Об авторе: Павел Мамаев возглавляет российско-американскую компанию Elka Palka Production LLC, которая занимается созданием интерактивных детских книг и игровых приложений для iPhone / iPad на основе бренда «Эльфишки». (www.elfishki.ru)
Наша компания была создана полтора года назад и за это время мы выпустили двенадцать приложений для iPad и iPhone. Одна из наших детских обучающих сказок, «Эльфишки и Непрошеный гость», вошла в число пятидесяти наиболее популярных платных приложений в разделе «Книги» в американском iTunes Stores. Наши основные рынки сбыта в порядке значимости: США, Россия, Великобритания, Канада и Австралия.
В этой статье я суммирую весь наш прошлый опыт и расскажу, что мы делали и будем делать для продвижения на англоязычном рынке новой сказки «Эльфишки и Представление в фонтане». Речь пойдет о ПЛАТНОМ iOS приложении: раскрутка бесплатных приложений — это отдельный разговор и совсем другие технологии.
Англоязычный рынок iOS vs. русскоязычный
Рассмотрим преимущества англоязычного рынка:
* Англоязычных людей в мире в разы больше, чем русскоязычных. И денег, а значит и Айпэдов-Айподов, на душу населения значительно больше. Проиллюстрировать доходность можно следующим примером: 83-е место среди платных приложений в разделе «Образование» в американском iTunes Store приносит владельцу $250 в день.
* Возможность резко повысить продажи при упоминании на одном из топовых сайтов, специализирующихся на вашей теме. Речь идет о приросте в тысячу с лишним процентов за день. Аналогичного результата можно добиться, если о вас одновременно расскажут десять-пятнадцать сайтов второго эшелона.
В русскоязычном секторе таких взлетов продаж просто не бывает.
* Громадная инфрастурктура, образовавшаяся вокруг культуры Apple. Существует множество англоязычных сайтов, посвященных приложениям на любые темы — а это существенно расширяет ваши возможности в плане пиара.
* Престиж. Достижения на рынке США — это отличный повод для саморекламы. Высокие позиции в американском рейтинге практически гарантируют вам обзоры на популярных сайтах. А это, в свою очередь, повышает продажи.
Базовый набор джентльмена
Первое, что следует запомнить разработчикам, желающим пробиться на англоязычным рынок: чудес не бывает. Конкуренция огромна, и вам придется биться за место под солнцем с настоящими профессионалами. Поэтому если вы не готовы тратить на свое приложение время или деньги (а лучше и то, и другое), то мечтать о серьезных продажах не стоит.
Для начала вам потребуется «базовый набор»:
* качественное приложение (само собой!);
* наличие англоязычного сайта;
* понимание принципов SEO и работы с социальными сетями;
* красивые скриншоты вашего приложения;
* умение составлять толковые описания. Изучаем матчасть — статей на эту тему полным-полно.
* профессиональный переводчик или редактор — носитель языка. Безграмотный перевод способен погубить даже самое лучшее приложение. Запоминаем простую истину: если язык для переводчика — неродной, то у вас есть все шансы получить текст из серии «одна палка, два струна, я хозяин вся страна».
Немедленные результаты
Маркетинговые усилия делятся на две категории: что-то дает немедленный результат, а что-то приносит пользу спустя многие месяцы. Мероприятия из первой категории позволяют вам удержаться на плаву и платить зарплаты; мероприятия из второй категории позволяют надеяться, что однажды ваша маленькая конторка превратиться в солидную корпорацию, ворочающую миллионами долларов.
Немедленные результаты могут принести следующие мероприятия:
1. Обзоры и рецензии на сайтах. Как их заполучить:
a. Сделайте стандартную рассылку просьбы об обзоре — по всем сайтам, освещающим Айфоно-Айпэдные дела. Однако высокой отдачи от этого мероприятия не будет, ибо спам есть спам. К тому же на многих сайтах, занимающихся обзорами, требуется заполнить специальную форму — так что сделать рассылку не так-то просто. Но если подобная стратегия вам подходит, вот тут можно отыскать перечень англоязычных сайтов, занимающихся обзорами: http://www.quietspark.com/reviewsites/ Перечень дан в порядке убывания популярности — согласно Alexa.com
b. Сосредоточте усилия на десяти-пятнадцати сайтах, которые специализируются на приложениях вашего типа. Узнайте, кто именно является обозревателем, разыщите блог или твиттер этого человека, почитайте — кто он, чем увлекается и интересуется. Установите контакт на почве общих интересов — ведь этому товарищу интересно как раз то, что вы делаете.
Если отыскать контактную информацию невозможно, напишите администратору сайта и попросите связать вас с нужной вам Мисс Смит. В крайнем случае можно отправить на сайт запрос и приписать: «I would appreciate if you can forward this request to Miss Smith. Thanks!» — «Я был бы благодарен, если бы вы переслали мой запрос Мисс Смит. Спасибо!»
Эта стратегия требует немалых усилий и временных затрат, но зато и результаты от нее гораздо лучше.
c. Платные ревью. Многие сайты готовы опубликовать обзор вашего приложения за деньги. Если цена умеренная, а целевая аудитория сайта полностью совпадает с вашей, то почему бы и не заплатить?
2. Рассылка пресс-релизов. Эффективность не особо высокая, но кое-какие результаты все же можно получить. Стивен Санде и Эрика Садун, блоггеры мега-популярного сайта TUAW.com, признаются, что первое, что они делают с утра — это просматривают пришедшие на почту пресс-релизы. Девяносто девять запросов из ста отметаются, а на основе оставшегося счастливчика пишется пост. Так же поступают и остальные профессиональные блоггеры и журналисты.
a. Сайты, которые занимаются платным распространением пресс-релизов: www.prweb.com, www.prmac.com
b. А вот список сайтов, которые распространяют пресс-релизы бесплатно: http://mashable.com/2007/10/20/press-releases/
После рассылки пресс-релиза поставьте его заголовок в Google Alert, и тогда вам будут приходить уведомления о публикации вашего материала. Если вы не забудете включить в текст адрес вашего сайта, то, вполне возможно, вы при этом заработаете несколько внешних ссылок.
