Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков высказался о планах государства по более жёсткой борьбе с майнерами. Проблема в том, что они не вписываются в государственную экономическую систему и фактически выпадают из-под юрисдикции российского государства, чего допустить нельзя.
«Отмечу, что действия с криптовалютой, не обусловленные российским законодательством, будут считаться нелегитимными, — сказал Аскаков. — Это значит, что „майнить”, организовывать выпуск, обращение, создавать пункты обмена этих инструментов будет запрещено. За это будет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Мы считаем, что криптовалюты, созданные на открытых блокчейнах — биткоины, эфиры и т. д., являются нелегитимными инструментами».
После запрета обменников криптовалюты в Российской Федерации у граждан всё-таки останется возможность купить их за границей и легально владеть этими активами, пояснил чиновник.
Напомним, что 12 марта 2019 года Госдума в окончательном третьем чтении утвердила закон «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса РФ», который закрепляет понятие «цифровое право» (токена) и регулирует использование смарт-контрактов. Он вступит в силу с 1 октября 2019 года, однако не сможет функционировать без закона «О цифровых финансовых активах», который пока утверждён только в первом чтении.
Аксаков напомнил, что принятие закона «О цифровых финансовых активах» подвисло из-за требований FATF по регулированию действующих криптовалют, таких как биткойн и эфириум. Но он считает, что закон будет принят в июне до окончания весенней сессии.
Аналитики блокчейн-интегратора Sputnik DLT и партнер Baseley & Polyak Светлана Поляк объясняют, что правила, которым должны будут соответствовать информационные системы, а также виды цифровых прав и особенности их эмиссии будут определены, вероятно, именно в законе «О цифровых финансовых активах». Закон, вносящий изменения в ГК РФ, определяет, что цифровые права можно отчуждать без согласия эмитента (например, платформы), на них распространяются положения о купле-продаже, их можно заложить, завещать и на них можно обратить взыскание. Он устанавливает рамочное регулирование, основанное на принципе технологической нейтральности, что позволяет создать базовые условия для введения в законодательство актов, регулирующих эмиссию и оборот цифровых прав, а также упрощает заключение сделок в электронной форме.
Несмотря на всё вышеперечисленное, майнинг «иностранных» криптовалют в России всё-таки намерены запретить.
В условиях правового вакуума в России стихийным образом сформировалась индустрия майнинга. Этим бизнесом в кустарных условиях занимаются тысячи физических лиц, а в промышленном масштабе открываются крупные криптофермы. Например, крупнейшую в России криптоферму в прошлом году открыл Алексей Королёв, основатель компании «КриптоЮниверс».
Предприятие находится в Ленинградской области в 155 км от Санкт-Петербурга, рядом с Киришской ГРЭС. Осенью прошлого года «первый гигант российского промышленного майнинга» потреблял 20 МВт. В ближайших планах компании «КриптоЮниверс» — увеличение энергомощности центра до 60 МВт. Площадь майнинговой фермы — 4000 м², на этой территории размещается более 3000 единиц оборудования для добычи биткоинов и лайткоинов.
На обустройство объекта, созданного на базе бывшей биохимической лаборатории, ушёл всего год. Размер инвестиций в строительство составил 500 млн рублей. Компания «КриптоЮниверс» является членом РАКИБ и крупнейшим в стране оптовым поставщиком сертифицированной техники для майнинга от крупнейшего мирового бренда Bitmain.
Ещё одна гигантская криптоферма в России работает на территории бывшего завода «Москвич». Предприятие работает с конца лета 2017 года и принадлежит интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву.
Майнинг-центр в одном из цехов бывшего завода «Москвич». Установка третьего круга фермы. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Майнинговые аппараты на заводе собственного производства, в том числе от бренда Sunrise. Устройства выпускает холдинг Russian Mining Center, в котором Мариничев является учредителем. В 2017 году холдинг омбудсмена РФ собрал $43,2 млн в рамках первичного размещения токенов (ICO).
Майнер с водяным охлаждением на майнинг-ферме Дмитрия Мариничева. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Сборка оборудования на майнинг-ферме Дмитрия Мариничева. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Дмитрий Мариничев делился планами построить ещё несколько майнинг-центров аналогичного масштаба. Впрочем, в ноябре 2018 года команда RMC объявила: «Мы рассматриваем возможность временного отключения фермы до изменения трендов в поведении курса биткоина», так что будущее майнинг-фермы пока туманное. Партнёр Мариничева по проекту — Сергей Бобылев, основатель сети Sunrise, ранее был осуждён за мошенничество в особо крупном размере.
Автор: alizar