Как айтишник из Ашана выбирался из зарплаты в 35 000 рублей

в 15:00, , рубрики: бизнес, бизнес с нуля, бизнес-анализ, бизнес-модель, бизнес-процессы, долги, маркетинг своими руками, Развитие стартапа, стартап, стартапы; команда; опыт

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога на основе интервью с владельцем игровых комнат и разработчиком детских игр В. Макаренко.  

Я из маленького города, и всегда завидовал предпринимателям. В инстаграм* они выглядели такими свободными, такими счастливыми. Когда в областном центре я видел их черные машины и белоснежные виниры, я мечтал, что когда-нибудь и сам стану предпринимателем. 

Я работал в АШАН за 35 000 ₽ в месяц, и несмотря на то, что в трудовой у меня было написано IT-специалист, по факту работал на телефоне: 

Алло, у меня сломались весы, приезжайте, пожалуйста!

У меня сломалась касса!

Поэтому много времени оставалось, чтобы думать, как бы заработать денег. 

Здесь я уже придумал 

Здесь я уже придумал 

Попытка уйти в бизнес №1: икеевская полка для виртуальной реальности 

В 2013 году появились первые VR очки – Oculus Rift. Я заказал их на Ebay (30 000 ₽) и обклеил икеевскую полку (она уже была дома). 

Так получился пост виртуальной реальности, икеевская полка работала рекламной поверхностью.
Так получился пост виртуальной реальности, икеевская полка работала рекламной поверхностью.

За 4 кв.м в ТЦ мне назвали аренду в 30 000 ₽. Я прибавил зарплату сотрудников, расходы на рекламу. Смета получилась на 90 000 ₽ и решил, что не потяну. 

Как айтишник из Ашана выбирался из зарплаты в 35 000 рублей - 3

Попытка уйти в бизнес №2: детский игровой притон 

Наконец, мы с женой решились работать на себя и вместо одной VR-полки запланировали открыть детский игровой парк. Расчет был переехать из Уфы в Белорецк (60 000 население), чтобы в маленьком городе это было в новинку. 

Так, в 2014-м получая зарплату 35 000 ₽, я ощутил себя профессиональным предпринимателем, уволился и взял кредит на 450 000 ₽.  

Инвестиции детский игровой центр 

Я купил приставки Xbox и PlayStation (100 000 ₽) и телевизоры (70 000 ₽).

Всего мы вложили 335 000 ₽, а остальное ушло на первые зарплаты и аренду. 

Как айтишник из Ашана выбирался из зарплаты в 35 000 рублей - 4

Ожидание 
Прибыль прикинули на салфетке. Просчитал, что за рабочий день с 9 до 22.00 будет приходить 50-60 человек, вход по 300 руб, умножаем на 50, получаем 15 000 в день. За месяц – это 450 000 ₽, то есть 350 000 ₽ чистыми!

Я думал, будет как с выставкой роботов или цирком. Мы откроемся на пару недель, а люди сами пойдут к нам за зрелищами и будут отдавать деньги.

Я думал, будет как с выставкой роботов или цирком. Мы откроемся на пару недель, а люди сами пойдут к нам за зрелищами и будут отдавать деньги.
Поехали! 

Поехали! 

Реальность
В городе Белорецк на 60 000 человек за 300 ₽ в игровой парк никто не хотел, и постепенно ценник опустился до 120 ₽, а количество посетителей сильно недотягивало до бизнес-плана. 

Мы планировали быть счастливыми и богатыми, работать тогда, когда захотим, а начали работать с 9 до 23:00 без выходных каждый день на протяжении 3 лет как зомби. А средняя прибыль заведения была в районе 45 000 ₽ в месяц. 

Как айтишник из Ашана выбирался из зарплаты в 35 000 рублей - 7

Кальяны, пиво, дети 

Мы не понимали, на какого клиента ориентироваться, и получилось, что помещение каждый начал использовать по-своему. 

– Антикафе 

Парни заходили поиграть в фифу и настолки, а мы организовали им кальян. Угли от кальянов прожигали мебель. 

Двое покупали игровое время, а остальные бесплатно смотрели, получался такой стриминг по-белорецки. 

