Друзья, так получилось, что долго писал этот материал (выкраивал время по чуть-чуть, грамматических ошибок много), но в итоге его не опубликовал. Решил выложить его тут, думаю он будет интересен всем. Итак, поехали. Будут вопросы, пишите, по возможности буду отвечать.
Сегодня я хочу рассказать Вам о развитии рынка интернет рекламы: что было 10 лет назад, что происходит сейчас и чего ожидать в ближайшие 2 года, мнение исключительно мое.
2006 год
Рынок интернет рекламы формируется, как платформа для коммерческого продвижения компаний. Реклама строится на выводе ключевых слов в поисковой системе Яндекс и использовании контекстной рекламы. Питерские компании активно занимаются обменом ссылок, выводя сайты в топ, Московские компании начинают использовать первый сервис по покупке и продажи ссылок –
2007 год
Рынок быстро развивается. Появляются первые сетки сайтов, направленные на продажу ссылок. Цена ссылки зависит от тематического индекса цитирования. Чем он выше, тем дороже ссылка. Начинается искусственная накрутка ТИЦ и дальнейшая продажа ссылок. Интернет заполонили сайты, сделанные не для продажи услуг или товаров, а имеющие фиктивные номера телефонов и несуществующие адреса. Интернет бизнес стремительно развивается. Появляются первые компании, которые в дальнейшем станут Digital агентствами полного цикла.
2008 год
На рынок выходят несколько Digital агентств, которые в 2014 году станут одними из самых крупных агентств в интернет рекламе. Начинает набирать обороты новый вид рекламы – тизерный (это рекламный блок, состоящий из небольших картинок и описаний к ним). Как следствие: появляется большое количество сайтов, направленных на получение трафика в интернете. Топовые компании в интернет бизнесе, такие как Rambler и Ko и Mail Group, начинают покупать другие порталы для расширения своей аудитории. Появляется первый пульт управления ссылками SeoPult, который значительно упрощает покупку ссылок. Как следствие – интернет магазины начинают активную борьбу за топы выдачи и наращивание ссылочной массы.
2009 год
Интернет реклама получает новый виток: все крупные b2b компании начинают переводить работу на подрядчиков в Digital агентства. Причина достаточно проста: все агрегаторы и источники трафика берут предоплату за трафик или ссылки, а порталы, продающие рекламу, работают по пост оплате. Digital агентства становятся обычным промежуточным звеном между конечным клиентом и исполнителем, забирая себе комиссию. Часто комиссии доходят до 300%. В этом же году появляются Конвееры, которые работают через операторов сотовой связи и продают результаты различных тестов за смс или подписку.
2010 год
Продажа ссылок на биржах находится на пике активности. Небольшие компании начинают заключать договора не на позиции в поиске, а на приходящий трафик на сайт (то есть компании начинают продавать более качественное продвижение сайтов). В связи с этим появляются первые накрутчики трафика. За счет конвееров тизерная реклама быстро набирает обороты. Вебмастера учатся создавать первые одностраничные сайты (landing page) для продажи смс тестов. Прибыли доходят до 1000% и выше.
2011 год
Первое сильное изменение алгоритма Яндекса (подробнее тут: yandex.ru/blog/webmaster/10399). Все больше вебмастеров переходит с продажи ссылок на работу в тизерной рекламе. Появляется множество трафиковых порталов, которые продают тизерную рекламу. Набирает обороты новый пульт Rookee, преимущество которого заключается в полной автоматизации процессов по аренде ссылок и в возможности устанавливать минимальную цену ссылок на 1 ключевое слово – 1 рубль. Все больше клиентов начинают заказывать услугу трафика, а не топа. Появляются первые клиенты, которые работают по системе CPA (cost per action), оплата за действие. То есть клиент платит не за топ и не за трафик, а за определенное действие клиента (например оплата за регистрацию, за звонок, за оплату заказа).
