Как сообщают представители ведущих мобильных операторов, главной проблемой является оптимизация расходов на строительство сетей — с учетом нестабильного курса рубля и необходимости расчетов с подрядчиками в зарубежной валюте.
В условиях кризиса многим компаниям пришлось искать компромисс между запланированным развитием и минимизацией расходов. Так, МТС вынужден был сократить программу развития, проанализировав важность новых проектов и отложив задачи с низким приоритетом. В то же время размер инвестиций в рублях остался на прежнем уровне – по словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, за первые три квартала 2015 года компанией было потрачено 73 млрд рублей.
Другую тактику развития в условиях нестабильной экономики избрал «Вымпелком». Как отмечает инсполнительный вице-президент по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский, компании удалось договориться с частью поставщиков оборудования на некоторый пересмотр условий заключенных соглашений и на оплату в рублях. А вот «Мегафон», по словам его представителя Юлии Дорохиной, сделал ставку на привлечение заемных средств в стабильной валюте. Так, Unicredit Bank Austria AG под гарантии Finnvera предоставил отечественному оператору кредит на сумму 150 млн евро на покупку оборудования Nokia Solutions and Networks (NSN), а China Development Bank открыл «Мегафону» кредитную линию на 600 млн долларов США.
Вопреки кризису, в российской телекомуникационной отрасли по-прежнему наблюдается стабильный рост, пусть и ниже по сравнению с предыдущими годами – общую статистику подводит сегмент мобильной связи, составляющий более половины всех доходов рынка. По оценке аналитиков из «ТМТ консалтинг», рост рынка по итогам 2015 года составит 2,1%, а выручка операторов увеличится на 1,2%. Своему развитию рынок должен быть благодарен, в первую очередь, сегменту платного ТВ, который показал рост в 21,3%. Интернет-доступ получил +5,3% по сравнению с 2014 годом, а вот доход операторов от фиксированной связи, наоборот, уменьшился на 8,1%.
По прогнозам «Вымпелкома», в новом году ожидается нарастание кризисной ситуации, которая поспособствует снижению доходов населения, в результате чего люди перестанут пользоваться некоторыми услугами. Вторят конуренту и представители «Ростелекома», которые не ожидают скорого улучшения ситуации. Впрочем, это не мешает телекомуникационной компании совместно с «Росэнергоатомом» планировать строительство в следующем году крупнейшего в России дата-центра на 4000 стоек. Оптимизм сохраняет лишь Елена Дорохина из «Мегафона», которая считает, что абоненты не готовы экономить на услугах, к которым они уже успели привыкнуть. Кроме того, с развитием мобильного Интернета оператор надеется получить больше прибыли за счет увеличения объемов данных, потребляемых абонентами.
Автор: ascold