А почему? Часть 1. Вводная

в 12:31, , рубрики: бизнес-модели, жизненный цикл бизнеса, жизненный цикл изделия, маркетинг, производство, Управление продажами, Управление продуктом, управление проектами, экономика
А почему? Часть 1. Вводная - 1

Мы все умрём. Рано или поздно, и в этом не стоит сомневаться. Ровно точно так же отомрёт и текущее мироустройство, создав что то новое. И я этому безмерно рад.

Сегодня я бы хотел поговорить о культе потребления, который уже стал каким то чёртовым флагом нашей цивилизации. Ну как поговорить? Помонологизировать, вы же мне сможете ответить только в комментариях (и это гораздо круче, чем полное отсутствие обратной связи). Но сделать это немножко с другой стороны, чем обычно.

Люди, конечно, те ещё ... люди. Все низменные пороки в той или иной пропорции есть в каждом из нас. Но нельзя поддаваться самой простой трактовке: "это заговор", "во всем виновата %ПАРТИЯ_NAME%" и так далее. Я бы хотел в нескольких частях попробовать рассмотреть текущую ситуацию с точки зрения простой логики. Конечно, в конце я приду к тому же выводу, что причина в том, что люди - это люди. Но понимание картинки в целом позволит не просто орать "просрали полимеры", а понять, можно ли сделать что то иное, что то качественно .... "следующее", что ли?..

Поехали?

Предисловие.

Простите, будет долго. Ну потому что тема слишком обширна, и по ней надо пройти не паровым катком сумбура в попытке донести до так обидно отвыкающего от длинных текстов каждого индивида. Да плевать на каждого индивида, в конце концов! Материал для думающих и анализирующих, а не попытка кликбейта и хайпа. Поэтому объем накопленных материалов просто не влезет в одну статью, и их будет сколько то.

Несмотря на то, что материал будет разбит на части, я выложу их только по готовности все сразу. Во-первых, к чёрту интригу. Тут либо прочитать все последовательно, собрать в мнение и ощущение и обсудить, либо - раздёргать важную, на мой взгляд, тему на кучку разрозненных обсуждений ради .... да не знаю, ради чего.

Во-вторых, я человек. Со своими слабостями. Одна из них - лень. У меня уже есть один начатый, но не оконченный цикл про роботов, о котором я со стыдливой стеснительностью помню и периодически порываюсь к нему вернуться. Чтобы так не произошло и тут - только публикация всех частей одновременно.

В-третьих, докапываясь до сути вещей, придётся задеть большой пласт причин и следствий, и неизбежно затронуть темы, которые традиционно на хабре не принято обсуждать. Возможно, это будет хабросуицид, но тема на мой взгляд настолько важна, что пофиг.

Естественно, стоит накинуть немножко контекста. Меня зовут Саша. 35 годиков. Как это модно сейчас говорить - системный предприниматель. Робототехника и станкостроение. Программирование прикладное и встраиваемых систем. Кораблестроение, машиностроение, пищёвка, ювелирка и прочее. Семья и потомство, которому мне хотелось бы оставить после себя лучшую версию того, в чем я сейчас живу.

В начале был...

А почему? Часть 1. Вводная - 2

... Алкоголь. В постоянном решении задач нет времени на то, чтобы консолидировать какие то мысли. Сначала ты работаешь, потом - отдыхаешь. Потом пора спать, чтобы как то разлепить глаза утром.

Алкоголь заставляет сознание блуждать, лениво ворочая булыжники мыслей, пока внезапно они не ссыпятся лавиной, собранной и стройной, в пропасть формулировок и обсуждений.

Некоторые используют для этого препараты. Что я, конечно, осуждаю. И, конечно, всем плевать на моё осуждение.

Вот в один из таких вечеров за стаканчиком крепкого и вкусного, в процессе долгой беседы и родилась попытка собрать воедино ощущения, прочитанные мысли, собственные выводы. И попытаться сделать это, не сваливаясь в сторону простых объяснений, погрузившись в суть явлений.

Про что речь.