Двое покупали игровое время, а остальные бесплатно смотрели, получался такой стриминг по-белорецки. 

– Игровой клуб 

Тусовка пацанов 16-20 лет думает: “че делать?” — 120 ₽ в час, вроде немного. И вот играют у тебя приличные парни, а уже у нас им звонят друзья. 

Але, ты где?! Я в Мегатроне! 

Так подтягивается вся тусовка.

Круги общения разные и вроде сначала к тебе заходят нормальные пацаны, а вот по таким звонкам приходят к ним уже не нормальные пацаны.

Круги общения разные и вроде сначала к тебе заходят нормальные пацаны, а вот по таким звонкам приходят к ним уже не нормальные пацаны.

Так, все местные кадры под разными веществами становятся твоими посетителями. 

– Пивбар 

Наша арендодательница, земля ей пухом, скажем так, сориентировалась. Она увидела толпы разной степени благополучности подростков в своем здании, сложила 2 плюс 2, и забацала напротив нас спорт-пивбар. 

То есть теперь парни, приходившие к нам порубасить в мортал комбат и фифу теперь могли удобно зацепить пивка напротив. А мы потом до ночи оттирали все от разлитого пиваса. Так, шаг за шагом у нас сформировались комбо злачного места.  

– Игровая комната 

Тут же мамы приводили поиграть детей.

Для них у нас было наготове жвачки, сладости, кофе и свечи-фонтаны. 

Для них у нас было наготове жвачки, сладости, кофе и свечи-фонтаны. 
В какой-то момент, как вы понимаете, сегменты целевой аудитории начали друг с другом конфликтовать.

В какой-то момент, как вы понимаете, сегменты целевой аудитории начали друг с другом конфликтовать.

Финансово мы выживали, но денег катастрофически не хватало. В один момент мы не смогли платить по кредитам, и когда начались звонки коллекторов, мы разделились. Жена оставалась в игровой, а я дополнительно открыл фотосалон. 

Попытка уйти в бизнес №3: фотосалон

Я взял принтер (20 000 ₽) и швейную машинку (10 000 ₽), арендовал закуток на рынке (10 000 ₽) и занялся печатью на футболках и подушках, которые сам же и шил. Рекламу покупал ВКонтакте в местных пабликах. 

Того, что я пережил в этой будке, я не видел ни в нашем игровом притоне, ни в такси, где я иногда подрабатывал по ночам. Клиенты, которые мало платят, хотят вытрясти из тебя всю душу. Сейчас я боюсь проходить мимо тех мест, меня чисто физически трясет. 

Постоянными клиентами была категория романтических девчонок. Девушки печатали футболки со своей фотографией или где они целуются с парнем и сердечками, чтобы подарить своим половинкам. Наверное, так они пытались «пометить свое».

Их было так много, что я даже думал запустить на них отдельную рекламу.  

Их было так много, что я даже думал запустить на них отдельную рекламу.  

Их было так много, что я даже думал запустить на них отдельную рекламу.  

Ей хочется, чтобы у него было что-то про нее. Наверное, эти футболки никто никогда не надевал. Удивительно, но мальчики такие тоже были. Они печатали футболки: 

“Карина, я тебя люблю, с тобой навеки”

Когда ты целыми днями шьешь такие подушки за 30 000 ₽ в месяц, вечерами тебе становится грустно. Подушки справа это большой заказ для школы, так как сроки, конечно, были вчера, я шил их всю ночь.

Когда ты целыми днями шьешь такие подушки за 30 000 ₽ в месяц, вечерами тебе становится грустно. Подушки справа это большой заказ для школы, так как сроки, конечно, были вчера, я шил их всю ночь.

В лучшие месяцы это приносило порядка 30 000 ₽. С учетом того, что я сидел там с 9 до 20:00. Когда-то было больше, а когда-то приходилось возвращать деньги.

Ситуация с налоговой  

Пока мы сутками работали с женой (она в игровом притоне, я в фотосалоне) за 75 000 ₽ денег, на налоги у нас, конечно, не оставалось. Я сдавал нулевые декларации. И тут от налоговой приходит письмо. 

Прежде чем пойти на ковер, я посоветовался с друзьями. 

