«Не рассчитывайте услышать Адель, Arctic Monkeys и The Prodigy в Apple Music», — заявили изданию musicbusinessworldwide.com (MBW) источники знакомые с ходом переговоров между агрегатором прав на музыку Merlin и корпорацией Apple. Несколько человек утверждают, что переговоры провалились и теперь Apple пытается заключить прямые соглашения с отдельными независимыми лейблами.
Merlin объединяет более 120 тысяч правообладателей — один из источников MBW заявил, что неприятие контракта Apple агрегатором типично для представленных в нём лейблов: «никто это не подпишет».
Камнем преткновения стала идея Apple забрать музыку Merlin бесплатно. Корпорация, по словам источников MBW, не намерена платить за слушателей подключившихся на первые 3 тестовых месяца в Apple Music.
«Мы привыкли помогать бесплатными тестами, когда судьба стриминг-сервиса непредопределена», — рассказал MBW глава одного инди-лейбла — «Но это Apple, с сотнями миллионов подключённых пользовательских кредитных карт. И он не предлагает вообще никаких компенсаций лейблам, которые помогут ему продавать гаджеты — это разочаровывает чрезвычайно».
Merlin передаёт права на записи (агрегатор не торгует и не преследует целей собственного заработка и лишь соединяет инди-лейблы с площадками) в Spotify, Deezer, Pandora, Google (с которым инди-лейблы конфликтовали в 2014, о чём ниже) и другим, в том числе некоторым российским площадкам. Среди излюбленных лейблов, в том числе российскими слушателями, в каталоге Merlin есть: XL, Domino, Matador, Rough Trade, [PIAS], Ninja Tune.
XL Recordings выпускает или продаёт записи: Adele, Radiohead, Sigur Rós, в длинном списке есть и The Prodigy
По статистике 2013 года Merlin представлял интересы 120 тысяч независимых лейблов, агрегаторов прав и других структур из 35 стран. Каталог Merlin 2 года назад насчитывал больше 3 миллионов треков. Apple Music заявила, что в ней будет 30 миллионов треков, без детального объяснения, что это за музыка, хотя контракты с мейджер-лейблами (и совладельцами Spotify в одном лице) у Apple Music, по данным MBW, заключены.
Абсолютный рекорд принадлежит музыкальным сервисам Microsoft, они лицензировали 38 миллионов записей на 2014 год — впрочем рекорд не помог стать MS заметным явлением на музыкальном рынке.
Как разработчики стали первыми и единственными слушателями музыки Microsoft → Roem.ru
«3 миллиона треков» под управлением Merlin приходится считать востребованными, актуальной музыкой. В 2013 записи полученные площадками через Merlin занимали больше 10% глобального цифрового рынка (из 30, max 38 миллионов треков всего), по данным самого агрегатора.
Отсутствие записей Merlin, недостача 10% треков, в сегодняшней ситуации, приходится рассматривать, как угрозу, куда большую чем сжавшаяся на 10% выручка. У конкурентов Apple Music актуальные независимые артисты есть.
Потребительский выбор стоит двояко: покупать подписку или слушать бесплатно с рекламой музыку у кого-то из старых игроков? Или платить Apple Music, где некоторых записей заведомо не хватит?
Merlin лицензировал записи для Beats Music — этот стриминговый сервис и бренд электроники Apple купил в прошлом году. К 2015 Apple iTunes Radio и Beats Music возглавляются одним офисом и директором Айаном Роджерсом, но в настоящий момент ещё работают, как независимые друг от друга, с точки зрения слушателя, площадки. На последней презентации Apple не сделал никакого акцента на Beats Music — относительно Apple Music это теперь второстепенный проект.
В 2014 году с объединениями инди-правообладателей не смог договориться Google. В планах корпорации уже несколько лет значится платный и ориентированный на музыку YouTube. Запуск проекта постоянно переносится, в последних анонсах он сместился с начала 2015, на конец года.
Google планировал платить инди-правообладателям больше чем Apple «в первые три месяца». Однако по идее 2014 года стоимость инди треков должна быть меньше, чем у треков мейджеров, рассказывала ассоциация WIN и музыканты.
Google угрожал стереть с YouTube клипы инди-музыкантов если правообладатели не согласятся на условия Google. До сих пор не стёр, но и сервис YouTube Music Key из бета-версии вывести не смог, а по итогам 2014 года YouTube заплатил правообладателям в 2 с половиной раза меньше, чем сравнительно небольшие, по числу подписчиков, компании Spotify, Deezer и все остальные их конкуренты вместе взятые.
YouTube попался на шантаже музыкальных инди-лейблов → Roem.ru
P. S. Сервисы, лейблы, агрегаторы лицензируют треки с прицелом на отдельные страны. Поэтому рекордные 30—38 миллионов записей никогда не обозначают, что все они доступны в любой стране, где работает стриминг: российскую поп-музыку необязательно лицензировать в Лаос, а камбоджийскую в США.
Инди-лейблы не обязаны отдавать записи на все страны присутствия именно через Merlin. Иногда, на национальных рынках, заграничных инди-производителей представляют те же мейджеры. Какие-то записи из каталога Merlin могут появиться где-нибудь в каких-нибудь из 100 стран присутствия Apple Music, но не во всём сервисе.