Как писать, когда не умеешь и лень

в 12:18, , рубрики: контент, маркетинг, писательство, письмо, редактура, Учебный процесс в IT, Читальный зал

Многие сравнивают писательство с каким-то творческим процессом. Это ошибка — мы все умеем писать по умолчанию. Сначала нас учили письму в школе, а потом пришли мессенджеры и это дело превратилось в ежедневную привычку.

Но говорим мы чаще, чем пишем. Именно поэтому, когда нужно написать пояснительное письмо или статью, становится лень и хочется объяснить все устно. Чтобы не лениться, нужен системный подход и немного терпения. В этой статье расскажу об алгоритме, который помогает писать мне.

1. Составить план

Первым делом нужно привести в порядок кучу информации в голове.

Лучше всего составлять план по принципу дерева. Его суть в том, что в рассказе вы идёте от общего к частному. Основная идея письма — это ствол дерева. Вытекающие подробности — ветви. Второстепенная информация — листья.

Например, мы хотим рассказать о прошедшем мероприятии. Мероприятие — это ствол. Ветвями будут выступления спикеров. Листочки — информация о каждом спикере, презентации и ключевых моментах.

Подробнее о принципе дерева и других приема письма пишет Саша Карепина в книге «Искусство делового письма».

image
В плане идите от общего к частному: сначала основная мысль — потом детали

На этом этапе не нужно заморачиваться, как это все потом расписать. У вас должна быть только структура. Причем план нельзя просто держать в голове. Обязательно запишите его в блокнот. Можно нарисовать на бумаге или расписать прямо в редакторе.

image
Главное, чтобы план был перед глазами, а не в голове. Можно набросать его прямо в редакторе

Когда план не в голове, а перед глазами, становится понятно — какой раздел на своем месте, а что нужно переместить. Можно даже написать каждый пункт на карточках и перемещать их по необходимости. Карточки с лишней информацией, которая уводит от основной идеи, можно смело выбрасывать. А схожие карточки — группировать.

2. Набросать эскиз

Эскиз — сырой вариант текста. В эскизе могут быть ошибки и тональность сапожника. Вы просто берете пункт из вашего плана и расписывать своими словами.

В начале есть риск залипнуть в пустой экран и долго подбирать первое слово. Это называется «синдром белого листа».

Чтобы побороть синдром, начните со слов «Здравствуй, дорогой...» и дальше имя знакомого вам человека. Это может быть друг, сестра, папа или бабушка. Идеально, если этот человек подходит под описание ваших будущих читателей.

Про то, как начать и, в общем, о письме советую еще две книги:

Ещё один плюс такого способа — вы рассказываете историю реальному человеку, а не абстрактной толпе читателей. Так и надо: вы хоть и пишите для широкой аудитории, но человек как правило читает в одиночестве.

Когда пишите эскиз, не задумывайтесь о том, как звучит текст. Возможно позже он в корне поменяется. Сейчас нужно так, как диктует ваш голос в голове: с тавтологией и не связанными абзацами.

3. Прочитать вслух и отредактировать

Текст можно сравнить со статуей, где автор — скульптор. В первом шаге мы построили каркас нашей статуи. Во втором накидали жирные мазки и получили грубую форму. Теперь будем оттачивать силуэт и шлифовать неровности.

Написанный эскиз нуждается в редакции. В нем много несостыковок, тавтологий, кривых конструкций и избыточной информации. Лучший способ все это исправить — читать текст вслух. Громко, чтобы слышать себя.

Нелепые конструкции встречаются в тексте, потому что мы пишем не так, как говорим. При чтении текста вслух вы понимаете, где может споткнуться читатель. Такие фрагменты нужно перефразировать и проверить снова. Не бойтесь переписывать целые предложения и абзацы — результат вас впечатлит.

И так со всем текстом: исправили предложение — прочитайте вслух. Нужно, чтобы читалось легко и естественно. Легко — значит на одном дыхании и без пауз. Естественно — как в разговорной речи.

Типичные ошибки, с которыми сталкиваюсь я на этапе редактуры:

Повторения. Когда в нескольких предложениях подряд используется одно и тоже слово. Чтобы избежать повторов, подбирайте синоним. Если не получается — переписывайте все предложение.

Плохо:
Я часто использую цитаты классиков в своих статьях. Такие цитаты вносят в работу разнообразие и, к тому же, солидно смотрятся.

Хорошо:
Я часто использую цитаты классиков в своих статьях. Такой ход вносит в работу разнообразие и, к тому же, солидно смотрится.

Избыток местоимений. Как в предыдущем случае, но вместо обычных слов — местоимения. Большинство из них можно просто удалить без потери смысла.

Плохо:
Как-то мы заказывали логотипы у фрилансеров. Мы подробно расписали свой проект и указали стоимость.

Хорошо:
Как то мы заказывали логотипы у фрилансеров — подробно расписали проект и указали стоимость.

Не естественный порядок слов. Исправить ошибку легко, просто прислушайтесь к внутреннему чутью.

Плохо:
Я заказал парочку, чтобы дома потом разводить.

Хорошо:
Я заказал парочку, чтобы потом разводить дома.

4. Выпить чай и прочитать снова

Когда долго возишься с текстом, сложно трезво его оценивать. В народе говорят «глаз замылился». Так бывает и с коротким сообщением, и с большой статьей. Чтобы вернуть трезвый взгляд, нужно отвлечься. Можно попить чай, прогуляться, пообщаться с коллегой. Просто забудьте о тексте и займитесь чем-нибудь другим.

Если сроки не поджимают, лучше отложить финальную редакцию на следующий день. Даже в армии говорят, что солдат должен переспать со своим письмом. Это очень мудрый совет — на следующий день вы смотрите на свою статью объективно и со свежей головой.

Перед отправкой обязательно проверьте текст в специальных сервисах. Вы можете не заметить опечатку или орфографическую ошибку, а читатель примет все это за неграмотность.

Спеллер — орфографические ошибки
Главред — сложные конструкции и штампы
Орфограммка — запятые и опечатки

Автор: pamparumba

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js