– Откуда они знают, что вы вообще работали. Скажи, что 3 года делаете ремонт, что-то тестируете понемногу.

С таким планом я пошел в инспекцию. 

– А что это, Владимир, вы работаете, а налоги нам не платите?! 

– Дак где работаем-то, Анастасия Викторовна, мы вот, ремонты делаем.

Фотки показываю. Мы и правда тогда часто делали ремонты. Инспектор открывает нашу группу ВК. 

И показывает наши отчетные фотоальбомы. 

И показывает наши отчетные фотоальбомы. 

Да вы что угараете? У нас уже все дети к вам ходят на праздники, мы сами у вас празднуем.

А там взрослые женщины, у них и правда детям по 8-10 лет. Тут я понял, что нужно сдаваться. 

– Если хотите проблем, мы устроим, если не хотите, оплатите по графе уточнение платежа по налогам. 

Я заплатил 90 000 ₽ за три года, а с налоговой стал дружить, они посоветовали мне удобную систему налогообложения – патент (42 000 ₽ в год).

Попытка уйти в бизнес №4: детский игровой центр

Все поменялась, когда одна мама пришла с запросом:

Ребенок не хочет никаких аниматоров и ведущих, хочет у вас отметить день рождения.  Мы взяли чуть больше почасового прайса, запустили кинект спорт и иксбокс и провели праздник. Когда мы от одного человека получили больше дневной выручки и минимум проблем, мы решили, что нужно сосредоточиться на детских праздниках. 

А чтобы отвадить аудиторию, сложившуюся вокруг нас, мы переехали.

Новый адрес – новый бизнес. 

Новый адрес – новый бизнес. 

 Игра, которая перевернула игру 

Еще когда работал в айти, я всегда интересовался разработкой мобильных игр на unity. Я начинаю думать, как сделать детские праздники интереснее. И сначала пилю игру в стиле Minecraft. 

Дети делились на команды, и игра генерировала для них задания. Ведущий объяснял правила, выдавал реквизит и поздравлял именинника, а все остальное происходило автоматически. Игра считала очки, включала музыку, определяла победителя.

Сделана очень просто, такое можно повторить в PowerPoint. Но для детей это было нечто

Сделана очень просто, такое можно повторить в PowerPoint. Но для детей это было нечто

Дальше я пишу интерактивную игру, где дети могут управлять игрой с помощью своего тела. Обычная веб-камера смотрит на ребенка, и скрипт анализирует движения.  

Детей, которые всех Джеков Воробьев и Человеков пауков посмотрели, интерактивные игры очень радовали. 

Дети делятся на команды и калибруются на экране.

Дети делятся на команды и калибруются на экране.
Нужно присесть и вылупляются яйца. Задача – попасть разноцветными яйцами в ящик.

Нужно присесть и вылупляются яйца. Задача – попасть разноцветными яйцами в ящик.

Кто больше всех яиц наприседает в ящик, тот и победил. Тут уже алгоритм анализирует положение тела и понимает, где находится рука, где голова. А на фоне играют песни, сгенерированные нейросетью. Может показаться, что такое работает только на свадьбе, где все под глубоким градусом, но детям это тоже отлично заходит.  

А здесь нужно приседать, чтобы муха съела свеклу. Механика как у аппарата в пятерочке, который достает игрушки.

А здесь нужно приседать, чтобы муха съела свеклу. Механика как у аппарата в пятерочке, который достает игрушки.
А в этой игре нужно убивать монстров, и дети прям визжат 

А в этой игре нужно убивать монстров, и дети прям визжат 

Дети видят, что действиями могут влиять на игровой процесс и очень радуются. Они соревновались, кричали, и это порвало весь город.

Сейчас делаю более сложные игры, где веб-камера смотри на ребенка, а нейросеть по координатам вычисляет, где находится рука, где голова, и ребенок может управлять элементами в игре. 

Сейчас делаю более сложные игры, где веб-камера смотри на ребенка, а нейросеть по координатам вычисляет, где находится рука, где голова, и ребенок может управлять элементами в игре. 

 Получился такой станок по автоматизации праздника. И наше предложение стало звучать так:

Приведите детей, а все остальное сделаем мы! Но не забудьте еду. 

