Новый мультиспектральный анализ манускрипта Войнича выявил скрытые детали

в 7:21, , рубрики: Манускрипт Войнича, рукопись войнича

Судя по надписям, пражский врач по имени Йоханнес Маркус Марци пытался расшифровать рукопись в 1640 году

Учёный-медиевист Лиза Фейгин Дэвис изучила мультиспектральные изображения 10 страниц из манускрипта Войнича

Учёный-медиевист Лиза Фейгин Дэвис изучила мультиспектральные изображения 10 страниц из манускрипта Войнича

Около 10 лет назад несколько листов таинственного манускрипта Войнича были отсканированы с помощью мультиспектральной визуализации. Лиза Фейгин Дэвис, исполнительный директор Медиевальной академии Америки, проанализировала эти сканы и опубликовала результаты вместе с набором изображений для скачивания в своём блоге Manuscript Road Trip. Среди главных находок: к началу фолианта были добавлены три колонки надписей, которые могут быть ранней попыткой расшифровать шифр. И хотя долгое время возникали вопросы о том, является ли манускрипт подлинным или это искусная подделка, Фейгин Дэвис пришла к выводу, что он вряд ли является подделкой и представляет собой подлинный средневековый документ.

Манускрипт Войнича — это средневековый рукописный текст XV века, датируемый 1404-1438 годами, приобретённый в 1912 году польским книготорговцем и антикваром по имени Уилфрид Войнич (отсюда и его прозвище). Наряду со странным почерком на неизвестном языке или коде, книга богато иллюстрирована причудливыми изображениями неземных растений, обнажённых женщин, странных предметов и зодиакальных символов. В настоящее время она хранится в Библиотеке редких книг и манускриптов Бейнеке Йельского университета. Среди возможных авторов — Роджер Бэкон, елизаветинский астролог/алхимик Джон Ди или даже сам Войнич, возможно, в качестве мистификации.

Существует так много конкурирующих теорий о том, что представляет собой манускрипт Войнича — скорее всего, сборник лекарственных трав и астрологических предсказаний, если судить по тем фрагментам, которые удалось достоверно расшифровать, — и так много претензий на расшифровку текста, что это практически отдельная область средневековых исследований. Как профессиональные криптографы, так и любители (включая шифровальщиков во время обеих мировых войн) работали над текстом, надеясь разгадать головоломку.

Среди самых сомнительных — утверждение 2017 года исследователя истории и телевизионного писателя Николаса Гиббса, который опубликовал в Times Literary Supplement длинную статью о том, как он взломал код. Гиббс утверждал, что ему удалось выяснить, что «Манускрипт Войнича» — это руководство по женскому здоровью, странный шрифт которого на самом деле представляет собой набор латинских сокращений, описывающих лекарственные рецепты. В качестве «доказательства» он привёл две строки перевода из текста. К сожалению, говорят эксперты, его анализ представлял собой смесь того, что мы уже знали, и того, что он никак не мог доказать.

Фейгин Дэвис была одним из самых ярых критиков Гиббса. Она также не жалела слов, критикуя заявления Джерарда Чешира, почётного научного сотрудника Бристольского университета, сказанные в 2019 году, когда он объявил о своём собственном решении. Чешир утверждал, что загадочные письмена — это «каллиграфический протороманский язык», и считал, что манускрипт был составлен монахиней-доминиканкой в качестве справочного источника по поручению Марии Кастильской, королевы Арагона. «Извините, друзья, «протороманский язык» — это не что-то реальное», — написал Фейгин Дэвис в своём твиттере. «Это просто ещё одна чепуха, подтверждающая сама себя по кругу». Через два дня после первоначального объявления о «прорыве» Чешира Бристольский университет опубликовал заявление, в котором опроверг свой первоначальный пресс-релиз.

Мультиспектральные секреты раскрыты

 Три колонки надписей, обнаруженные в рукописи Войнича.

Три колонки надписей, обнаруженные в рукописи Войнича.

По словам Фейгин Дэвис, в 2014 году Библиотека Бейнеке разрешила группе визуализаторов из проекта «Лазарь» сделать мультиспектральные снимки десяти страниц манускрипта Войнича с намерением разместить их в открытом доступе в Интернете. По разным причинам изображения не были опубликованы. В 2024 году Роджер Истон из Рочестерского технологического института, который был членом первоначальной команды по созданию изображений, заметил статью, написанную Фейгин Дэвис, и отправил ей письмо с вопросом, не хочет ли она изучить изображения. Она заинтересовалась, и Истон провёл последние три недели, обрабатывая мультиспектральные снимки, чтобы получить текущий набор изображений.

Мультиспектральные изображения полезны для анализа таких вещей, как тонкие средневековые манускрипты, потому что они позволяют выявить выцветший или переписанный текст, а также получить другие сведения. Различные вещества по-разному отражают и поглощают определённые частоты света. Например, в средневековых чернилах было много железа, поэтому чернила глубже проникали в поверхность пергамента. Поэтому даже когда чернила соскабливались или выцветали со временем, их молекулярные связи оставались, и эти следы флуоресцировали под ультрафиолетовым светом. Этот метод визуализации уже использовался для изучения палимпсеста Архимеда и других артефактов.