Примечание: Лично я при составлении пресс-релизов обращаюсь к ребятам с www.prmac.com — они берут всего 20 долларов за базовый вариант и специализируются как раз на продуктах Mac и Apple.
3. Услуги конторы под названием «Бесплатное приложение дня»: http://freeappaday.com/ Удовольствие дорогое (от $3000) и подходящее скорее для игр и приложений с уже наработанным позитивным рейтингом (четыре звезды и выше). Вы делаете свое приложение бесплатным и получаете более ста тысяч загрузок. А дальше уже все будет зависеть от того, что вы сможете предложить своим пользователям.
4. Кросс-промоушен. Если у вас уже есть наработанная клиентская база — т.е. покупатели ваших прошлых приложений, обязательно дайте им знать, что у вас вышло что-то новенькое. Сделать это можно так:
a. вы можете сами написать и вставить в свои приложения систему оповещения клиентов
b. или можно воспользоваться готовой программой — например, такой, как Chartboost: http://www.chartboost.com/.
5. Реклама через поисоквики, Admob или другие приложения. Исходя из моего личного опыта, эта штука не особо эффективна для платных приложений, т.к. за большинство продуктов, рекламируемых таким способом, платить не надо, и пользователь именно этого и ожидает. То же самое касается рекламы на Facebook.
6. Баннеры на других сайтах, платные твиты или посты в блогах. Как и в случае с платными обзорами, этот способ эффективен только если целевая аудитория сайта и вашего приложения полностью совпадает.
Работа на будущее
1. Заведите себе сайт с подпиской на новости. Сайт может быть посвящен либо вашей компании, либо непосредственно приложению. Задача — собрать как можно больше имейлов заинтересованных пользователей, которые в будущем захотят купить ваш продукт. Самый эффективный способ собирать имейлы — это предлагать подписчикам что-нибудь бесплатно. Например, мы раздаем PDF одной из наших иллюстрированных сказок.
2. Создавайте видео-ролики для каждого приложения и загружайте их на YouTube:
a. во-первых, YouTube — это второй по популярности поисковик после Google (не забываем расставлять правильные ключевые слова!)
b. во-вторых, когда вы будете рассылать запросы на обзоры, вы сможете привести ссылку на промо-ролик, который за несколько секунд покажет ваш товар лицом.
3. Заведите аккаунты в социальных сетях: Twitter, Facebook, Google+, Pinterest, и т.п. Ваша цель — набрать как можно больше заинтересованных подписчиков, т.е. создать клиентскую базу для продажи будущих приложений. Задача, прямо скажем, не из легких, но при правильной постановке дела эффективность высокая.
4. Общайтесь с владельцами небольших блогов и предлагайте им написать ревью на ваше приложение. Блоггеры, работающие на маленькую аудиторию, не требуют от вас денег; им всегда приятно внимание, и если со временем их аудитория вырастет, у вас будет выход на популярного автора. Только надо тщательно выбирать — с кем имеешь дело.
Кроме того, малые блоггеры охотно ставят прямые ссылки, а с помощью этих ссылок вы продвигаете свой сайт в поисковиках.
На сайте www.tomoson.com вы можете выставить описание своего приложения и предложить блоггерам написать обзор. Скажем, наша интерактивная книжка «Эльфишки и Огромный торт» таким способом получила 66 ревью в блогах, причем 95% из них были позитивными, а 70% постов содержали ссылки либо на наш сайт, либо на промо-видео, либо на приложение в iTunes Store. А иногда — все вместе.
Примечание: Целевая аудитория Tomoson.com — это мамы, поэтому этот ресурс подходит далеко не всем.
Как привлечь внимание к своей заявке на обзор
Чтобы привлечь внимание блоггера или журналиста к вашей заявке на обзор, можно использовать следующие нехитрые приемы:
В теме письма укажите название и ключевые особенности вашего приложения. Например: New storybook for iPad, Elfishki, teaches your kids conscious reading skills (Новая сказка для iPad «Эльфишки» учит ваших детей осознанному чтению). При этом в заголовке не должно быть больше 80 символов с пробелами.
В саму заявку надо включить:
Точное наименование приложения
Цену
Ссылку на ваше приложение в iTunes Store и ссылку на страницу на вашем сайте, где дается подробное описание приложения.
Один-два скриншота (не больше!)
Ссылку на короткое видео о вашем приложении. Продолжительность ролика не должна превышать одну минуту.
Указание на целевую аудиторию и краткое описание самого приложения, а также объяснение — что в нем такого особенного.
Перечень функций
Промо-код — если у вас платное приложение.
Вашу контактную информация: e-mail, webpage и пр.
О грамотности
И напоследок — об одной важной детали:
Многие журналисты и блоггеры нервно относятся к ошибкам по части орфографии и пунктуации. А многие разработчики, даже те, кто свободно владеют английским языком, думают, что грамотность при переписке — дело десятое.
На самом деле ошибки в письмах — это всегда признак «несерьезности» партнера. Так что если пишете что-либо на английском, проверяйте свой текст по словарю. А по части правописания и пунктуации используйте вот эту памятку: http://www.baryakina.com/pravila_punktuatzii_v_angliiskom_yazyke.php
Там подробно расписано, где ставить запятые, где двоеточия, и какие слова надо писать с большой буквы.
Успехов!
Автор: Elfishki