Мы не хотели связываться с Роспотребнадзором.

Одному нравится Бэтмен, другому Уэнсдей, а у нас разные игры и интерактив удовлетворяет всех.

С интерактивными играми это стало похоже на бизнес, отмечать дни рождения к нам ходил весь город, и приносило от 80 до 150 000 ₽ чистыми. 

Админы получали 28-30 000 ₽ зарплаты, а ведущие по 700 ₽ за праздник. 

 Я думал, что лето – несезон, но пока сводил цифры, понял, что 80-150 000 ₽ чистыми – это реальность. 

Я думал, что лето – несезон, но пока сводил цифры, понял, что 80-150 000 ₽ чистыми – это реальность. 

Попытка №5: продажа игр аниматорам 

Вдохновленный успехом, я прикрыл фотобудку и сконцентрировался на играх. 

Идея была продать игры, которые заходят у нас в другие города и игровые комнаты. Запустил ВК таргет, и это сработало. Когда я продал свою первую игру, ощущения были, будто я нашел первую любовь или добыл огонь. Я подключил простую систему лицензированная и взял 5 000 ₽. 

Мой первый клиент.

Мой первый клиент.

Продавал в основном аниматорам, а жизнь у аниматора сложная. Нужно постоянно быть в тренде. Ты только накопил/купил костюм зомби (от 30 000 ₽), как выходит Уэнсдей и больше никто не любит зомби, все любят ведьм. А если костюм старый, никто твои услуги заказывать не будет. Под каждый праздник надо подстраиваться, кто-то отдельно покупает шутки-прибаутки у сценаристов (от 5 000 ₽). 

А с моими играми ведущему уже не нужно скакать с костюмом, шариками и мыльными пузырями. Достаточно запустить игру, и дальше дети все делают сами, а ведущий освобождается и может фотографировать довольных детей. А родителям не надо отдельно искать аниматора, фотографа, игровую, сценарий, нужно просто прийти.

Я думал, что мое решение должны были купить разом все аниматоры. Игры постоянно обновляются, интерактив, ты сильно выделяешься среди конкурентов. 

Владельцы игровых тоже бы должны среагировать: ты вкладываешь в аниматора в костюмы, актерские курсы, а он может просто уйти и открыть свою игровую и забирает клиентов. 

А у нас главная звездочка – не личность, а программа, и ведущий просто улыбается и жмет на кнопочки. 

А у нас главная звездочка – не личность, а программа, и ведущий просто улыбается и жмет на кнопочки. 

Но оказалось, что аниматоры и владельцы игровых — ребята консервативные, и переходят на новое очень вяло. Однако получилось продавать игр на 100-250 000 ₽ в месяц.  

Дворцы культуры тоже покупали мои игры. 

Дворцы культуры тоже покупали мои игры. 

Попытка уйти в бизнес №6: интерактивные стены 

Денег все еще не хватало и я нашел технологию интерактивных стен.

На эту картинку можно нажать как курсором, как на планшете, а можно кидать мячик. Тут дети кидают мячик в рыбу и она пропадает. 

На эту картинку можно нажать как курсором, как на планшете, а можно кидать мячик. Тут дети кидают мячик в рыбу и она пропадает. 

Та самая интерактивная стена с алиэкспресс, сейчас их полно на Авито  И тут продажи пошли. Крупные конкуренты продавали такие стены за 500 000 ₽. Я нашел аналоги за 20 000 ₽ в Китае, за 500 000 ₽ продавать не умел и стал продавать за 40 000 ₽. То есть крупняки прогревали рынок рекламой, а я своим демпингом подбирал спрос. 

Та самая интерактивная стена с алиэкспресс, сейчас их полно на Авито  

Та самая интерактивная стена с алиэкспресс, сейчас их полно на Авито  

Я подумал, что сэкономлю с партнером 10 лет, представил, как даю интервью Форбс, и мы договорились 50 на 50. Я стал зарабатывать около 300 000 ₽, но работал за всех. Мой телефон постоянно звонил. То что-то сломалось, то не приехало, я стал очень уставать. Наверное, модно сейчас называть это выгоранием и неумением делегировать. 

