Размытие изображение посредством фильтра Gaussian Blur широко используется в самых разных задачах. Но иногда хочется чуть большего разнообразия, чем просто один фильтр на все случаи жизни, в котором регулировке поддаётся только один параметр — его размер. В этой статье мы рассмотрим несколько других реализаций размытия.
Введение
Эффект Gaussian Blur является линейной операцией и реализуется через свёртку изображения с матрицей фильтра. При этом каждый пиксель в изображении замещается на сумму близлежащих, взятых с определёнными весовыми коэффициентами.
Фильтр называется Gaussian, потому что он строится из функции, известной как гауссиана, :
двумерный вариант которой получен её вращением относительно оси ординат, :
Здесь для каждой пары координат рассчитывается расстояние до центра по формуле , которое передаётся как аргумент в функцию гауссианы.
Матрица, построенная на отрезке и с некоторым уровнем дискретизации, будет выглядеть так:
Или, если рассматривать значения элементов матрицы как уровень яркости, так:
что в терминах обработки сигналов называется импульсной характеристикой, поскольку именно так будет выглядеть результат свёртки данного фильтра с единичным импульсом (в данном случае — пикселем).
Изначально гауссиана определена на бесконечном интервале. Но за счёт того, что она довольно быстро затухает, можно исключить из вычислений значения, близкие к нулю — поскольку они всё равно не отразятся на результате. В реальных приложениях также необходима нормализация по значению, чтобы после свёртки яркость изображения не изменялась; а в случае размытия изображения, в котором каждый пиксель имеет один и тот же цвет, не должно меняться и само изображение.
Для удобства часто используют нормализацию и по координатам, посредством введения дополнительного параметра — чтобы рассматривать аргумент в диапазоне , а определяет степень сжатия гауссианы:
Делитель здесь получен через определённый интеграл на бесконечности:
Начало
Для произвольного фильтра нам нужно сначала определить собственную функцию затухания от одной переменной , из которой вращением получается функция от двух переменных путём замены на , где и это координаты элемента матрицы в диапазоне , и которая далее используется для заполнения элементов матрицы. Нормализацию будем считать не аналитически, а непосредственным суммированием всех элементов матрицы — это и проще, и точнее — поскольку после дискретизации функция получается «прореженной», и значение нормализации будет зависеть от уровня дискретизации.
В случае, если элементы матрицы нумеруются с нуля, координата или считается по формуле
где — порядковый номер элемента в строке или столбце, а — общее количество элементов.
Например, для матрицы 5 на 5 это будет выглядеть так:
Или, если исключить граничные значения, которые всё равно равны нулю, то координаты будут считаться по формуле
а матрица соответственно примет вид
После того, как элементы матрицы были рассчитаны по формуле, необходимо посчитать их сумму и поделить матрицу на неё. К примеру, если у нас получилась матрица
то суммой всех её элементов будет 40, и после нормализации она примет вид
и суммой всех её элементов станет 1.
Линейное затухание
Для начала возьмём самую простую функцию — линию:
Кусочно-непрерывное определение здесь нужно, чтобы функция гарантированно уходила в ноль и при вращении не возникало артефактов на углах матрицы. Кроме того, поскольку при вращении используется корень из суммы квадратов координат, который всегда положителен, то и функцию достаточно определить только в положительной части значений. В итоге получим:
Мягкое линейное затухание
Резкий переход от наклонной линии к нулю функции может вызвать противоречие с чувством прекрасного. Для его устранения нам поможет функция
в которой определяет «жёсткость» стыковки, . Для, например, получим
а сам фильтр будет выглядеть как
Гиперболическое затухание
Фильтр можно сделать более «острым» и более плавно уходящим в ноль, взяв в качестве образующей другую функцию — например, гиперболу, а плавный переход к нулю обеспечив путём суммирования с параболой.
После всех вычислений и упрощений получим формулу
в которой параметр определяет характер затухания:
а сам фильтр будет выглядеть (для ) как
Имитация эффекта боке
Можно пойти и другим путём — делать вершину фильтра не острой, а тупой. Наиболее простой способ реализовать это — задать функцию затухания как константу:
Но в таком случае мы получаем сильную пикселизацию, что контрастирует с чувством прекрасного. Сделать его более гладким на краях нам поможет парабола высших порядков, из которой посредством её смещения вдоль оси ординат и возведением в квадрат получим
Варьируя параметр , можно получить широкий спектр вариантов фильтра:
А слегка модифицировав функцию затухания, можно сделать более выраженным кольцо на краях фильтра, например так:
Здесь параметр определяет высоту центра, а — резкость перехода к краям.
Для получим
а для
Вариации гауссианы
Можно модифицировать и непосредственно саму функцию гауссианы. Наиболее очевидный способ для этого — параметрировать показатель степени — мы сейчас рассматривать не будем, а возьмём более интересный вариант:
За счёт того, что при стремящемся к единице знаменатель стремится к нулю, дробь стремится к минус бесконечности, а сама экспонента также стремится к нулю. Таким образом, деление на позволяет сжать область определения функции с до . При этом, при за счёт деления на ноль () значение функции не определено, но имеет два предела — предел с одной стороны (изнутри) равен нулю, а с другой стороны — бесконечности:
Поскольку граничные значения в интервал не входят, то нуля в пределе только с одной стороны вполне достаточно. Интересно, что это свойство распространяется и на все производные этой функции, что обеспечивает идеальную стыковку с нулём.
Параметр определяет схожесть с гауссианой — чем он больше, тем сильнее получается схожесть — за счёт того, что всё более линейный участок приходиться на центр функции. Можно было бы предположить, что за счёт этого в пределе можно получить оригинальную гауссиану — но, к сожалению, нет — функции всё-таки разные.
Теперь можно посмотреть, что получилось:
Вариации формы
Изменив функцию перехода от двух координат к одной , можно получить и другие фигуры, а не только диск. Например:
Перейдя на комплексные числа, можно конструировать и более сложные фигуры:
При этом нужно следить, чтобы при преобразовании координат не выходить за пределы интервала — ну или наоборот, доопределить функцию затухания для отрицательных значений аргумента.
Несколько конкретных примеров
Статья была бы не полной без практического испытания на конкретных изображениях. Поскольку у нас не научная работа, то и изображение Лены мы брать не будем — а возьмём что-нибудь мягкое и пушистое:
Те же фильтры, но для текста:
Заключение
Аналогичным образом можно строить и более сложные фильтры, в том числе и с усилением резкости или выделением контуров; а также модифицировать уже рассмотренные.
Отдельный интерес представляет и нелинейная фильтрация, когда значения коэффициентов фильтра зависят от координат или непосредственно самого фильтруемого изображения — но это уже предмет для других исследований.
Более подробно вывод функций для стыковки с константой рассматривается здесь. В качестве функции затухания также могут быть использованы оконные функции, рассмотренные здесь — нужно лишь масштабировать аргумент c (0,1) на (,1) или изначально считать оконные функции по формуле .
Исходный документ Wolfram Mathematica для этой статьи можно скачать здесь.
Автор: Refridgerator