В Советском Союзе существовало такое понятие, как «распределение»: по окончании ВУЗа выпускник не мог выбирать, где ему работать, а отправлялся туда, куда ему предпишут. Причём зачастую приходилось уезжать совсем в другой регион страны, года этак на три. Сегодня каждый дипломированный выпускник сам ответственен за своё трудоустройство. И если раньше начало карьеры молодого специалиста можно было предсказать на 90%, то теперь поиск работы сулит неизвестность и сюрпризы. По крайней мере, в IT.
Как вы все знаете, Mail.Ru Group не так давно запустила образовательный проект Технопарк. В рамках этого проекта у нас обучаются талантливые студенты. И нас очень интересует, как они видят своё будущее трудоустройство, что их мотивирует и что, напротив, они считают препятствием на пути к своим целям. Поэтому совместно с компанией Smart Start этой весной мы провели опрос студентов IT-специальностей ряда ведущих московских ВУЗов. И сегодня мы хотим поделиться с вами результатами этого опроса.
На наши вопросы отвечали студенты следующих ВУЗов:
По курсам наши респонденты распределились так:
Важность карьерного роста
В первую очередь мы попросили студентов оценить, какое значение имеет для них возможность карьерного роста при выборе места работы. Среднее значение оказалось равным 4,21 по пятибалльной шкале. Иными словами, важность этого фактора можно оценить как высокую.
Карьерные предпочтения
Далее мы спрашивали, в каких компаниях, по мнению студентов, наилучшие возможности для строительства карьеры.
Как видите, более половины считают, что лучше всего работать в крупных компаниях. Треть предпочитают компании поменьше, но находящиеся в стадии активного роста. И примерно каждый десятый предпочёл бы создать собственное дело, а не подниматься по должностной лестнице.
В третьем вопросе мы попросили описать, какой видят студенты свою самую первую должность в начале своей карьеры:
Наиболее популярный ответ — «Разработчик». Однако из тех, кто планирует этим заниматься, далеко не все определились со специализацией, лишь 40% из будущих разработчиков (то есть 16% от всех опрошенных) более точно указали сферу деятельности — например, разработку на конкретном языке программирования или создание какого-то вида продуктов.
На втором месте по популярности оказалась профессия дизайнера. Примечательно, что 3,5% студентов собираются строить научную карьеру. Лишь 2,7% респондентов планируют начать карьеру с самых младших позиций, вроде junior developer или помощника системного администратора.
В следующем пункте нашей анкеты мы спросили, в какой должности видят себя студенты на самом пике своей будущей карьеры:
Вполне ожидаемо в лидерах оказались различные управленческие должности. При этом около 37% из давших такой ответ (или 18% всех опрошенных) смогли более точно сформулировать, кем и чем они будут руководить. Кстати, обратите внимание, что лишь 1,5% из опрошенных указали, что с самого начала будут строить свою карьеру как управленцы.
Несмотря на то, что 40% студентов планирую начать как разработчики, на пике карьеры планируют остаться в той же сфере лишь 5% (senior developer, ведущий разработчик, старший программист, архитектор ПО). Туманным и неопределённым апогей своей карьеры видят уже 8% студентов против 2% тех, кто не определился с самым началом. 16% студентов не придают значения тому, какую должность они займут на пике, при этом треть из них дополнительно уточнили, что главным является уровень дохода. 2,7% опрошенных ответили, что видят себя в науке (доцент, старший научный сотрудник, доктор наук) в отличие от 3,5%, пожелавших начать карьеру в этой области.
Далее мы попросили оценить, сколько времени понадобится студентам для достижения пика своей карьеры с момента её начала. Среднее время оказалось равным 8 годам, минимальное — 1 году, максимальное — 30 годам. При этом не оказалось никакой связи между выбранной пиковой должностью и временем, необходимым для её достижения.
Положительные и отрицательные факторы для карьерного роста
Здесь мы предложили студентам два набора факторов: первые ускоряют карьерный рост, вторые его замедляют. Нужно было выбрать из каждого набора не более трёх «ускорителей», а количество «замедлителей» не ограничивалось.
*Инфраструктура в ВУЗе, здесь: ярмарки вакансий, бизнес-инкубаторы, связи с компаниями – значение было раскрыто в соответствующем пункте анкеты.
Здесь самыми популярными ответами стали исполнительность, креативность и энергичность. Третье место поделили дефицит выбранной специальности и полученные во время обучения знания и навыки.
Свыше половины студентов считают, что строительству их карьеры помешает неподготовленность к условиям рынка труда. Обратите внимание, что это никак не связано с их уровнем знаний и навыков. Второе место (с большим отрывом от третьего) занимает важность наличия профессионального опыта для потенциального работодателя.
Карьера и образование
В завершение анкеты мы попросили студентов оценить влияние получаемого ими образования на будущий карьерный рост по 7-балльной шкале (1 — максимально отрицательно, 4 — отсутствует, 7 — максимально положительно). Не секрет, что многие студенты рассматривают своё обучение лишь как вынужденный способ получения диплома, не помогающее будущей карьере. Нас интересовало, какова ситуация среди студентов IT-специальностей в ведущих ВУЗах страны. Оказалось, что это мнение характерно и для наших респондентов.
Несмотря на то, что 18% указали на важность для карьеры знаний и навыков, полученных в ВУЗе, в вопросе про барьеры 14% указали на «неактуальность навыков, полученных в ходе образования». Иными словами, это может как помочь в строительстве карьеры, так и помешать.
Рассмотрим подробнее самый важный для большинства студентов «барьер» — «неподготовленность к условиям рынка труда». Это может выражаться в различных факторах, но одним из наиболее значимых является нацеленность российской системы высшего образования на передачу знаний, а не на выпуск профессионалов, подготовленных к конкуренции на рынке труда.
Опрошенные студенты не оказали большого внимания таким факторам, как «инфраструктура ВУЗа» (ярмарки вакансий, связи с компаниями, бизнес-инкубаторы и др.) «контакты, приобретённые в ВУЗе». Это может говорить как о низкой информированности студентов о партнерских возможностях ВУЗа и компаний, так и о недостаточных усилиях по вовлечению этих возможностей в образовательный процесс и в процесс набора сотрудников.
Полученные нами данные позволяют каждому сделать как положительные, так и отрицательные выводы. Для себя мы свои сделали, а к чему пришли для себя вы?
Автор: