В четверг 8 октября в 15:00 однокурсница, друг и начальник (от имени которой я и публикую этот пост) поставила передо мной, историком по образованию, задачу написать статью для Хабрахабра о том, почему Хабрапользователи должны (!) отправляться работать в школу, нести разумное, доброе и вечное. И так, чтобы статья не выглядела рекламой (работы учителя?), а еще была бы со статистикой, чтобы побольше цифр и опоры на науку. В общем, при постановке задачи был задействован почти весь арсенал стереотипов о тех, кто тут обитает. Тем не менее, рассказать об этом именно здесь нужно.
Мы в проекте "Учитель для России", который запустился в этом году, хотим привлечь для работы в школу самых талантливых, лучших из лучших. Даже «Яндекс» с нами соглашается и приглашает одну из презентаций нашего проекта провести у них. Хабрахабр же славится своей аудиторией, и мы пришли сюда в поисках.
Итак. Мы набираем учителей в школы. Казалось бы, тем же самым сейчас занято Российское государство, но как вам без сомнения известно, есть свои нюансы.
Кто работает в системе школьного образования сегодня?
По данным Госкомстата в 2014-2015 учебном году в школах работало 1052 тыс. учителей.
81% из них – женщины.
84% – с высшим образованием.
Средний возраст – 52 года, притом, что средний возраст россиянина – 39,4.
Со средней заработной платой 17000–20000 руб. в месяц (за исключением Москвы). И это с учетом стажа более опытных педагогов и после начисления всех надбавок.
А это значит, что при всем уважении к людям, выполняющим одну из важнейших задач для выживания и существования нашего общества, в школе за небольшие деньги работают немолодые образованные женщины.
«Так было всегда» (на самом деле, нет). Почему это плохо?
Наши коллеги из «Продленки» уже писали здесь о том, как «digital immigrants» (учителя) учат «digital natives» (современных учеников). То есть в одном классе во время одного урока одновременно находятся люди из разных миров. Часто это ведет к тому, что у учеников и учителей – разная, но одновременно схожая цель – выжить (пережить момент совместного общения). Достижение этой цели, однако, не способствует реализации главной задачи системы образования, то есть самому образованию.
Согласно данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment / PISA) Россия в 2012 г. оказалась на 34 месте среди 65 государств по уровню математической грамотности. Вот более чем красноречивая картинка:
СССР был самой читающей в мире страной. По крайней мере, так говорила советская пропаганда. А что в России? По данным все той же PISA по уровню читательской грамотности наши школьники еще ниже – на 37 месте из 65. И судя по очередной картинке, они умеют искать информацию, но иногда затрудняются с тем, чтобы оценить найденное и применить на практике. То есть чтение ради чтения. Поиск ради поиска. Увлекательно, но не про развитие.
Это, кстати, связано с традиционным школьным вопросом: "Как геометрия/ алгебра/ история/ география пригодится в жизни?" С нынешним подходом — никак. То есть в рамках школьного образования ученики фактически привыкли не оценивать полученную информацию, не искать в ней практическую значимость, а заучивать.
Не лучшим образом обстоят дела и с естественными науками. С. С. Бердоносов, доктор химических наук и учитель средней школы №171 (г. Москва) пишет в своей статье о кризисе школьного химического образования:
«Очевидно, что для успешного развития России в ближайшие десятилетия крайне важно обеспечить высокий уровень преподавания химии в школе и привлекать в научно-исследовательскую и производственную деятельность хорошо подготовленных выпускников средних школ».
Источник: «Первое сентября».
И необходимо еще раз напомнить, что учителя, в большинстве своем немолодые женщины, имеющие богатый, но уже сложившийся опыт общения с учениками, а значит, их методы, в том числе и воспитательной работы, практически не меняются.
Источник: группа вКонтакте «Типичная училка»
Таким образом, нынешняя система образования, одним из ключевых составляющих которой является преподавательский состав, зачастую не понимающий своих учеников, медленно, но верно обеспечивает снижение уровня знаний, умений и навыков школьников во всех областях, что в свою очередь отражается на жизни всей страны и т. д. и т. д. и т. д.
А как же педагогические вузы?
Педагогические вузы бывают замечательные. Например, Московский педагогический государственный университет или Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Но в целом, картина печальная. Как правило, в такие вузы поступают слабые выпускники школ, только 5% из них хотят в действительности работать в школе. И только 20% выпускников этих вузов приходят в школы. В общем, пока педагогические вузы не помогают решать проблему омоложения учительского состава.
Что предлагают?
В 1863 г. Н. Г. Чернышевский написал книгу, в качестве заголовка которой взял один из извечных русских вопросов: "Что делать?". Государственные органы России тоже попробовали ответить на этот вопрос относительно развития системы школьного образования. В государственной программе "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы среди «принципиальных изменений», которые должны произойти до 2020 г., названы:
- «качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам…;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров…;
- существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет)».
