Идея постоянного, круглосуточного подключения человек к интернету не нова. Учёные и футурологи сходятся в том, что это станет возможным при определённом уровне развития нейроинтерфейсов. Сейчас уже удалось добиться первых скромных успехов в получении информации от
Постсингулярное будущее
Представьте себе мир будущего, в котором люди не отключаются от интернета. Вообще, физически на это не способны. И сделаем ещё одно допущение: вычислительные мощности сетевой инфраструктуры таковы, каждого отдельно взятого человека можно будет «поместить» в виртуальную реальность такого уровня детализации, что она будет казаться самым настоящим миром. Причём таким, в котором у вас будет доступ к сознанию, знаниям и опыту всех людей. Вот только как достичь подобного информационного единения? Возможно, с помощью миллиардов специальных нанороботов, наполняющих наш
При таком заявлении в мыслях сразу возникает картина какой-то копошащейся массы в голове. Однако здесь ключевое слово «нано». Человек не может почувствовать столь малые объекты в своём теле, нанороботы получаются размером меньше бактерий. Кстати, никого же не смущает тот факт, что наше тело населено несметным количеством всевозможных бактерий. Считается, что их количеством примерно в 10 раз превышает количество клеток во всём человеческом теле. А чем хуже роботы? С их наличием придётся просто смириться, если хочешь иметь доступ к колоссальным ресурсам сети, в том числе «гипервиртуальной» реальности. Как сегодня мы миримся с тем, что постоянно подвергаемся воздействию микроволнового излучения от домашних роутеров ради удобного Wi-Fi-доступа к сети. А большинство даже не уменьшает мощность передатчиков, хотя для квартир 100% по умолчанию более чем избыточно.
Но вернёмся к теме поста. Итак, в нашем гипотетическом будущем наличие мириад нанороботов в
Многие спросят, к чему обсуждать столь причудливую технологию из фантастической книги? Какие-то нанороботы в голове, доступ к мыслям и знаниям, всё это слишком оторвано от реальности. Но так ли это невозможно и надуманно на самом деле?
В наши дни
Нейроинтерфейсы разрабатываются последние лет 40, и определённых результатов достичь всё же удалось. Если предельно обобщить, то современные разработки представляют собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из наголовных датчиков, регистрирующих мозговую активность, и ПО, интерпретирующего получаемую информацию. Основные усилия разработчиков сейчас направлены на создания всевозможных нейроимплантатов, которые помогли бы парализованным, инвалидам и людям с некоторыми тяжёлыми заболеваниями. Причём речь не только об имплантатах, управляющих движением, но и о приборах, позволяющих обрести слух и зрение.
Ещё недавно бионические конечности, управляемые силой мысли, были исключительно атрибутом фантастических книг. А сегодня учёные уже активно экспериментируют с визуализацией человеческих мыслей. Особый интерес вызывает развитие нейроинтерфейсов с точки зрения применения в видеоиграх, тут от перспектив дух захватывает. В свободной продаже уже присутствуют доступные устройства, позволяющие распознать некоторые базовые эмоции человека. Они уже довольно широко применяются в маркетинге и социологических исследованиях. Возможно, в будущем подобные «эморегистраторы» позволят сразу переключать непонравившийся музыкальный трек, или подстраивать игровое окружение в зависимости от эмоциональной реакции пользователей. Сейчас игровая индустрия вообще уделяет много внимания технологиям регистрации эмоций и управления с их помощью. Собственно, реалистичная виртуальная реальность больше всего интересна именно игроделам.
Однако для создания подобной технологии необходимо сначала решить одну важнейшую проблему, которая пока никак не поддаётся. Для виртуальной реальности необходима двунаправленность нейроинтерфейса. То есть нужно не только считывать информацию из
Нанороботы в будущем могут использоваться для техобслуживания нашей кровеносной системы, удаляя со стенок сосудов наслоения холестерина и жира. Но можно ли надеяться, что когда-нибудь мы «научим» нанороботов взаимодействовать с нейронами нашего
Нейронет: зло или благо?
Если Курцвейл окажется более-менее прав в своих предсказаниях, то в течение жизни одного поколения мы получим массовую технологию подключения к сети с помощью нейроинтерфейса, схожую с той, что описывается в книге Рюкера. Как можно оценивать пересечение этого технологического рубежа с наших сегодняшних позиций?
Экология от этого только выиграет. Причём вовсе не из-за снижения энергопотребления. Доступная сверхреалистичная виртуальная реальность станет своеобразным ментальным и эмоциональным убежищем для сотен миллионов людей. А это почти наверняка приведёт с падению потребления всего и вся. Иными словами, пошатнутся основы современной экономики, зиждущейся на постоянном увеличении продаж. А низкие продажи означают падение производства. Соответственно, человечество будет генерировать меньше мусора и потреблять меньше всевозможных ресурсов.
Те же самые нанотехнологии могут привести к прорыву и в сфере возобновляемых источников питания. Например, есть надежда на скорое появление топливных ячеек наноразмера. Вероятно, удастся и радикально повысить эффективность солнечных панелей.
Что же касается недостатков, то тут мы вступаем на скользкую дорожку ужастиков. Нельзя исключать, что с появлением всемирной нейросети учёным всё-таки удастся создать искусственный интеллект. Ведь в их распоряжении будут
Но всё же угроза злонамеренного искусственного интеллекта пока довольно эфемерна. А вот хакинг с помощью нейроинтерфейса — нет. И к этой проблеме, которая обязательно возникнет, надо будет готовиться заранее. Можно пофантазировать и представить, как из военных лабораторий могут выйти нанороботы, занимающиеся извлечением железа, цинка и меди из человеческих тел. Искусственный вирус.
Но наибольшее опасение вызывает наша собственная человеческая сущность. Привлекательность виртуальной реальности может оказаться настолько неотразимой, что мы быстро погрязнем в гедонизме. Подключившись, люди будут овощами лежать на диванах, мало двигаться, спать и питаться, не говоря уже о гигиене. Здравствуй, Матрица.
Автор: sashaeve