2012 год
В интернет рекламу полноценно входит понятие Landing Page, многие компании начинают делать одностраничные сайты для рекламы своих услуг. Тизерная реклама и трафиковый бизнес начинают терять обороты, так как сотовые операторы ставят жесткие условия по продаже подписок. Вебмастера начинают продавать товары посредством тизерной рекламы и Landing Page. Набирают обороты всевозможные купонаторы, агрегаторы объявлений. Как следствие – большая доля рынка интернет рекламы уходит им.
2013 год
Появляются первые игроки рынка, осуществляющие рекламу для компаний за % с продаж. Агрегаторы объявлений еще больше набирают обороты, идет активная борьба за топы всех крупных игроков рынка (Авито, Циан, Авто ру и другие). Сегмент e-commers находится на пике популярности. Крупные интернет магазины вкладывают миллионы во все виды рекламы: тизерная, CPA, SEO, контекстная реклама, агрегаторы объявлений. Набирает обороты SMM реклама, активно раскручиваются сообщества в социальных сетях, компании начинают покупать таргетированную рекламу. Появляется RTB реклама (Real Time Bidding) — технология закупки медийной рекламы посредством программируемых онлайн-аукционов, которой пророчат перевернуть рынок интернет рекламы верх дном.
2014 год
Начинается активное развитие мобильных приложений, мобильного трафика. Появляется все больше адаптивных сайтов, которые приходят на смену мобильным версиям сайтов и которые сами подстраиваются под любой размер экрана. Все крупные компании начинают переделывать свои порталы под новые условия рынка. Бюджеты на рекламные компании в интернете падают, кризис. Заказчики становятся все умнее и не готовы просто так платить за рекламу. Все больше и больше игроков рынка рекламы хотят привязываться к конкретным показателям по достижению цели, и за это платить. Мелкие компании начинают разоряться, так как не готовы по бюджетам конкурировать с крупными.
2015 год
На мой взгляд это переломный год для многих крупных компаний. Все время компании рассматривали SEO, как основной источник получения прибыли. Сайт в топе поисковых систем – компания получает клиентов, сайт не в топе – компания не получает клиентов. В этом году Яндекс меняет алгоритм ранжирования сайтов, из-за этого происходит перераспределение рынка интернет рекламы. SEO становится дорогим, долгим и рискованным. Многие крупные интернет магазины и компании, которые до этого жили только за счет SEO, банкротятся. Развитие трафиковых сайтов становится невыгодным. Клиенты все меньше покупают банерную и тизерную рекламу. Популярность набирает реклама, направленная на обучение бизнесу, тренинги по инвестированию, покупка и продажа франшиз. Активно появляются сайты гибриды: продуктовый сайт + landing page + корпоративный сайт. Бюджеты на рекламу падают еще сильнее. Часть компаний по продаже услуг рекламы закрывается, часть начинает демпинговать. Многие Digital агентства работают почти в ноль. В этом же году появляется услуга динамического ремаркетинга (подробнее тут: support.google.com/adwords/answer/3124536?hl=ru)
2016 год и дальше
На сегодняшний день рынок интернет рекламы изменился. Очень часто исполнители не готовы идти на условия, которые устраивают клиентов (например оплата услуг с процента прибыли). Клиенты не готовы платить деньги за воздух. На мой взгляд дальше будет достаточно простая ситуация: специалисты по интернет рекламе уйдут в прошлое, так как они не смогут выдержать конкуренцию со специалистами широкого профиля. На смену им придут компании и эксперты, которые будут готовы предложить комплексное развитие бизнеса, которые понимают бизнес процессы компании. И которые в состоянии не только выстроить всю воронку продаж и поднять конверсию. Но и которые будут готовы привязываться к результату, продумывать индивидуальный, наиболее эффективный метод продвижения именно этой компании. И которые сами владеют навыками запуска и ведения всех видов интернет рекламы.
Источники данных: support.google.com, yandex.ru/blog/, память автора статьи.
Автор: AlexTram