Что делаем мы?
О том, насколько эффективной окажется государственная программа, мы сможем судить только в 2020 г., когда срок, на который она рассчитана, подойдет к концу. Однако в проекте "Учитель для России" мы сами задались вопросом, чем можем помочь, чтобы упомянутые «принципиальные изменения» произошли.
Для решения этой проблемы мы обратились к международному опыту – проекту Teach for all, опыт которого и лег в основу его российской локализации. Подобные проекты существуют в 36 странах мира: Великобритании, Германии, Швеции, Австралии, Индии, Китае и др. В них включены более 15 тыс. учителей по всему миру.
Источник: Teach for All
Например, в Великобритании статистика сдачи GSCV (британского аналога ЕГЭ) в школах, куда пошли работать участники проекта (на островах он называется Teach First), относительно других школ (0% на графике) значительно улучшилась.
Источник: Teach First
Согласно исследованиям департамента образования США, учителя математики, пришедшие в американские школы в рамках подобной программы (Teach for America), оказались эффективнее, чем их коллеги.
Источник: Teach for All
Там же, в США 50% участников программы после ее завершения продолжают работать в школах. Более того, они сами открыли 800 школ по всей стране.
А вот статистика из другой части света. Индия.
- 98% директоров индийских школ, участвующих в программе Teach for India, считают, что в ее рамках применяются инновационные методы проведения уроков, более интересные для учеников, чем методы традиционные.
- 92% тех же директоров рекомендовали методы участников нашей программы другим учителям.
Источник: Teach for India
Как это получается?
1. Отбор лучших выпускников вузов для школ-участниц программы. Если отправлять случайных людей в случайные места, может получиться совершенно случайный результат. Именно поэтому мы проводим четырехступенчатый отбор всех участников проекта, предлагая заполнить анкету, пройти skype-интервью и поучаствовать в Центре оценки. Последний этап отбора – Летний институт. Обучение в нем является непосредственной подготовкой к выходу в школу, практикой. По его итогу и мы, и участники программы окончательно принимаем решение о готовности идти к детям в качестве учителей с 1 сентября.
Таким образом, мы отбираем тех, кто хочет сделать школьное образование лучше, готов вкладывать в это свои знания и умения, развивать навыки. И неважно, имеют ли участники программы педагогическое образование. Для нас важен личный интерес каждого, способность неординарно мыслить, готовность нести ответственность за свои слова и поступки.
В прошлом году к нам на программу поступило 489 заявок, после первых двух этапов отбора осталось – 98. На работу в школы Москвы, Воронежа, Московской и Воронежской областей вышли – 42 молодых учителей.
Вот, что они говорят:
2. Интенсивная педагогическая подготовка. Мы не отправляем молодых учителей к детям не подготовленными, чтобы не травмировать в первую очередь самих детей.
Такая подготовка начинается еще летом на уже упомянутом Летнем институте, где будущие учителя в течение 5 недель, иногда по 12 часов в день проходят интенсивное обучение у лучших педагогов страны, коучей, специалистов в сфере образования, получая большой объем теоретических, и в первую очередь практических, знаний.
Сейчас принято повторять, что образование должно быть непрерывным. Это касается и учителей. Участники нашей программы на протяжении всего своего участия в ней проходят тренинги, участвуют в мастер-классах и не перестают совершенствоваться. Кроме того, они работают с коучем, не связанным с педагогикой напрямую, а также с педагогом, являющимся специалистом по предмету, который они преподают.
3. Мы ожидаем, что за два года, пока длится программа, произойдет профессиональное развитие наших учителей. Учителя из первого набора начали свою работу в школах 1 сентября 2015 г., поэтому данный пункт пока является нашим ожиданием. Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы планы исполнились. Во второй год участники программы разработают свой собственный социальный проект с возможностью получения гранта на его реализацию.
С опорой на эту методику мы пошли вперед. Нашими партнерами стали «Сбербанк России», «Высшая школа экономики», «Яндекс», о котором уже писал выше.
Верим ли мы, что у нас все получится?
Верим. Понимание ситуации, в котором находится система образования в нашей стране, и тот путь, который прошли страны в рамках программы Teach for All, порождает не просто веру, а уверенность в правильности того, чем мы занимаемся.
Все это позволяет не только внедрить в школы современные образовательные методы и технологии и создать иной образ успешного учителя. Отправляя молодых учителей в первую очередь в областные школы, мы стремимся решить проблему неравного доступа к качественному образованию. Уже многократно упомянутое выше исследование PISA ясно свидетельствует о том, что уровень преподавания в школах городов-миллионников и всех остальных школах России принципиально отличается.
Изменить это важно для нас. И надеемся, что для вас тоже.
Алексей Столяров
Автор: alionamarkovich