Когда рукопись впервые попала в руки Уилфрида Войнича в 1912 году, он заметил, что на первой странице на нижнем поле имеется стёртая надпись. Примерно в 1914 году он нанёс на страницу химический реактив, чтобы сделать её более заметной. Ему показалось, что он смог разобрать подпись: «Jacobi à Tepenecz», он же алхимик из Праги по имени Якоб Синапиус, который, вероятно, владел рукописью в конце XVI или начале XVII века.

Анализ, проведённый Фейгин Дэвис, подтвердил открытие Войнича. Она также отметила, что нет никаких доказательств того, что манускрипт Войнича является палимпсестом, то есть пергаментом, который был использован повторно и, таким образом, имел следы подрисовки. Это помогло бы уточнить дату происхождения манускрипта. Анализ на углерод-14 позволяет установить дату около 1425 года, что, по мнению Фейгина Дэвиса, вполне вероятно, поскольку иллюстрации соответствуют этому периоду, но некоторые учёные с этим не согласны. Также не исключено, что манускрипт является современной подделкой. По мнению Фейгина Дэвиса:

Представьте, что вы — фальсификатор начала XX века, пытающийся создать подлинный манускрипт, чтобы обмануть ничего не подозревающих покупателей. Вы находите неиспользованный средневековый пергамент, смешиваете чернила и пигменты по средневековым рецептам и приступаете к работе. Возможно, вам даже придёт в голову добавить на полях подпись и примечания в духе раннего времени, чтобы придать подлинности. Но станете ли вы затем обесцвечивать эти примечания (как вы вообще это сделаете?), заливать их химикатами, а потом надеяться, что когда-нибудь появятся технологии визуализации, которые позволят будущим исследователям прочитать их? Конечно же, нет. Такая линия рассуждений противоречит логике и практичности. Гораздо более вероятно, что манускрипт — это именно то, чем его считают большинство: подлинная книга начала XV века со следами её истории, оставленными прошлыми владельцами и читателями.

Совсем недавно исследователи Войнича обратили внимание на то, что, похоже, является римским алфавитом, написанным на правом поле первой страницы. По словам Фейгина Дэвиса, мультиспектральная съёмка чётко выявила буквы a, b, c, d и e. На самом деле здесь не одна, а три колонки: римский алфавит, ряд символов Войнича и ещё один римский алфавит, на этот раз со смещением на одну букву. Фейгин Дэвис сделала собственную предварительную транскрипцию этих алфавитов и пришла к выводу, что это, скорее всего, ранняя попытка расшифровать манускрипт. Но кто же предпринял эту попытку?

 Сравнение форм букв: Маркус Марси против явленного алфавита.

Сравнение форм букв: Маркус Марси против явленного алфавита.

Чтобы выяснить это, Фейгин Дэвис просмотрела несколько писем, написанных так называемым «мирским почерком», которую использовали Петрарка и Боккаччо в Италии XIV века, поскольку две колонки латинского алфавита в рукописи Войнича также были написаны в этом стиле. Она сравнила образцы почерка с колонками в манускрипте Войнича.

Один из них оказался очень близким: письмо Афанасию Кирхеру от 12 сентября 1640 года, написанное Йоханнесом Маркусом Марци, врачом из Праги, который унаследовал рукопись от своего друга Георга Бареша после смерти алхимика в 1662 году. Марци отправил рукопись Кирхеру в Рим в 1665 году, надеясь, что учёный иезуит и эрудит сможет её расшифровать.

Фейгин Дэвис выявила несколько «сильных маркёров» между двумя образцами почерка, которые, по её мнению, идентифицируют Марси как потенциального дешифровщика. Например, в это время в XVII веке многие люди использовали заметные петли на буквах b, d, f, h, p, q, s и y, но Марси этого не делал. Не делал этого и человек, написавший два столбца латинского алфавита на этой странице манускрипта Войнича. Марци также иногда использовал «открытую чашу» g, m с более высоким первым штрихом, чем последним, и характерную форму букв z — всё это соответствует образцу почерка в рукописи Войнича.

Тем не менее, всех, кто надеется, что мультиспектральный анализ сканов позволит разгадать тайну манускрипта Войнича раз и навсегда, ждёт разочарование, хотя любое новое текстовое свидетельство имеет большое значение для учёных.

«Эти алфавиты, скорее всего, не помогут нам расшифровать манускрипт», — написала Фейгин Дэвис в своём блоге. «Это потому, что лингвисты... и другие исследователи установили, что манускрипт почти наверняка не зашифрован с помощью простого подстановочного шифра, а подстановки в этих колонках в любом случае приводят к бессмыслице. Тем не менее, они добавляют интересную и новую главу к ранней истории манускрипта. Я с нетерпением жду ответа от других исследователей по поводу этих новых доказательств, особенно от экспертов в области криптографии, у которых могут быть идеи о том, зачем Марси или любому другому дешифровщику раннего времени понадобились три колонки алфавитов для выполнения своей работы».

Автор: SLY_G

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js