Конечно, начать стоит с того, а о чем же мы будем говорить. Я более чем уверен, что читающий эти строки так или иначе в курсе событий, но позволю себе отнять 5 минут, чтобы консолидировать мазки в общую картинку коллапса.

Товары сегодня превратились не в товары. Общество рассматривается корпорациями только как группа потребителей, кусок от которых она имеет, как в прямом, так и в переносном смысле. Важно только одно - как часто и как много людей пользуются товаром марки ХХХ. Чем чаще вы достаёте кошелек и покупаете, тем больше радуются эффективные менеджеры. С продуктами питания все достаточно просто (нет). Скушал и завтра снова хочешь кушать и идёшь в магазин. А вот со сложными устройствами сложнее (извините за каламбур) - тут нам в идеале купить товар и пользоваться им до конца своих дней. Но это абсолютно не выгодно производителю.

На эту тему написано огромное количество статей. Есть фильм - называется "заговор лампочки", который рассказывает о том, что при создании продукта производители создавали действительно надёжные вещи, служащие веками. Но потом всемирный (естественно) заговор (кто бы сомневался) заставил ввести термин "плановое устаревание". Лампочки стали сгорать чаще. Принтеры имеют чип, который контролирует количество напечатанных страниц, и искусственно его ломает при достижении определенного предела.

Есть прекрасная книжка "99 франков". В этой книжке рассказывается обратная сторона мира маркетинга и пиара. В цинично-эпатажной манере книга рассказывает о отношении производителя к потребителю, о мире создания желания потреблять.

Наш сегодняшний мир про то, как производить больше. Дешевле. Заставить купить все произведенное, причем сделать это так, чтобы покупатель был счастлив покупке, по сути, ненужной вещи. И это ведёт нас к краху.

Чем плохи текущие версии

Вы спросите "Саш, мы же про это знаем. Нафига ещё одно переливание из пустого в порожнее на тему?". Резонно.

Я читал статьи о том, как все плохо. Какие сволочи капиталистические, похерили все доброе и светлое. А вот раньше трава была зеленей, пиво вкусней, да и люди добрей. Звериный оскал капитализма недрогнувшей рукой и так далее. Про это - книги, про это - фильмы. Но проблема, а вернее, комплекс проблем, у них общий.

Во-первых, злобные герои бывают только в кино, психушках и тюрьмах. Которые вот прям стопроцентно, бесконечно антагоничны. Нисколько не пытаясь оправдать или выбелить сложившуюся систему, хочу пойти на шаг дальше. Зачем? Понимая внутренние мотивы, можно придумать как противоядие, так и создать систему, которая будет учитывать текущие ошибки. Она, естественно, будет иметь свои, но не ошибается тот, кто ничего не делает. А порочность сложившегося устоя видна невооруженным взглядом и просто убивает. Сотнями и тысячами.

Во-вторых, мне крайне не нравится медийная составляющая этой темы. "Заговор лампочки" - рефлексия в духе "нас поимели, все пропало". "99 франков" и схожие с ним фильмы и сериалы слишком эпатажно-неоднозначны. Да, сейчас, с высоты 35 прожитых лет (тут должны усмехнуться в усы люди сильно меня старше и процедить "Щенок!") я уже могу отдавать себе отчёт в том, что ощущение себя богом, повелевающим массами, кокаин на завтрак, обед и ужин, шлюхи в бесконечном количестве - это путь саморазрушения, это жизнь, к которой испытываешь брезгливость. В 18 при прочтении такой книги вполне себе может завлечь ее дух псевдобунтарства, вседозволенности и роскоши, которую описывает автор. В этой книге слишком много эмоций и грязи, книга призвана эпатировать и заставлять задуматься. Но заставляет ли?

Мне не хватает простого, рационального, взвешенного разбора, который не превращался бы в экономическую теорию, но при этом не обладал бы той легкостью и вместе с тем рациональностью, как указанные выше материалы.

Что я и попытаюсь сделать.

А почему? Часть 2. Вот раньше… / Хабр (habr.com)

Автор:
dtcDev

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js