё немного занятной статистики напоследок:
- За первый и половину второго (только Олимпиада, т.к. Паралимпиада еще только предстоит) этапа проекта было отправлено несколько сотен тысяч SMS-сообщений. В основном это
- Сообщения об успешной регистрации (логин, пароль)
- Сообщение об успешной/неудачной модерации
- Сообщение с примерным временем показа (в случае успешной модерации)
- Сообщение с точным временем показа (за 15 минут [freeze window] до него)
- Сообщение о том, что в личном кабинете появилось персонализированное видео (когда оно там появилось)
Кроме того, были еще SMS, информирующие о переносе времени показа пользователя в случае, если случались технические накладки или непредвиденные обстоятельства.
- Количество отсканированных пользователей на данный момент — более 140 тысяч лиц за время Олимпийских и Паралимпийских игр.
- Продолжительность показа пользовательского лица на фасаде отличалась в зависимости от длины очереди, и варьировалось от 15 до 60 секунд. Среднее по всем пользователям время — 44 секунды.
- Среднее время модерации на втором этапе составило 6 минут 14 секунд. Таким образом, среднее время от сканирования пользователя в Сочи до показа его лица на фасаде — 21 минута 14 секунд (модерация + freeze window).
P.P.S. Готовы ответить на любые, самые каверзные, технические вопросы.
Задавайте!
Автор: Elaith