Дорогой Исследователь Цитат: десятилетиями самым могучим СМИ было телевидение. Интернет кардинально поменял процесс нашего доступа к информации. Сегодня общество изучает само себя при помощи поисковых систем. Однако оба этих канала получения информации по большей части существуют за счёт рекламы. Содержательное выражение, описывающее такую искажённую перспективу, звучит так:
Вы не потребитель, а продукт
Не могли бы вы исследовать историю этого изречения?
Исследователь Цитат: В 1973 году художники Ричард Серра и Карлота Фэй Скулман пустили в эфир короткое видео под названием «Телевидение поставляет людей». Под успокаивающую музычку на синем фоне медленно проплывал белый текст. Содержавшиеся в нём сообщения по сути были схожими с исследуемым изречением.
Коммерческое телевидение поставляет 20 миллионов человек в минуту.
На коммерческих каналах зритель платит за привилегию быть проданным.
Потребляют потребителя.
Вы – продукт телевидения.
Вас поставляют рекламодателю, который и есть потребитель.
Он потребляет вас.
Зритель не отвечает за телепередачи.
Вы и есть конечный продукт.
Приведём и другие дополнительные цитаты на эту тему, в хронологическом порядке.
В 1989 году “The New York Times” опубликовала обзор под названием «Видео пускает волны в мире искусства» [1989 November 17, New York Times, Video Is Making Waves in the Art World by Andy Grundberg, Start Page C1, Quote Page C34, New York. (ProQuest)]. В нём описывалась выставка в Музее американского искусства Уитни. Работа Серра и Скулман также демонстрировалась на выставке.
Ричард Серра, наиболее известный грандиозными скульптурами из листового металла типа «Наклонная арка», создал одно из первых суровых видео, «Телевидение поставляет людей», демонстрирующееся в экспозиции «Мир изображений». Единственные изображения в этом видео – это слова, прокручивающиеся на экране с небольшой, но постоянной скоростью, и передающие такие простые критические сообщения, как «Вы – продукт телевидения».
Ричард Серра, «Наклонная арка»
В 1999-м компания AllAdvantage запустила сервис, показывавший рекламу людям, занятым просмотром страниц сайтов. Объявления появлялись вверху или внизу экрана. Просматривавшие их пользователи получали по 50 центов в час, с максимумом в $20 в месяц [1999 March 30, Associated Press Archive, Article: Internet users can get paid to surf the Web, Author: Martha Mendoza (AP Business Writer), Dateline: San Jose, California. (NewsBank Access World News)].
В декабре 1999 года в сообщении, появившемся в сети Usenet, автором которого был Стив Аткинс, обсуждалась компания AllAdvantage и содержалось утверждение, схожее с исследуемым:
Если вы хотите продавать всякий отстой, клиенты alladvantage – не самый плохой демографический срез для рекламы. Я не хочу сказать ничего про какого-то конкретного клиента AA, просто про их общую демографию.
Эти клиенты – не потребители, а продукт. Всех клиентов АА продают за несколько копеек в час.
Автор Клэр Вулф в 1999 году написала статью под названием «Младший брат следит за тобой: угроза корпоративной Америки», в которой обсуждали электронные ринки персональных данных, биометрические системы, чёрные ящики в автомобилях, записывающие информацию, и другие технологии отслеживания людей. Статья сохранилась в Интернет-архиве. Основной её тезис как раз подходит к теме обсуждения:
Возможно, потому, что вы уже не потребитель. Вы просто «ресурс», которым управляют в целях получения прибыли. Потребителем теперь служит кто-то другой – и у него обычно ваши интересы не стоят на первом месте.
Кто же потребитель? Не вы, ведь ваша жизнь низведена то данных, которые можно продать, по которым можно искать, и из которых можно делать выводы. Потребитель – каждый, кто хочет получить кусочек вашей жизни.
В июне 2001 тема сообщения в группе новостей Usenet Usenet от Тома Джонсона содержала полностью идентичную обсуждаемой теме строку:
Тема: Вы не потребитель, вы – продукт.
А в самом сообщении было следующее:
Вернуться позже: телевизионные зрители не потребители, они – продукты, и демографический срез молодых людей более интересен рекламщикам, поскольку первые достаточно тупые для того, чтобы обращать внимание на рекламу.
В августе 2010 года веб-сайт Metafilter опубликовал статью об агрегаторе новостей Digg. Автор одного из комментариев под ником blue_beetle оставил колкое замечание. В профиле blue_beetle указано имя Эндрю Льюиса:
Если вы за это не платите, вы не потребитель; вы – продаваемый продукт.
В сентябре 2010 года влиятельный издатель Тим О’Райли составил твит с упоминанием этого замечания Льюиса, и с указанием на страницу Metafilter:
В книге 2012 года «Притворись: ваша личность в онлайне на вес золота. Руководство по цифровой самозащите» [2012, Fake It: Your Online Identity Is Worth Gold. Guide to Digital Selfdefense by Pernille Tranberg and Steffan Heuer, Chapter 2: You Are the Product, Unnumbered Page, Published by Berlingske in collaboration with People’s Press, Copenhagen, Denmark. (Google Books Preview)] был следующий пассаж:
«Если вы за это не платите, то вы не потребитель; вы – продаваемый продукт». Так сказал интернет-пользователь под ником blue_beetle, чьё настоящее имя, по-видимому, Эндрю Льюис, в посте от августа 2010 года. Это стало мемом и девизом людей, переставших покупать «бесплатные» билеты, при помощи которых веб-компании дурачат нас.
В заключение можно отметить, что эта поговорка эволюционировала со временем. Ричард Серра и Карлота Фэй Скулман создали интересную предпосылку в 1973 году. Очень похожую вещь написал Том Джонсон в 2001-м. Расширенное определение дал Эндрю Льюис в 2010-м.
Автор: SLY_G