Наткнулась на эту задачу совершенно случайно. У меня знакомая через год после окончания магистратуры снова решила учиться и начала готовиться к поступлению. А значит что-то нужно просто повторить и вспомнить, ну и разобраться с чем-то новым. Вот сидела она над какой-то задачей, я проходила мимо. Задача показалась весьма простой (школьного уровня), но надо немного подумать.
Итак, рассматриваемая здесь задача звучит так: даны угол и точка внутри него. Через эту точку провести отрезки, имеющие концы на сторонах угла, так, чтобы полученный треугольник имел наименьший периметр.
Задачка является частью доказательства задачи Фаньяно.
Первые мысли, которые приходят в голову, это, наверное, построить перпендикуляры (как кратчайшее расстояние до сторон). Отображаем точку симметрично относительно и (получаем точки и ).
У некоторых сразу же может возникнуть искушение соединить точки пересечения перпендикуляров и сторон угла . После чего появляется ложное впечатления «я сделяль», и кажется, что — это тот самый треугольник.
Всё не так. Тот факт, что две стороны треугольника — кратчайшие (перпендикуляры до прямой), еще не делает периметр треугольника минимальным.
На самом деле поиск треугольника с наименьшим периметром использует утверждение: кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. Дополнительные построения должны привести к тому, чтобы все длины сторон искомого треугольника оказались на прямой. Соединяем точки и . Точки пересечения прямой со сторонами угла и есть оставшиеся искомые вершины треугольника.
и являются медианами и высотами(точка симметрично отображена относительно сторон угла) треугольников и соответственно, значит треугольники и — равнобедренные. Видно, что периметр треугольника равен длине отрезка . Треугольник с меньшим периметром найден.
Возьмем какие-нибудь другие точки( и ) на сторонах угла.
Периметр этого треугольника оказывается больше, чем длина отрезка .
Вот и все. Удачи всем поступающим!
Автор: AnROm