Предисловие
19 августа 2024 года вступили в силу изменения в статью 7 закона «О рекламе», которые запрещают рекламу криптовалют и связанных с ними услуг в России. В частности, был добавлен пункт 13, запрещающий рекламу цифровой валюты, а также товаров, работ и услуг, направленных на организацию её обращения.
В этой статье разберем, что именно запрещено, какие исключения существуют и какая ответственность предусмотрена за нарушение.
Что запрещено рекламировать?
Согласно новому пункту 13 статьи 7 закона "О рекламе", в России запрещена реклама:
-
Цифровой валюты.
-
Товаров, работ и услуг, направленных на организацию обращения цифровой валюты.
Разберем по частям.
Запрет рекламы цифровой валюты
Однако важно понимать, не все криптовалюты подпадают под определение "цифровой валюты" с точки зрения закона.
В статье 1 Закона "О ЦФА" написано: "цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам" .
Под это определение подпадают, например, Bitcoin (BTC) и Ethereum (ETH). Их реклама теперь запрещена.
Вопрос рекламы стейблкоинов является дискуссионным. Одним из характерных признаков цифровой валюты по законодательству РФ является отсутствие лица, обязанного перед каждым владельцем цифровой валюты. Например, у стейблкоинов, таких как USDT, EURT или CNHT, есть эмитент (например, Tether Limited), который обязан перед владельцами. На первый взгляд, это исключает стейблкоины из категории цифровой валюты, что, казалось бы, позволяет их рекламировать.
Тем не менее, судебная практика чаще склоняется к признанию стейблкоинов цифровой валютой. В связи с этим, реклама стейблкоинов сопряжена с рисками, и от нее рекомендуется воздерживаться во избежание потенциальных юридических последствий.
Запрет рекламы услуг, связанных с обращением цифровой валюты
Организация обращения цифровой валюты — это деятельность, направленная на обеспечение перехода криптовалюты от одного владельца к другому. Сюда относится деятельность:
-
Криптобирж.
-
Криптообменников.
-
P2P-платформ.
Реклама таких услуг теперь запрещена.
Например, нельзя на каком либо ресурсе в Рунете написать: "Хочешь стать успешным трейдером? Bybit — твой надежный партнер!". Это будет рекламой криптобиржи. А реклама криптобиржи, как мы выяснили, в РФ запрещена.
Однако реклама майнинга, обучающих курсов или юридических услуг для криптобизнеса не подпадает под запрет, так как не связана с переходом криптовалюты между лицами.
Что считается рекламой?
Согласно пункту 1 статьи 3 закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Критерии отнесения информации к рекламе:
-
Адресованность неопределенному кругу лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации.
Например, пост в Telegram-канале с 1 000 подписчиков, направленный на продвижение криптобиржи, будет считаться рекламой. Даже если канал закрытый, но доступ к нему может получить любой желающий (например, через регистрацию), информация будет признана рекламой.
То же самое касается и закрытых крипто-мероприятий. Если билет потенциально могут купить все, то информация на мероприятии также может считаться рекламой. А если к мероприятию можно попасть только по пригласительным, которые заранее определены организаторами, то в этом случае информация на данном мероприятии не будет считаться рекламой, так как она будет адресована заранее определенным лицам.
-
Цель — вызвать интерес к объекту в целях продвижения его на рынке.
Реклама должна мотивировать человека выбрать конкретный товар или услугу и подтолкнуть его к покупке. Её главная задача — вдохновить на действие: купить, заказать, воспользоваться. Это и есть её основная особенность — способность влиять на решение потребителя.
Исключения: что не является рекламой?
-
Справочно-информационные материалы.
Сюда можно отнести обзоры рынка криптовалют, криптобирж, криптообменников. Например, информация с различными криптообменниками на сайте BestChange не является рекламой, так как сервис осуществляет только мониторинг обменников, не выделяя какой то один из них, и не занимается продвижением данных обменников на рынке.
-
Информирование о собственной деятельности.
Размещение компанией у себя на сайте или на своей странице в социальных сетях, в мобильном приложении информации о своих услугах не является рекламой.
Например, на сайте криптообменника Insight прямо написано: "Безопасный и надёжный обменник криптовалют на наличные — Insight«. Эта информация не является рекламой, так как размещена на официальном сайте криптообменника с целью информирования посетителей о деятельности компании.
Но если эта информация будет визуально выбиваться из группы других услуг (выделен цветом, стрелкой, анимацией, закрепом, спецпредложением или другим способом), содержать призыв приобрести конкретную услугу, привлекать внимание к какой-то услуге больше, чем к другим, то это будет считаться рекламой.
-
Личное мнение пользователей социальных сетей.
Посты блогеров, рассказывающих о своем опыте использования криптовалют, не считаются рекламой, если они не содержат призывов к покупке или чрезмерного акцента на достоинствах конкретного продукта.
Например, рассказ блогера о процессе онбординга на различных криптобиржах не будет считаться рекламой, так как цель - в информировании подписчиков, предоставлении справочной информации.
-
Упоминания в произведениях.
Если криптовалюта или связанные с ней услуги упоминаются в фильме, книге или видеоролике органично, без цели продвижения, это не считается рекламой.
Один из известных примеров упоминания криптовалюты в фильме — это фильм «Крипто» (2019). В этом триллере главный герой, финансовый аналитик, сталкивается с миром криптовалют, отмыванием денег и киберпреступностью. Фильм напрямую связан с темой биткоина и блокчейна. Но действия в фильме не направлены на продвижения товаров/услуг какого либо криптобизнеса. Поэтому и информация в фильме не считается рекламой криптовалюты и сопутствующих ей услуг.
Распространение рекламы в интернете: территориальный аспект
Закон "О рекламе" применяется к отношениям в сфере рекламы, если реклама распространяется на территории России, независимо от места её производства. Возникает справедливый вопрос: в каких случаях реклама в Интернете будет считаться распространенной на территории России? Ведь Интернет не имеет территориальных границ своего распространения.
Представим ситуацию: блогер ведет Telegram-канал. Живет в Дубае. И вот в один прекрасный день он опубликовал пост с рекламой криптообменника. Будет ли считаться данный пост рекламой на территории РФ.
Здесь играют роль несколько критериев: пост написан на русском языке, большинство подписчиков блогера жители России, блогер получает донаты из территории России. Данные признаки будут говорить о том, что реклама распространяется на территории РФ и подпадает под запрет.
Ответственность за нарушение запрета
За нарушение запрета на рекламу криптовалюты и связанных с ней услуг предусмотрена административная ответственность по статье 14.3 КоАП РФ:
-
Для граждан — штраф до 2 500 рублей.
-
Для должностных лиц — до 20 000 рублей.
-
Для юридических лиц — до 500 000 рублей.
Инициатором возбуждения дела выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Проверка может быть начата как по инициативе ФАС, так и на основании заявления третьих лиц.
Заключение
Новые правила создают значительные ограничения для рекламы криптовалюты и сопутствующих ей услуг. Однако из-за отсутствия четкой судебной практики остаются вопросы о том, как именно будут применяться нормы закона в реальных ситуациях.
Участникам рынка важно учитывать, что отнесение информации к рекламе осуществляется индивидуально, исходя из её содержания и обстоятельств размещения. В условиях динамично развивающегося цифрового пространства это требует особого внимания к формулировкам и способам распространения информации.
Пока практика привлечения к ответственности только формируется, участникам рынка стоит быть осторожными и учитывать риски, связанные с нарушением новых правил.
Автор: Oksana_Sid