Поэтому я пришел к своему знакомому бизнесмену. Он продавал детские горки детским садам на много миллионов. Он заинтересовался моим предложением и спросил: 

– Сколько ты зарабатываешь?

– 300 000 ₽, примерно. 

– Со мной сделаешь 3 млн ₽! 

Я подумал, что сэкономлю с партнером 10 лет, представил, как даю интервью Форбс, и мы договорились 50 на 50. 

Я подумал, что сэкономлю с партнером 10 лет, представил, как даю интервью Форбс, и мы договорились 50 на 50. 
Когда я презентовал свои игры команде, мне казалось, что я Илон Маск. 

Когда я презентовал свои игры команде, мне казалось, что я Илон Маск. 

Всего в компании работало 25 человек.  Изначально я видел в партнерстве портал в детские сады, но в детские сады так и не вышли, а зарабатывали на моей аудитории на продаже интерактивных стен. 

Я отвечал за тех. часть, партнер стал директором и подтянул руководителя отдела продаж и маркетинга. Все работали по полной, и уже через полгода бизнес вышел на оборот 8 млн в месяц, и приносил на пике порядка 2 млн ₽ прибыли. 

Всего в компании работало 25 человек.  

Всего в компании работало 25 человек.  

Но прибыль мы вкладывали обратно, а спустя 2 года, я зарабатывал те же 300 000 ₽ и начал обсуждать с партнером подъем моего дохода. Партнер объяснял мне, что денег в компании нет, а я по дружбе не просил показать отчетность на бумаге, деньгами распоряжался он. 

Из-за такого недопонимания я вышел из бизнеса. Долю свою получил. 

Крайняя попытка уйти в бизнес

Я ушел строить свою компанию с блекджеком и всем остальным. Думал про разные варианты:

– Начать делать игры для дома

– Создавать развивающие интерактивные программы и выходить на госучреждения

– Запускать игровые центры

Теперь я отвечаю и за маркетинг, и за продукт, и за продажи, а деньги из проданного бизнеса уже потратил. У меня работает разработчик (120 000 ₽) и менеджер (60 000 ₽). Есть кассовый разрыв. Детям всегда нужно что-то новое, поэтому много вкладывал в новые игры. 

С двумя разработчиками мы взяли за основу OpenCV и нейросети. И сделали современные игры с полным отслеживанием тела. 

С двумя разработчиками мы взяли за основу OpenCV и нейросети. И сделали современные игры с полным отслеживанием тела. 

Свои запланированные 150 000 ₽ вижу далеко не всегда, после 300 000 ₽ раньше – это больно.  Пока работал в партнерстве, работал только над продуктом, а теперь занимаюсь и продажами, и маркетингом сам. Идет, честно сказать, трудно. 

Если под интерактивные стены рынок был прогрет, то про мой продукт никто не знает и все очень долго решаются. 

Свои запланированные 150 000 ₽ вижу далеко не всегда, после 300 000 ₽ раньше – это больно.  

Свои запланированные 150 000 ₽ вижу далеко не всегда, после 300 000 ₽ раньше – это больно.  

С 2014-го я второй раз в долгах, а работаю 24 на 7, поэтому решил расписать эту статью и разобраться, что я делаю не так. Полезно это как минимум мне, а если сможете посоветовать в комментариях, буду благодарен отдельно. 

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога "упал-поднялся" на основе интервью с владельцем игровых комнат и разработчиком детских игр Владимиром Макаренко.  

Уже больше года Слава Рюмин раз в неделю берет интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.  

Может показаться, что “Упал, поднялся” – это веселые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам. 

– Предприниматели и управленцы примеряют истории героев на себя, чтобы найти выходы из кризисных ситуаций; 

– Сотрудники, хотят узнать, сколько денег на них заработали;

– Инвесторы смотрят, какие бизнес-идеи приносят деньги, а какие знакомят с коллекторами

– Продакт-менеджеры читают, чтобы бесплатно получить исследования целевой аудитории предпринимателей. 

Подписывайтесь на блог “Упал, поднялся – интервью про бизнес”. 

*Компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

Автор: slava_rumin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js